Смекни!
smekni.com

Возражения касательно докт ринальных принципов православия (стр. 95 из 96)

Таким образом принятием данной Декларации русское православие заявило о своей готовности к диалогу с западным христианством. Как известно, подготовку и продвижение всех документов данного Собора осуществлял Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Правда, уважаемый митрополит забыл о том, что религиозные ценности, на которые опирается предложенная им Декларация, в самом христианском мире не одинаковы и толкуются по-разному. Православие предлагает решать общественные проблемы путем активного внедрения в политику общехристианских ценностей, поэтому и пытается объединить всех христиан путем признания авторитета Предания. Протестанты этому возражают, указывая на то, что и Предание не подходит для этой роли. Не лучше ли определить истинное понимание Писания путем свободного христианского диалога, опирающегося на индивидуальный опыт веры? Обеспечить возможность проведения этого диалога можно лишь путем отказа всей христианской поликонфессиональной Церкви от связи с политическими, экономическими, национальными и другими факторами общественной жизни, претендующими наложить свою лапу на это сугубо духовное дело.

Не достает места осветить выступления против официальной РПЦ других православных реформаторов, таких как, например, о. Зинон, о. Олег Вохмянин или монах Игнатий Крекшин. Этих сторонников реформирования православия много, но их выступления спорадические. Тем не менее когда-то это движение выйдет из берегов и уже никто его не остановит. Все эти пока еще разрозненные выступления православных мирян и клириков о необходимости реформ Православия можно объединить в одно массовое движение путем, предложенным еще в 1995 году Глебом Якуниным: «Восстановление Православной церкви в России, какой она по достоинству должна быть, невозможно без глубоких внутренних реформ и возвращения к демократическим принципам Поместного Собора 1917-1918 годов, на основании которых необходимо перестроить систему управления Русской православной церкви: отменить всевластие Патриархии Священного Синода, возродить каноническую выборность духовенства по всей вертикали иерархии».

Если единство Церкви будет достигаться при помощи свободного соборного начала, а не исключительно подчинения Преданию или формальной иерархии, она выживет; нет – будет болеть еще долго. Только индивидуальная, но качественная и жертвенная вера может создать подлинное единство Церкви. И это ничего, если против такой, Божьей Церкви всегда будет восставать другая, лишь номинально носящая это имя. Отступничество всегда было и будет. Наше же дело твердо держаться евангельских принципов и призывать к этому других. Пусть мы никогда не избавимся от второстепенных разногласий, однако к единству в главном стремиться мы обязаны. Главное же это – индивидуальная и признающая преимущественный авторитет Священного Писания вера в Бога, которой только и должна руководствовать и которой должна жить Церковь Христова.

Мы как несовершенные люди способны упускать из виду этот стержень христианской жизни, но не Бог, Который не способен отвести в сторону от него Своего взгляда ни на миг. Пойдет ли Православная церковь на признание личной веры в качестве основной своей доктрины, от этого будет зависеть возможность ее реформирования. Если уже католики и те пришли к согласию с лютеранами по вопросу оправдания исключительно по вере, то насколько же ближе между собой восточные протестанты и православные верующие.

Заключение.

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в своем сочинении под названием «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве» писал о размытости границ православной ортодоксии следующее: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Hе всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу. И в настоящее время в особенности можно встретить "православного" – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды - внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям». Фактически, если в этой цитате заменить слово «православный» на протестант, сказанное не утеряет своей справедливости.

И тут же архиеп. Иоанн указывает на истинный признак православности или ортодоксальности: «Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общений со святыми, ушедшими из этого мира), но по духу, по внутреннему человеку он - верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу - до смерти».

