Смекни!
smekni.com

План Барбаросса 5 Первый этап битвы за Москву 6 Наступательные действия Советской армии летом 1941 года 8 (стр. 6 из 7)

Немецко-фашистскому командованию после первых же поражений в битве под Москвой пришлось срочно пересмотреть план ведения войны. 8 декабря 1941 г. Гитлер издал директиву № 39 о переходе германских вооруженных сил к обороне на всем советско-германском фронте. Главной причиной перехода к обороне Гитлер лживо назвал «преждевременное наступление холодной зимы на Восточном фронте и возникшие в связи с этим затруднения в подвозе снабжения».

Дело, конечно, было не в холодах, хотя гитлеровцы и плохо подготовились к ним, оставив свою армию без зимнего обмундирования. Причиной вынужденного перехода к обороне явились просчеты нацистского руководства в отношении преданности советских людей своему Отечеству, их морального единства и сплоченности, в отношении могущества Вооруженных Сил и гибкости советского стратегического руководства. Переход врага к стратегической обороне означал полный провал нацистского «блицкрига» — плана молниеносной» войны против СССР.

Однако одно дело принять решение о переходе к обороне, а другое — провести его в жизнь. Удары советских войск не давали врагу возможности остановиться, создать оборонительные рубежи. Фашистам приходилось отступать, оставляя одну позицию за другой. Гитлеру и его окружению стало ясно, что начавшийся отход немецких армий может перерасти в бегство, деморализовать войска и от престижа «непобедимой» доселе фашистской армии не останется и следа.

16 декабря Гитлер издал строгий приказ, в котором потребовал от группы армий «Север» после отхода ее войск на рубеж реки Волхов «оборонять указанный рубеж до последнего солдата, не отступать больше ни на шаг и тем самым продолжать блокаду Ленинграда». В адрес группы армий «Центр» говорилось: «Недопустимо никакое значительное отступление, так как оно приведет к полной потере тяжелого оружия и материальной части». Гитлер требовал, чтобы командующие армиями, командиры соединений и все офицеры «своим личным примером заставили войска с фанатичным упорством оборонять занимаемые позиции, не обращая внимания на противника, прорывающегося на флангах и в тыл». Только в таком способе ведения боевых действий Гитлер видел возможность выигрыша времени для переброски подкреплений из Германии и с Запада. От группы армий «Юг» он также требовал удержания занимаемых ее войсками рубежей.

Однако удары советских войск вынуждали немецкие армии нарушать приказы командования, оставлять в ходе боя один рубеж за другим. Гитлеровскими захватчиками все чаще «снились» устрашающие картины зимнего отступления французских захватчиков 1812г.

8. Первые победы Советской армии

За Красную Поляну и Белый Раст более суток бились Войска 20-й армии. Сломив здесь сопротивление врага, они продвинулись на северо-запад и 10 декабря завязали бои за Солнечногорск.

Не менее упорные бои вела 16-я армия генерала К. К. Рокоссовского. Лишь 8 декабря ее войскам удалось захватить сильный опорный пункт противника — поселок Крюково. После этого гитлеровцы начали с боями отступать в направлении Истры и Истринского водохранилища.

На левом крыле Западного фронта, на тульском направлении, удар 10-й армии явился для врага полной неожиданностью. Эта армия вступала в сражение с марша, по мере прибытия ее дивизий. 7 декабря она освободила Михайлов и Серебряные Пруды и, развивая наступление на Сталиногорск, на второй день перерезала железную дорогу Кашира — Павелец.

Во главе 10-й армии стоял генерал Ф. И. Голиков. Филипп Иванович, командир полка времен гражданской войны, член КПСС с 1918 г., Великую Отечественную войну встретил в должности заместителя начальника Генерального штаба.

Успех 10-й армии улучшил обстановку в районе Тулы. Продолжал развивать успех и 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П. А. Белова. Совместно с войсками 49-й и 50-й армий, которыми командовали генералы И. Г. Захаркин и И. В. Болдин, он разгромил противника в районе Лаптеве. Было очищено от врага шоссе Тула — Москва и восстановлено сообщение с Тулой.

Командование 2-й немецкой танковой армии, боясь полного окружения своих войск восточнее Тулы, поспешило отдать приказ об отходе их из «мешка», в котором они оказались. Войска 2-й танковой армии Гудериана покатились на запад, бросая боевую технику и снаряжение.

6 декабря перешла в контрнаступление 13-я армия под командованием генерала А. М. Городнянского, главный удар которой был направлен на Елец. На второй день в контрнаступление включилась главная ударная группировка правого крыла Юго-Западного фронта, которую возглавлял генерал Ф. Я. Костенко. Она наносила удар с юга, стремясь глубоко охватить елецкую группировку противника с запада и совместно с 13-й армией окружить ее. В прорыв фронтовой группы был введен 5-й кавалерийский корпус генерала В. Д. Крюченкина, который вначале имел успех, но затем, как и другие войска, понадеявшись на лобовые атаки на вражеские позиции и боями за населенные пункты, замедлил темп продвижения. Тем не менее противник, теснимый советскими войсками с востока и юга, вынужден был принимать меры по отводу войск из «мешка».

