Смекни!
smekni.com

Возражения касательно докт ринальных принципов православия (стр. 94 из 96)

В украинском православии, ведущем свою хиротонию от Константинопольского патриарха, реформы также были не редки. Присоединившийся в 2002 году к Украинской Автокефальной Православной Церкви (Соборноправной) Северной и Южной Америк (УАПЦ-С) и возведенный в епископский сан священник Олег Кулик в 2004 году образовал собственную юрисдикцию в Украине под названием Украинская Автокефальная Православная Церковь (каноническая) (УАПЦ-К), приняв митрополичий, а в следующем году и патриарший сан под именем Моисей. Патриарх Моисей в своей церкви отказался от иконостаса, оставив вместо него только его остов в виде арок, и от почитания святых, а в раздаваемые антиминсы вшивал вместо мощей причастный хлеб.

«Реформация православной церкви в России – это не утопия, реформация уже началась», – считает архиепископ Апостольской Православной Церкви Возрождения Сергий Журавлев. Этот священник был рукоположен трижды: по православным канонам, через рукоположение протестантов-харизматов и посредством хиротонии епископов-реформаторов Православной Церкви Возрождения, возглавляемой митрополитом Стефаном Линицким. По его мнению, суть реформации православия состоит в том, чтобы провозглашать Слово Божье, а не предания человеческие. Людям нужно личное общение с Живым Богом, а не простое исполнение обрядов и следование традициям. По этой причине у прихожан возникает все больше вопросов, на которые они хотят получить ответы.

О своем сближении с протестантизмом Сергий Журавлев пишет следующее: «В конце 1997 года, когда я впервые «живьем» услышал проповедь протестантского пастора Сандея Аделаджи, я очень удивился. Ведь я был уверен, что этот человек не изучал глубоко труды отцов Церкви, не читал, например, Василия Великого, Григория Богослова… Но в проповеди пастора Сандея я услышал те же истины, практически дословно, что и у этих ранних христианских служителей. После я в разговорах пытался выяснить у Сандея, кого же из отцов Церкви он все-таки читал. И к ужасу своему я узнавал, что труды многих из тех святых, откровения которых проповедовал, пастор никогда не читал. Значит, те же откровения Сандей получил от Бога… Оказалось, Господь реально живет в сердце чернокожего протестанта! Этот человек ходит в том же Духе Божьем, Господь учит его тем же истинам, что и древних отцов церкви. Для меня это была сенсация! Многие религиозные предубеждения мои тогда стали рушиться» (Христианская газета «Колокол», №9 (151), 2006).

Далее Сергий Журавлев указывает на признаки реформации православия: «Выдающийся деятель реформации в православной церкви – отец Александр Мень. Он не проводил внешней реформы богослужения, но принес в церковь внутренние перемены. Отец Александр сделал очень много для духовного просвещения людей, для того, чтобы они понимали суть христианства. А еще для того, чтобы служение церкви было сконцентрировано вокруг главного – вокруг Иисуса Христа. Покойный архиепископ Михаил Мудьюгин, который в последние годы своей жизни тоже твердо встал на позиции Евангелия, сделал очень важное заявление: он сказал, что сегодня Бог дает России шанс принять самого Христа, принять спасение. Начинается время не православной традиции, а православного христианства. Господь поднял внутри Русской православной церкви многих духовных реформаторов. По милости Божьей, мы сегодня продолжаем их благородную миссию».

Среди сторонников «мягких» реформ православия можно упоминать многих духовных преемников Александра Меня, обращающих большое внимание на возможность духовного единства между лицами различных вероисповеданий. Например, священник Александр Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» отмечает: «Люди, которых можно назвать святыми XX века, - такие, как Максимилиан Кольбе, Тереза из Калькутты, Мартин Лютер Кинг, мать Мария (Скобцева), - принадлежат к разным христианским исповеданиям (соответственно: католик, протестант, православная), но их объединяет самое главное: они не проливали ничьей крови, а сами жертвовали жизнью ради своих ближних и дальних. Их целью было не отстаивание любыми средствами догматов веры или того или иного способа перекреститься, а стремление соединить всех людей любовью, которую в них породил Христос, независимо от вероисповедания, национальности, цвета кожи и т.п. Эти люди являются для нас провозвестниками нового христианства - не православного, католического или протестантского, но подлинно вселенского христианства. Христианства, так сказать, с "человеческим лицом"».