Наконец, он приводит ключ к христианскому единению: «Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой - стальной или словесной, все равно... Кидать камнями очень легко. И ветхий наш человек только ищет дозволенных предлогов для камня. Предлог ревности по вере - самый удобный. Защищается великая святыня - чистота веры и духа! Именно здесь, у защиты святыни должен человек облечься в святыню, подпоясать свои чресла постом и милостынею духа. В этом и будет Православие его жизни... Некоторые православные по-сектантски защищают свое Православие, орудуя текстами Писания или канонами, как палками, браня сектантов, или своих же православных (примеры древних и новых расколов), защищая веру свою без надежды на Бога, без любви к человеку. И наоборот, в некоторых сектантах проявляется православный дух в отношении того или иного вопроса. Hапример, в отношении непонимания общения с Hебесною Церковью (святыми) все сектанты будут "не признавать" этого общения, и не желая приобщаться к его опыту Духа, горделиво отвергать это общение, но один сектант будет обличать православных за их "идолопоклонство", другой - "отдаст суд Богу", и лишь кротко помолится о просвещении братьев православных светом истины». Евангельские христиане уверены, что если бы Церковь отказалась от мирских способов решения религиозных проблем, мир между христианами водрузился бы очень скоро. Мы нуждаемся друг в друге, чтобы лучше увидеть собственные ошибки и начать реформы собственных Церквей.

У восточных протестантов есть много общего с православными братьями. Прежде всего, это здоровый консерватизм в таких доктринах, как: Богодухновенность Писания, Троица, Богочеловечество Христа. В отличие от своих западных коллег они готовы даже признать Никео-Царьградский Символ Веры. Они в равной мере верят в моральные и межличностные отношения Бога к грешному человечеству, в ограниченный характер последствий первородного греха, в непринудительность благодати Божьей и в условный характер спасения или оправдания. Оба эти христианские вероучения признают спасительную роль личной веры грешника, а также дела в качестве, по крайней мере, признака спасения.

Несмотря на эти сходства, между ними имеется немало и различий. Самое первое обвинение в адрес православия состоит в ошибочном определении им положения Писания по отношению к Преданию, что привело к запрету на личное чтение и толкование Библии. Признание православными также и авторитетности неканонических книг Священного Писания весьма сомнительно для евангельских христиан. При этом ряд обвинений против доктрин, церковного устройства и практики Православной Церкви можно объяснить именно ее отходом от ранних церковных традиций.

К тем истинам, которые необходимо восстановить в православном богословии, относятся следующие: подчиненное положение Предания по отношению к Писанию; истолковывающее Писание, а не дополняющее его значение Предания; доктринальная, а не организационная и богослужебная апостольская преемственность; Церковь организационно свободная и независимая от государства; отличие между спасением (оправданием) и освящением (преображением); спасение исключительно по вере и покаянию; наставнические функции священноначалия; передача Божьей благодати (в православии обожение) без священнического и обрядового видов посредничества, но исключительно по вере; понимание благодати как не связанной с сознанием верующего силы; уверенность в спасении; церковное богослужение; свободное от заимствований из язычества.

Авторитет Церковного Предания сами православные христиане ограничили первыми семью Вселенскими соборами, однако евангельские христиане видят причины свести число последних лишь к двум, поскольку последующие ни к чему положительному не привели. Восточные протестанты также возражают против католических пережитков в православии в виде представлений о возможности оказания духовной помощи со стороны с одного человека (тем более умершего) другому. Они не могут согласиться с признанием накопления Божьей благодати (дары Божьи даются к служению, а не к накоплению), а также с заявлением о природном характере обожения («теозиса») в пользу морального (бессмертие христиане получат лишь в вечности), о постоянном (личностном) характере синергических взаимоотношений с Богом, а не прогрессивном (в спасительных отношениях нужно пребывать, а не возрастать). Они призывают православных христиан признать возможность гармонического единства между юридическим (прощение грехов) и фактическим (моральное преображение) аспектами оправдания, которое зависит от внутренних усилий христианина, а не от его внешней деятельности, вытекающей из них естественным (разумеется, для возрожденной природы) образом.