Смекни!
smekni.com

Тема: формирование навыка (стр. 3 из 8)

Важную роль при письме играет качество ручки, способ ее держания.

Наиболее распространенным средством является шариковая ручка. Лучше всего использовать ручку с мягким стержнем. При письме шариковую ручку нужно держать под углом 50°-60°тремя пальцами: большим, указательным и средним - большой и средний удерживают ручку, а указательный поддерживает ее сверху. Держат ручку свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец.

Прогибание первого сустава указательного пальца ведет к мышечному напряжению и быстрому утомлению и не позволяет ускорить темп письма. Расстояние от кончика пера до указательного пальца должно быть 2 см. Цвет пасты должен быть темно - синим, темно-фиолетовым. Ручку следует держать так, чтобы ее верхняя часть не лежала на большом пальце, а была поднята выше к суставу указательного пальца. В то же время, если при письме ручка расположена перпендикулярно столу и прижимается к

указательному пальцу, процесс письма очень затруднен.

Необходимо также соблюдать гигиенические нормы продолжительного письма. Продолжительность письма без переутомления составляет в начале урока около 3-х минут, в середине 2 минуты, в конце - одна.

Объем непрерывности письменности работ для I класса допустим в размере 30 букв, во II - до 80, в III - до 120 букв.

Занятие по чистописанию рекомендуется проводить вначале урока.

Таким образом, даже для здорового и хорошо подготовленного ребенка письмо остается совсем не простым делом. Поэтому ученые, учителя во все времена искали пути обучения детей первоначальному письму.

5. Методика обучения четкому и красивому письму разработана в

XIX-XX вв.

В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания.

Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.

Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв.

Столь же важное значение в обучении письму придавал К.Д. Ушинский и первоначальным упражнением в письме элементов: «Основательное, ничем не пренебрегающее обучение постепенно ускоряет свой ход: учение, много пропускающее в начале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков».

Указания великого русского педагога не утратили силу и по сей день. Подготовительные упражнения справедливо занимают определенное место в системе обучения письму в школе.

Большинство методистов при разработке вопросов обучения письму исходили из принципов поэлементного изучения букв. Так, в «Руководстве к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц» П.Е.Градобаева (1871 г.), есть указания о штрихах или элементах.

Методисты-каллиграфы более позднего периода (В.П. Вахтеров, Ф.В. Греков, B.C. Гербач, И.Е. Евсеев) разработали стройную систему поэлементного обучения детей письму. Каждый элемент в их системе выступает как четкое дифференцированное понятие и обозначается определенным термином, например: «прямая черта», «черта, закругленная снизу», «черта, закругленная вверху», «черта, закругленная вверху и внизу», «полуовалы», «левый овал», «правый овал».
В «Методическом руководстве обучения письму» (1899 г.) В.С. Гербач ряд существенных дидактических требований, которым должен

удовлетворять рациональный способ обучения школьников письму:

а) возбуждение любознательности и охоты к учению; б) развитие самодеятельности и способности наблюдать, запоминать, сличать. Автор считал, что обучение письму надо строить так, чтобы «ученики на основе изученных элементов выводили ряд букв, подлежащих изучению, сами разлагали их на части и определяли их взаимное отношение». Существенное внимание, по мнению B.C. Гербача, должно уделяться развитию способности учеников находить черты сходства и различия между буквами и подробно отличать каждую букву, прежде чем приступать к ее изображению. Следовательно, еще в конце прошлого столетия B.C. Гербач близко подошел к проблеме развития аналитико-синтетической деятельности детей в процессе обучения их письму.

Совершенствование методов шло с учетом закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличение доли сознательности при их написании. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В практику школы внедряются исследования ученых - гигиенистов А.С. Вирениуса.

Методисты - каллиграфисты советского периода (Д.А.Писаревский, В.А.Саглин, Н.Н.Боголюбов) разрабатывая методику обучения детей письму в традиционном плане, считали, что воспроизведение букв на бумаге, обязательно должно подготавливаться написанием отдельных частей или элементов письменных знаков.

В 1969 году в школах Российской Федерации был введен упрощенный рукописный шрифт.

Преобладающее большинство букв упрощенного алфавита по своим начертаниям приспособлено к безножимному письму шариковой ручкой, что способствует развитию навыков безотрывного скорого письма.

Методы обучения письму имеют свою историю. В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, метод Карстера и др.

Копировальный метод был введен в XIX веке и состоял в том, что учитель писал в тетрадях точками или бледными чернилами буквы и слова, а учащиеся обводили их, привыкая к форме букв. Такой прием обучения отнимал много времени у учителей и стал затруднительным при переходе на классную систему обучения.

Очень эффективный данный метод для специальных целей в индивидуальной работе с детьми на ранней стадии обучения. Д.А. Писаревский считал, что умелое применение этого метода может дать определенный эффект при исправлении почерка учащихся.

Примеры копировального метода в настоящее время мы находим в «Прописях», действующих в школе.


Целесообразно давать учащимся при формировании навыков письма копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку.

В начале процесса обучения данный метод рекомендуется всем детям, а по мере овладения приемами письма можно оставить для индивидуальной работы.

В современной школе применяется так же разновидности копировального метода - списывание учащимися с готового образца и воображаемое письмо или обведение над образцом.

Линейный метод тоже довольно старый метод. Он заключается в том, что дети сначала упражняются в начертании букв крупных размеров (8 мм) по двум линейкам с частыми наклонными линиями. Этот способ облегчает письмо букв, правильность их начертания, одинаковую высоту, одинаковое расстояние между элементами букв и отдельными буквами.

Детям предлагается писать буквы крупных размеров по разграфленной сотке еще и потому, что этим они приучаются к правильным движениям пальцев.

Генетический способ. Он имеет ввиду обучение, построенное на постоянном нарастании трудностей при письме. Ввиду этого учащиеся знакомятся с письмом букв и их элементов не в порядке алфавита, а в порядке трудностей их написания. Ценность этого способа заключается в том, что при усложнении работы учащимся дается постепенно только по одной трудности, благодаря чему письмо усваивается легче и успешнее. Буквы при этом разбиваются на группы по составу сходных элементов.

Впервые о генетическом способе упоминал немецкий художник Дюрер еще в XVI веке. Он доказал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.

В традиционной современной методике порядок изучения рукописных букв в букварный период обусловлен системой обучения грамоте: ознакомление с буквами определяется букварем. Дальнейшее обучение письму (чистописание) проводится в генетической системе. Чистописание в этой системе рассматривается не как изолируемый предмет, тренирующий только движение руки: зоркости глаза путем «технических» упражнений, а в связи со всей системой обучения русскому языку.

Тактильный или ритмический способ - это письмо под счет (под такт). Тактирование содействует плавности движений, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, пишущих медленно, развивает четкость и решительность движений, дисциплинирует класс.

Но при длительном и постоянном применении этого способа дети утомляются. У них притупляются интерес к работе.

Современный ученый - методист Н.А.Федосова предлагает применять этот метод только после того, как дети усваивают начертание буквы, написав ее в тетради 2-3 раза, и с ориентировкой на пишущего в среднем ученике. Именно спокойный ритм помогает добиться плавного движения руки по строке и в дальнейшем дает плавное красивое и быстрое письмо. К этому выводу пришел еще К.Д.Ушинский.


Метод Карстера. В начале XIX века в школах Лондона стал применяться метод, предложенный английским педагогом Карстером. Этот способ ставил главной задачей выработку у учащихся на основе изучения физиологической стороны процесса письма четкой и красивой скорописи.

Придавая большое значение развитию механизма письма при правильном положении и действии пишущего аппарата, Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера.