Смекни!
smekni.com

Наследование по законодательству РФ (стр. 11 из 13)

Завещательный отказ

В соответствии со ст. 1137 ГК завещатель вправе установить завещательный отказ (легат). Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности.

Предметом завещательного отказа может быть также передача от-казополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказополучателя и передача ему иного иму­щества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и т.п.

В частности, на наследника, которому переходит жилой дом, квар­тира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обя­занность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определен­ной частью.Таким образом, суть завещательного отказа состоит в том, что из всей совокупности прав и обязанностей, входящих в наследство, оп­ределенному лицу или лицам передается лишь какое-то определенное имущественное право. Соответственно в данном случае можно гово­рить о частичном правопреемстве.

Завещательный отказ не может быть установлен в каком-либо от­дельном документе, а должен быть частью завещания. При этом со­держание завещания может исчерпываться завещательным отказом. Поскольку завещательный отказ должен быть установлен в завеща­нии, он не может быть включен в завещание путем его толкования судом.

В основе легата лежит обязательственное отношение между на­следником (наследниками), на которого возложено исполнение отказа, и третьим лицом (лицами) (отказополучателем или отказополучателями), имеющим право требовать исполнения отказа. Таким обра­зом, отказополучатель выступает в качестве кредитора, а наследник является должником. При этом право требования отказополучатель имеет не ко всем наследникам, а только к тому наследнику по завеща­нию, доля которого обременена завещательным отказом, и не в отно­шении всего наследственного имущества, а конкретно указанного за­вещателем.

Соответственно к отношениям между отказополучателем (креди­тором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются общие положения об обязательствах (гл. 21—26), поскольку из правил ГК и существа завещательного от­каза не вытекает иное (п. 3 ст. 1137 ГК).

Завещательный отказ обременяет наследственное имущество, и поэтому при последующем переходе права собственности на имуще­ство, входящее в состав наследства, к другому лицу, право пользова­ния этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняется.

Обязанность исполнения отказа для наследника наступает лишь в случае принятия им наследства. Закон закрепил безусловное право отказополучателя отказаться от получения завещательного отказа. При этом отказ от части причитающегося ему по завещательному от­казу, отказ в пользу другого лица, отказ с оговорками или под усло­вием не допускается.

Возможно совпадение отказополучателя и наследника в одном лице. В этом случае право на принятие завещательного отказа не за­висит от права на принятие наследства и допускается принятие на­следства без принятия завещательного отказа, и наоборот.Если отказополучатель отказался от завещательного отказа, на­следник, обязанный исполнить завещательный отказ, освобождается от обязанности его исполнения за исключением случаев, когда отказополучателю подназначен другой отказополучатель.

Вопрос о возможности подназначения отказополучателя в тече­ние длительного времени оставался дискуссионным. Так, по мнению В.И. Серебровского, не может быть указано в завещании лицо, к ко­торому должно перейти право требовать исполнения обязательства в случае отказа легатария (лица, получающего завещательный отказ) или его смерти до открытия наследства[10]. Однако исходя из принципасвободы завещания и с учетом отсутствия прямого запрещения закона, предоставление права на подназначение отказополучателя не про­тиворечило бы действующему законодательству. По такому же пути пошло и законодательство. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1137 ГК право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. Однако отказополучателю в завещании может быть подназначен дру­гой отказополучатель на случай, если назначенный в завещании отказополучатель умрет до открытия наследства или одновременно с на­следодателем, либо откажется от принятия завещательного отказа или не воспользуется своим правом на получение завещательного отказа, либо лишится права на получение завещательного отказа в соответст­вии с правилами п. 5 ст. 1117 ГК.

Предметом завещательного отказа не может быть пожизненное содержание. Это объясняется тем, что поскольку продолжительность жизни отказополучателя неизвестна, возможна ситуация, когда стоимость пожизненного содержания превысит стоимость наследственно­го имущества.

Возможны ситуации, когда отказополучатель умирает после от­крытия наследства, не успев принять завещательный отказ. Возникает вопрос о том, переходят ли его права по наследству. В п. 15 постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. был сделан однозначный вывод о том, что права и обязанности отказополучателя прекращаются его смертью и не могут быть переданы им по наследству.

Завещательный отказ может быть возложен на нескольких наследников, он обременяет право каждого из них на наследство соразмерно его доле в наследстве, поскольку завещанием не предусмотрено иное.

Не включенные в текст завещания распоряжения, касающиеся завещательного отказа, не являются таковыми.

Завещательный отказ подлежит исполнению после того, как из наследственной массы будет удовлетворена обязательная доля и пога­шены долги наследодателя перед другими кредиторами. Таким обра­зом, если сумма долгов окажется равной сумме имущества, которую необходимо передать в силу завещательного отказа, его исполнение станет невозможным. Кроме того, наследник, на которого завещате­лем возложено исполнение завещательного отказа, должен исполнить его лишь в пределах действительной стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, превышающего размеры его обязатель­ной доли. Таким образом, закон устанавливает ограниченный объем исполнения завещательного отказа.

Завещательное возложение.

Новый ГК сохранил такую разновидность завеща­тельного распоряжения, как возложение, суть которого по ранее дей­ствовавшему законодательству состояла в возложении на наследни­ков по завещанию исполнения действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели. Формулировка, дан­ная в части третьей ГК, несколько иная. Так, в соответствии со ст. 1139 ГК завещатель может возложить в завещании на одного или нескольких наследников (как по завещанию, так и по закону) совер­шение какого-либо действия имущественного или неимущественного характера, направленного на осуществление общеполезной цели. Такая же обязанность может быть возложена на исполнителя завеща­ния при условии выделения в завещании части наследственного иму­щества для исполнения завещательного возложения.

Завещатель вправе также возложить на одного или нескольких на­следников обязанность содержать принадлежащих завещателю до­машних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними.

Основное отличие завещательного возложения от завещательного отказа заключается в том, что даже при имущественном характере первого завещанием не устанавливается конкретный выгодоприобре­татель, а круг лиц, имеющих право требовать исполнения возложения, значительно шире, нежели в случаях неисполнения завещательного отказа.

К возложению, предметом которого являются действия, имеющие имущественный характер, соответственно применяются правила, при­меняемые к завещательному отказу.Если возложение не исполняется наследником добровольно, заин­тересованные лица имеют право в судебном порядке требовать испол­нения возложения. Такими же правами обладают исполнитель заве­щания и любой из наследников, поскольку в завещании не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1139 ГК). Законодатель не уточняет, кто в данном случае является заинтересованными лицами. Очевидно, к ним можно отнести любых лиц, в пользу которых совершаются ука­занные действия.

В юридической литературе описан пример возложения, который в свое время был освещен многими печатными изданиями. Речь идет о возложении, сделанном в завещании вдовы известного советского композитора С.С. Прокофьева, согласно которому Музею музыкаль­ной культуры им. М.И. Глинки должны перейти определенные весьма Ценные вещи, а также дача на Николиной Горе. При этом на наслед­ника была возложена обязанность в общеполезных целях организовать на даче мемориальный музей С.С. Прокофьева, а также разре­шить студентам и аспирантам музыкальных вузов пользоваться нот­ной библиотекой и музыкальным инструментом (также являвшимися предметом завещательного распоряжения).

В соответствии со ст. 1140 ГК, если вследствие обстоятельств, предусмотренных ГК, доля наследства, причитавшаяся наследнику, на которого была возложена, обязанность исполнить завещательный отказ или завещательное возложение, переходит к другим наследни­кам, последние, если из завещания или закона не вытекает иное, обя­заны исполнить такой отказ или такое возложение.

7. Объекты наследования.

Наследство. Гражданский кодекс определяет наследство как при­надлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112). Другими словами, наследство представляет собой единство прав (актива) и долгов (пассива) наследодателя на день открытия на­следства (иногда оно именуется наследственной массой).