ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИНСТИТУТ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВЛАДИМИР ИЛЬИН
ВЛАСТЬ И УГОЛЬ:
ШАХТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВОРКУТЫ
Москва 1998
Содержание
Введение.
1. Буря и натиск: шахтерское движение в 1989-1991 гг.
2. Организация шахтерского движения.
3. Развернутое строительство капитализма.
4. Воркута и большая политика.
5. Воркута на чемоданах.
6. Битва за зарплату.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Воркута – это шахтерский город средних размеров, расположенный в Заполярье Европейской части России. Сам по себе город малозаметен как по своим размерам, так и по местоположению. Однако на всех этапах новейшей истории нашего государства в нем протекали процессы, с одной стороны, типичные для советского и постсоветских обществ в целом, а с другой – эти процессы приобретали исключительно чистую форму, доводя логику породившей их системы до границы с зоной абсурда. Поэтому изучение локальной истории Воркуты интересно не только и не столько с точки зрения краеведения, а прежде всего для теоретического понимания технологии крупномасштабных социальных процессов.
Воркута возникла в начале 1930-х гг. в качестве концлагеря, главной целью которого была добыча угля для металлургической промышленности Европейской части СССР. Ее создание потребовало строительства гулаговскими методами Северной железной дороги. На протяжении 1930-1950-х гг. это был город-концлагерь, в котором тенденции развития социальной структуры государственного социализма были доведены до логического предела, до перерастания в абсурд.
Во второй половине 1950-х гг. по всей стране началось свертывание гигантской системы принудительного рабского труда, созданной в годы сталинского социализма. В Воркуте это был ключевой процесс, от хода которого зависела судьба города. В результате его на смену рабскому труду заключенных пришел труд завербованных свободных рабочих. Однако дух лагеря в городе, на шахтах был неистребим, несмотря на то, сам лагерь трансформировался в небольшую местную зону стандартных размеров, не имеющую никакого отношения к шахтам, а большинство бывших зэков постепенно покинули Воркуту. Новые, уже свободные мигранты, никогда не знавшие тюрьмы, прибывали в Воркуту и, сами часто того не ведая, окунулись в атмосферу, сформированную ГУЛАГом. Она давал себя знать в массе мелких деталей, каждая из которых сама по себе мало что говорила. Это и Дисциплинарный устав, своей жесткостью, бесправием рабочих напоминавший предшествующую эпоху. Это и шахтерский быт, частично загнанный в структуры сталинской эпохи: переоборудованные тюремные бараки на фоне украсивших центр Воркуты домов лагерной элиты, выполненных в стиле сталинского классицизма. Это и культ силы, придавший особый колорит городской субкультуре. На его основе выросли мощные преступные группировки молодежи, о которых в 1980-е гг. заговорили далеко за пределами Воркуты и которые стали питательной почвой для формирования в последующие годы воркутинской мафии. Это даже язык, на котором общались воркутинцы самых разных групп, в том числе и элитарных – язык, перенасыщенный матом, жаргоном. Дух сталинского лагеря лежит, видимо, и в основе объяснения особо стойкого антикоммунизма жителей этого города.
В 1960-80-е гг. Воркута развивалась по синусоиде: подъем в результате реконструкции шахт сменился скоре застоем, который в Воркуте ощущался особенно сильно: в результате изменения структуры топливного баланса газ и нефть оттеснили уголь на задний план, что привело к падению статуса всей угледобывающей отрасли, государство уже не имело прежних оснований и средств для развития Севера, исключая нефтегазобывающие регионы. Север утратил былую привлекательность как место зарабатывания больших денег. Воркута оказалась на пересечении этих двух глобальных социальных процессов. Совокупность всех перечисленных факторов и привела к тому, что воркутинские шахтеры стали ударной силой борьбы против режима КПСС, сыграли активную роль в поддержке, подталкивании политических и экономических перемен, охвативших страну с конца 1980-х гг.
Предметом данного исследования является шахтерское движение Воркуты, начиная с 1989 г.
Работа выполнена в период с 1992 по 1998 гг. В ее основу положены материалы ряда архивов Воркуты и Сыктывкара, Коми республиканской и воркутинской прессы, многочисленных интервью, проведенных с разными группами людей, занятых на угледобывающих предприятиях Воркуты, членами их семей, журналистами.
Время для написания глубокой аналитической книги о сложной и запутанной истории Воркуты периода кризиса и реформ еще не пришло: «большое видится, - как сказал Есенин, - на расстоянии». Поэтому данная книга – это серия очерков, в которых я пытаюсь через описание подойти к пониманию причин и механизмов, лежавших в основе изучаемых процессов. Некоторые очерки выполнены в жанре этнографического социологического исследования, для которого характерно детальное описание процесса в качестве самоцели. Это описание дает почву для вторичного анализа и выполняет в науке ту же функцию, что и публикация документов.