Вот как Александр Борисов объясняет необходимость понимания того, что Дух Святой действует во многих христианских церквах: «Развитие разных народов, как известно, идет неравномерно. Одни живут, окруженные роботами и компьютерами, другие еще находятся в каменном веке (некоторые племена в Бразилии и Австралии). Точно так же неравномерно происходит и развитие христианских Церквей. Для членов одних Церквей принадлежность человека к той или иной конфессии практически уже не имеет никакого значения, важно только, чтобы он в жизни своей искал Христа и по-настоящему жил с Ним в сердце. В других Церквах, пожалуй, и руки не подадут тем, кто не принадлежит к их исповеданию или даже именно к их Церкви. Чем более консервативна та или иная Церковь, тем больше в ней духовных черт прошлого, тем дальше отстоит она в своем духовном возрасте от XX века, в котором она живет. И тем труднее ей стать для своих соотечественников устами Христа, проповедующими Евангелие, поскольку в Ее культе, вероучении, во всей Ее жизни много такого, что человек XX века может воспринять, лишь отступив назад, в психологические и духовные установки прошлых веков. Это отступление, при всей его кажущейся надежности и патриотичности, на деле оборачивается духовным инфантилизмом, становится тормозом на пути к Христу, так как много сил и энергии уходит на внутреннее оправдание и удерживание вещей в значительной степени второстепенных по сравнению с самым главным, что нам открывается в Иисусе Христе и Его Евангелии».

Православный христианин и основатель информационного портала «Религия и СМИ» Александр Щипков, участвуя в Круглом столе, организованном им в апреле 2003 года, отмечал: «Реформация православия или, правильнее сказать, протестантизация православия беспокоит многих в православном епископате. И не беспочвенно, потому что сегодня уже совершенно очевидно, что, скажем, неопятидесятники нашли в русской душе какие-то струны и получают отклик. Однако, я уверен, что мы станем свидетелями встречных процессов, потому что проникновение в протестантизм православных идей, элементов обряда – тоже очевидный факт. За этим следует и изменение образа мысли, и частичная ревизия учения – пусть "микроскопических" элементов учения. Всё чаще в беседах с русскими протестантами я сталкиваюсь с патриотами и даже государственниками, что, согласитесь, не свойственно российским протестантам. И это не только церковь Недзельского в Петербурге, но десятки общин в России и Украине». В ответ на это замечание профессор экономики Александр Зайченко, заметил: «Мы-то сами себя давно уже называем «православными протестантами».

Щипков упомянул такую одиозную фигуру в российском протестантизме как Е.Н. Недзельский, о котором нужно сказать пару слов. Этим баптистским служителем в 1993 году была организована межконфессиональная радиостудия "Теос". В своих проповедях и выступлениях по радио Евгений Недзельский выступал за соединение баптистской догматики, национальной духовной традиции и умеренного политического патриотизма. За слишком тесные контакты с православными и попытки придать баптистскому богослужению национальный характер Недзельский был через некоторое время отлучён от ВСЕХБ. Тем не менее отлученному служителю удалось основать Евангелическую Русскую Церковь (ЕРЦ), в которой был заведен новый вид богослужения, состоящий из смеси православных и протестантских элементов. ЕРЦ начала быстро расти, став одной из крупнейших евангельских церквей Санкт-Петербурга. К 2003 году на её воскресные богослужения собиралось до одной тысячи человек.

Поскольку ЕРЦ стала единственной протестантской церковью, способной реально конкурировать с харизматическими церквами в Питере, последние начали против него травлю. Правда, долго искать повода для снятия с него директорства на радиостанции им не пришлось, поскольку Недзельский придерживался учения о возможности спасения после смерти. В 2003 году обнаружились и нравственные грехи пастора, в результате чего он сложил с себя полномочия пресвитера ЕРЦ и главного редактора радио «Теос». Тем не менее Евгений Недзельский был отлучен собственной общиной, поскольку за время разбирательств она уменьшилась в десять раз. После отлучения скомпромитировавшего себя пастора ЕРЦ снова начала расти. Несмотря на падение Недзельского, основанная им церковь продолжает существовать, указывая на жизнеспособность созданной им концепции национальной церковной структуры.

Наконец, важно отметить некоторые сдвиги православия к протестантизму в канонической форме. Я имею в виду принятую на Всемирном Русском Народном соборе 2005 года «Декларацию о правах и достоинствах человека». Это решение однозначно показывает стремление Православной Церкви как-то интегрироваться в протестантское мировоззренческое пространство. Хотя РПЦ МП видимо отнеслась к западному представлению о правах человека осторожно, тем не менее оно не отрицалось. В целом было ясно, что православие признало, что индивидуальные и моральные ценности имеют такое же важное значение как и ценности религиозные. По крайней мере, Декларация о правах человека обеспечивает соблюдение свободы вероисповедания. Хотя, православные лидеры заявили о том, что нравственное начало должно доминировать над индивидуальным и мораль над свободой, тем не менее ценность личного отношения к вопросам веры они признали. Разумеется, что с православными замечаниями относительно западной свободы, грозящей перейти в обыкновенный произвол, согласится каждый восточноевропейский протестант, однако он предпочитает защищать общество от этой опасности моральными, а не политическими средствами.