Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию (стр. 3 из 13)

Завещатель может не только назначить, но и подназначить наследника, т.е. указать в завещании другого наследника на случай, если назначенный им наследник или наследник по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с наследодателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, не будет иметь права наследования как недостойный.

Распоряжение о подназначении наследника парализует действие установленных законом правил о переходе наследства к наследникам по закону последующих очередей (ст. 1141 ГК РФ), о наследовании по праву представления (ст. 1146 ГК РФ), о наследовании в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ), о порядке приращения доли отпавшего наследника (ст. 1161 ГК РФ).

Гражданин вправе в завещании указать о лишении наследства наследников по закону (одного или нескольких). Нужно отметить, что, оставляя наследство одному из законных наследников любой очереди либо постороннему лицу, завещатель тем самым фактически лишает наследства других наследников по закону[12]. Однако положение этих наследников отличается от положения наследника, лишенного наследства специальным завещательным распоряжением. Такое распоряжение означает, что лишенный наследства наследник ни при каких обстоятельствах не может быть призван к наследованию. Более того, к наследству не будут призываться по праву представления и потомки такого лица (п. 2 ст. 1146 ГК РФ), а также его наследники в порядке наследственной трансмиссии. В отличие от этого наследник, просто не упомянутый в завещании, вправе наследовать по закону, если имеется или откроется такая возможность: завещана только часть имущества, наследник по завещанию не принял наследство или отказался от него и т.п. Только обязательный наследник не может быть лишен наследства по воле завещателя.

Отмена или изменение завещания (как в целом, так и в отношении имеющихся в нём отдельных завещательных распоряжений, в том числе смена «круга наследников») производится посредством нового завещания.

Новое завещание, не содержащее прямых указаний об отмене прежнего завещания или имеющихся в нём отдельных завещательных распоряжений, отменяет это прежнее завещание в той части, в которой оно противоречит новому[13].

Завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отмене, совершённым в форме, установленной ГК РФ для совершения завещания.

В случае недействительности нового завещания или распоряжения об отмене завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием. Однако, важно отметить, что если новое завещание отменено самим завещателем, то прежнее (отменённое этим новым) завещание автоматически не восстанавливается.

Отметим еще один нюанс, вызывающий вопросы на практике. Для этого приведем пример:

«При рассмотрении дела по иску Костяшкиной и Мартемьяновой к Логинову К. возник спор о праве наследования вклада в сберегательном банке. Логинов Н., имевший вклад в сберегательном банке, сделал завещательное распоряжение, согласно которому завещал вклад своей жене, Логиновой Е. 6 мая 1987 г. Логинов Н. умер. 21 июля 1987 г. умерла Логинова Е., которая не переоформила вклад на свое имя.

Сын Логинова Н., Логинов К., обратился в нотариальную контору и ему было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в состав этого наследства был включен упомянутый вклад Логинова Н. На основании выданного свидетельства Логинов К. вклад получил. Сестры Логиновой Е. - Костяшкина и Мартемьянова - предъявили иск, оспаривая законность выдачи Логинову К. свидетельства о праве на наследство по закону на упомянутый вклад. Свое требование они мотивировали тем, что поскольку Логинов Н. оформил завещательное распоряжение на вклад, согласно которому после его смерти он переходит по наследству к его жене, Логиновой Е., а она умерла после Логинова Н., то после смерти Логиновой Е. право наследовать вклад переходит к ее наследникам. Логинов К. - пасынок Логиновой Е. - не является ее наследником по закону и поэтому наследовать вклад после смерти Логиновой Е. при отсутствии завещания не мог.

Нижегородский областной суд, рассмотревший дело по первой инстанции, удовлетворил исковые требования Костяшкиной и Мартемьяновой о признании недействительным свидетельства о праве Логинова К. на наследство по закону на вклад и о признании у истцов права на упомянутый вклад.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационной жалобе Логинова К., признала решение Нижегородского областного суда законным и обоснованным и оставила его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ, в частности, указывалось, что после смерти своего отца, Логинова Н., Логинов К. не мог наследовать вклад, поскольку он (Логинов Н.) оформил завещательное распоряжение в пользу Логиновой Е., которая умерла позже Логинова Н., и, независимо от того, переоформила она завещанный ей вклад на свое имя или не переоформила, право наследовать вклад возникает у ее наследников, а не у наследников Логинова Н., каковым являлся ответчик по делу[14].