* * *
Работа написана мной, но это стало возможным лишь благодаря помощи целого ряда людей. Инициатором проведения исследования и главным его вдохновителем является Саймон Кларк, профессор университета Уорика (Великобритания). М.Ильина, Л.Галева и М.Добрякова в течении ряда лет собирали информацию, опубликованную в городских и республиканских газетах. М.Добрякова проводила сбор информации в архивах Сыктывкара и Воркуты, осуществляла ее статистическую обработку. М.Ильина осуществляла редактирование текста. Большую помощь в работе над темой оказал Н.Н.Сеничкин, воркутинский правозащитник 1980-х гг. и автор рукописи «Борьба на коленях», посвященной истории шахтерского движения 1989 г. В работе использован с соответствующим упоминанием ряд неопубликованных материалов, собранных в ходе исследований в Воркуте, осуществленных директором Института сравнительных исследований трудовых отношений В.Борисовым и сотрудниками его Самарского филиала. Кроме того, при написании работы широко использованы материалы журналистов воркутинской газеты «Заполярье» (в основном опубликованные), а также их консультации. Особсобенно значительная поддержка была оказана журналистом С.Горским, который в течении ряда лет освещает в «Заполярье» проблемы шахтерского движения. Помимо его опубликованных статей, в работе использованы предоставленные им неопубликованные документы и материалы, очень полезны были данные им консультации. Большая помощь при работе над книгой была оказана сотрудниками Воркутинского краевого музея, архива «Воркутауголь». В качестве экспертов выступали многочисленные руководители и активисты Независимого профсоюза работников угольной промышленности, Независимого профсоюза горняков, профсоюза ИТР Воркуты, Воркутинсского городского рабочего комитета. В проведении полевых исследований в Воркуте со мной принимали участие Питер Фэебразер (Уорикский университет, Великобритания), Леонард Бернардо (тогда аспирант Колумбийского университета, США), Мария Добрякова (сотрудница социологической лаборатории Сыктывкарского университета).
Иссследование выполнено при поддержке Института сравнительного изучения трудовых отношений, Российского гуманитарного научного фонда и Программы поддержки высшего образования (RSS/HESP).
Глава 1
БУРЯ И НАТИСК:
ШАХТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1989-1991 ГГ.
В этой главе в виде хроники рассматривается процесс зарождения шахтерского движения Воркуты на уровне мелких акций протеста на отдельных участках до его превращения в массовое движение, которое почувствовало свою силу и начало диктовать свои требования центральным властям. Весь этот длинный путь качественного скачка хронологически уместился в период с весны до конца 1989 г.
Именно в этот период в Воркуте сформировалось массовое оппозиционное во всех отношениях шахтерское движение, ставшее одним из важнейших факторов социально-политической трансформации страны. Десятилетиями всевластная КПСС, начиная с лета 1989 г., на шахтах и площадях Воркуты почувствовала, что почва зашаталась под ногами. В это время стали зарождаться органы шахтерской власти в форме стачкомов шахт и города, бросившие вызов существующей административной системе управления. На шахтерских митингах и в стачкомах в 1989 г. в хаотическом процессе выкристализовывается идеология нового рабочего движения, нашедшая выражение в длинных требованиях, предъявлявшихся бастующими центральным и местным властям. Именно в 1989 г. было задано направление трансформации системы управления угольной промышленностью города на ближайшие годы, которое в свою очередь послужило отправной точкой для реформ менеджмента в середине 1990-х гг.
Это был романтический период бури и натиска, когда с каждым днем в шахтеров вселялась вера в собственные силы, апогеем стало убеждение, что все возможно, что все в их руках, владеющих безотказным орудием пролетариата – стачкой.
«СОЛИДАРНОСТЬ»
В конце 1980-х гг. по мере того, как преследования инакомыслящих в СССР смягчались, а количество причин для оппозиционного все возрастало, стали появляться все новые и новые борцы за справедливость, все громче стали звучать их голоса, все чаще они стали сплачиваться в группы. Кроме того, правозащитная деятельность, развивавшаяся прежде в основном в Москве и Ленинграде, под прикрытием иностранных журналистов и посольств, остро реагировавших на всякие репрессии, проводившиеся у них под носом, теперь все шире стала проникать в далекую провинцию, где рассчитывать на зонтик мирового общественного мнения не приходилось. Появились такие активисты и в Воркуте.
Нельзя сказать, чтобы борьба за собственные права была для Советского Союза чем-то совершенно новым. тысячи людей, считавших, что с ними обошлись несправедливо, всегда писали жалобы во все инстанции, начиная с парткома родного предприятия и кончая Генеральным секретарем ЦК КПСС. В период так называемого "развитого социализма" появились даже на письма Владимиру Ильичу Ленину по адресу: Москва, Мавзолей. Однако письменная индивидуальная жалоба или приход на прием к начальнику - это интимная, форма борьбы, не порочащая "социалистическую реальность", не подрывающая устои. Поэтому власти всегда относились к ней лояльно. Кроме того, жалобы позволяли держать под контролем сверху местный аппарат. Поэтому руководители высшего уровня, используя массовый поток жалоб всегда могли сказать словами героя русской сказки: «Высоко сижу, далеко гляжу..».