16 декабря группа генерала Ф. Я. Костенко, выйдя в район Орево-Петровское (70 км северо-западнее Ельца), перехватила железную дорогу Елец — Орел и перерезала пути отступления елецкой группировке противника. 34-й армейский корпус противника при отходе попал под удар 5-го кавалерийского корпуса. 3-я армия генерала Ч. Г. Крейзера перешла в наступление 11 декабря. На следующий день ее части окружили в районе Ефремова пехотный полк 293-й немецкой дивизии и в тот же день освободили этот город. Для легализации прорыва советских войск противник снял из-под Тулы 17-ю танковую дивизию. В связи с поражением фашистских войск южнее Тулы и в районе Ельца Гальдер в своем дневнике записал: «134-я и 45-я пехотные дивизии вообще более не боеспособны. Снабжение отсутствует. Командование войск на участке фронта между Тулой и Курском потерпело полное банкротство».

К середине декабря войска правого крыла Юго-Западного фронта завершили разгром 34-го немецкого армейского корпуса (45, 95 и 134-я пехотные дивизии) в районе между Ельцом и Ливнами. На этом Елецкая операция закончилась. 16 декабря между 10-й и 3-й армиями была введена в сражение 61-я армия. В результате разгрома елецкой группировки врага советские войска получили возможность наступать на Орел.

Продвигаясь на запад, советские воины освобождали все новые и новые населенные пункты. Они увидели, что принесли захватчики советским людям. Сожженные города и села, виселицы, уничтоженные культурные ценности, взорванные памятники старины, зверские расправы с мирным населением, рабский труд — все это вызывало ненависть к фашизму. Желание как можно скорее очистить от него советскую землю повышало наступательный дух бойцов.

В середине и в конце декабря 1941 г. контрнаступление войск Калининского, Западного и Брянского фронтов продолжалось. Темпы продвижения не снижались. В контрнаступление с 18 декабря включились войска центра Западного фронта.

Войска правого крыла Западного фронта, после того как они нанесли поражение 3-й и 4-й танковым группам в районах Клина, Солнечногорска и Истринского водохранилища, продолжали преследовать отходившего противника. Немецко-фашистское командование отводило главные силы танковых групп на подготовленный рубеж рек Лама и Руза. Отступление вражеских войск прикрывалось сильными арьергардами и заграждениями, которые противник устраивал в населенных пунктах и в узлах дорог. Ломая сопротивление гитлеровцев, советские войска 20 декабря вышли к рекам Лама и Руза на фронте от Лотошина до Рузы. В тот же день группы Ремизова и Катукова совместными усилиями освободили Волоколамск. Попытка прорвать оборону противника на укрепленном рубеже успеха не имела. Наступление здесь пришлось приостановить.[7]

18 декабря армии правого крыла Юго-Западного фронта и прибывшие из резерва Ставки в район южнее Тулы были объединены в Брянский фронт, командующим которого был назначен генерал-полковник Я. Т. Черевиченко.

На левом крыле Западного фронта обстановка сложилась более благоприятно. Силы противника на елецком и тульском направлениях были растянуты на широком фронте. Западный фронт во взаимодействии с правым крылом Юго-Западного фронта глубоко охватил две немецкие армии. Естественных рубежей, за которые мог бы ухватиться противник, до Оки на участке от Алексина до Орла не было. Попытки создать оборонительную группировку противнику никак не удавались. 18 декабря для закрытия прорыва 50-й армии Гудериан начал перебрасывать наспех созданные сборные команды, железнодорожные и саперные подразделения.

В период с 20 декабря 1941 г. по 7 января 1942 г. войска левого крыла Западного фронта, продолжая успешное наступление, преодолели рубеж реки Ока и продвинулись на запад более чем на 100 км. Они освободили ряд городов и узлов дорог, в том числе Калугу, Белев, Мосальск, Мещовск, Козельск, и заняли выгодное положение для наступления на Вязьму с юга. Центральные армии Западного фронта — 33-я и 43-я — перешли в контрнаступление 18 декабря. Против них противник успел создать надежную глубокую оборону. Прорвать ее в первую неделю наступления советские войска не смогли. В полосе 33-й армии упорные бои развернулись в районе Наро-Фоминска, который был освобожден 26 декабря. К концу декабря войска 43-й армии форсировали реки Протва и Лужа, 2 января 1942 г. они освободили Малоярославец и 4 января — Боровск. К 8 января дивизии 33-й и 43-й армий продвинулись с боями еще на 10— 25 км.

9. Итоги контрнаступления под Москвой

В ходе контрнаступления советских войск немецко-фашистские войска потерпели серьезное поражение: 11 танковых, 4 моторизованные и 23 пехотные дивизии были разбиты, остальные дивизии группы армий «Центр» понесли большие потери. Общий урон противника, включая раненых и больных, составил не менее 300 тыс. человек. Пронивник потерял тысячи орудий и минометов, пулеметов, автоматов, автомашин, сотни самолетов. Поля Подмосковья были загромождены вооружением, брошенным противником. С начала войны, по свидетельству Гальдера, гитлеровцы потеряли около 1 млн. человек.