Завещатель вправе сделать распоряжение по поводу судьбы любого имущества, как того, которое принадлежит ему на день составления завещания, так и того, которое он приобретет в будущем. Поэтому он не обязан представлять доказательства принадлежности ему имущества, о котором идет речь в завещании. При этом при жизни завещателя завещанное имущество еще не становится наследственным имуществом, и завещатель ни в коей мере не ограничен в праве распоряжаться им. Состав имущества определяется на день смерти наследодателя.

В завещании может быть определена судьба всего имущества, его части, отдельных предметов и конкретных прав. Завещательные распоряжения могут содержаться как в одном, так и в двух или нескольких завещаниях.

Завещатель вправе определить или изменить доли наследников в наследственном имуществе.

Если к наследованию по закону или по завещанию призываются несколько наследников, у них возникает общая долевая собственность, т.е. каждый из наследников имеет определенную долю в праве. В наследственном праве действует принцип равенства долей, и только завещатель может отступить от этого принципа. При этом при наследовании по закону доли наследников считаются равными, если наследодатель своим завещательным распоряжением не изменил соотношение долей. При наследовании по завещанию доли считаются равными, если в завещании не указаны доли наследников либо если в завещании не указаны конкретные вещи или права, которые предназначаются определенным наследникам.

В практике имеют место случаи, когда при завещании неделимой вещи нескольким наследникам указывается не доля в праве собственности, а конкретные части этой вещи в натуре (например, по комнате в квартире, по этажу на даче и т.п.)[15].

Известно, что неделимой считается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения (ст. 133 ГК РФ). Поэтому при исполнении такого завещания возникали определенные трудности. В настоящее время законом специально урегулирована именно данная ситуация. При завещании частей неделимой вещи в натуре она должна считаться завещанной в долях, а размер доли определяется соответственно стоимости указанных в завещании частей. Но при этом не игнорируется и воля завещателя. Она учитывается при определении порядка пользования неделимой вещью. При согласии наследников порядок пользования указывается и в свидетельстве о праве на наследство, и в реестре при регистрации прав на недвижимость. В случае спора доли наследников в праве на неделимую вещь и порядок пользования ею определяются судом.

1.3 Основания наследования

Законодатель в ст. 1111 ГК РФ, определяя основания наследования, указывает, что оно осуществляется по завещанию и по закону. В отличие от ГК РСФСР часть третья ГК РФ поменяла их местами. Если в ГК РСФСР на первом месте указывало наследование по закону, а наследование по завещанию находилось на втором месте, то теперь первое место заняло наследование по завещанию, а наследование по закону перешло на второе место. Соответственно, этот порядок сказался и на структуре разд. V Кодекса, где гл. 62 «Наследование по завещанию» также опередила гл. 63 «Наследование по закону».

Такой порядок оснований наследования можно объяснить структурой ст. 1111 ГК РФ, часть вторая которой закрепляла, что наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ, тем самым, отдавая приоритет наследованию по завещанию. К «иным случаям» можно отнести, например: отказ наследника по завещанию от наследства в пользу наследника по закону; признание наследника по завещанию не имеющим права на наследство; признание завещания недействительным и др[16].

На практике может случиться, что наследодатель завещал часть имущества лицу, которое является наследником по закону. При этом оставшаяся вне завещательного распоряжения часть наследственного имущества подлежит распределению между наследниками по закону, включая того, который часть имущества получит по завещанию.

По своей сути наследование по завещанию можно рассматривать как сложный юридический состав, основными элементами которого являются: завещание, составленное завещателем при его жизни, открытие наследства в связи со смертью завещателя, вступление в права наследования.

В свою очередь, завещание можно рассматривать как одностороннюю сделку, основанную только на волеизъявлении завещателя, оформленном в порядке, установленном законом. При этом следует иметь в виду, что завещание может быть совершено только гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Никаких требований к дееспособности наследников, указанных в завещании, не предъявляется, как и не требуется их волеизъявления на содержание завещания, поскольку завещатель вправе по своему усмотрению, отменить или изменить совершенное завещание.