Большинство опрошенных, кризис не заставил уйти с рынка, многие планируют расширение производства, ассортимента товаров и выход на новый уровень, 87,5% респондентов считают свои предприятия конкурентоспособными, лишь 7,8% не выдерживают конкуренции. Основной проблемой, влияющей на конкурентоспособность предприятий, респонденты отметили – замену оборудования. Со стороны государства самые эффективные меры, направленные на развитие отраслей, отмечают: сохранение, существующих тарифов и снижение налоговой нагрузки.
Не существует никаких барьеров, сдерживающих развитие организаций и отраслей в целом у 80% респондентов, лишь 15% респондентов отмечают влияние кризиса, экономические и финансовые барьеры, а также частые проверки.
Основные трудности, препятствия, угрозы бизнесу большинство респондентов видит в финансовых рисках, которые вытекают из общемирового кризиса и его последствий. Не смотря на это, все видят благополучное будущее своего города.
Было выявлено три наиболее перспективных рынка: химическая промышленность, туризм и автомобильный рынок. На данный момент крупные предприятия из этих отраслей являются градообразующими, следовательно, их развитие напрямую влияет на процветание г. Тольятти.
В рамках работ по I аналитического этапу проведены 14 экспертных интервью. В качестве экспертов выступили представителями городской элиты из разных сфер экономики: представители городской власти, академики, представители крупных промышленных предприятий и пр.
В ходе интервью экспертов просили обрисовать текущее социально-экономическое положение г.о. Тольятти.
Существующее положение вещей в экономике Тольятти оценивается только через призму ОАО «АВТОВАЗ» и оценка эта почти сплошь негативна.
Эксперты отмечают, что «…экономически город просел». Несмотря на то, что «АВТОВАЗ – это крупный промышленный центр, плюс сотни других средних и мелких предприятий - стагнация была видна еще пять лет назад».
В качестве последствий прекращения экономического развития респонденты называют отсутствие обновления основных фондов, «…в персонал перестали вкладывать, начали отбрасывать социалку…». Надежды на восстановление экономического роста возлагались на «сторонних менеджеров», «…но все еще ухудшилось…они тоже не справились».
Отдельной строкой ряд экспертов отметили потерю производственной культуры:
«…на Волжском автозаводе разбазарили культуру, которая была заложена вместе с фиатовской технологией…»;
«…автомобильная культура, автомобильный кластер, с другой стороны – это полное автомобильное бескультурье. Каждый раз брак наращивается и наращивается…».
Эксперты оценивают финансовое состояние города (опять в неразрывной связи с автозаводом) как неустойчивое:
“все те финансовые институты, которые в той или иной мере снабжали экономику города финансовыми ресурсами…в основном базировались на денежных потоках около вазовских…как только возникли серьезные тромбы на ВАЗе они соответственно отразились и на городе”. При этом указывается, что «…по программам и заимствованиям, в которых лежат реальные бизнес планы, никаких проблем нет».
Отмечается экспертами и сложившаяся система распределения, пагубно влияющая на городское развитие:
«Область жила за счёт нас… 51% областного бюджета – это бюджет, произведённый в городе Тольятти», «…у нас всегда был только один бюджет – с исполнения. У нас никогда не было бюджета развития…»,
«…мы никогда от завода ничего не получали…но завод всё содержал. Сейчас они всё сбросили…»
Практически эксперты констатируют, что без ВАЗа город в среднесрочной перспективе не выживет – альтернативы просто нет.
По словам экспертов в земельных отношения есть ряд серьезных проблем - «земли в городе нет», «…есть очень дорогая …заприбрежная зона, где действительно очень сильно мог бы развиваться туризм, но…» практически все эти земли находятся в частной собственности, «..развиваться некуда…», кроме того «нет кадастра, он не готов».
Респонденты отмечают, что при выработке стратегии «…надо думать, в какую сторону будет развиваться город и закладывать уже решение земельных проблем…»
Особое внимание интервьюируемые обращают на то, что будущая застройка должна идти на участках, свободных от негативного влияния промышленного сектора: «город оказался в кольце заводов… это надо расшивать».
Эксперты отмечают, что «…город состоит из трех районов, каждый из которых строился штурмом…практически одномоментно все создавалось», и в силу этой штурмовщины «строился быстро и без вложений, все это просто начнет проседать».
По словам экспертов, в городе годами накапливались проблемы жилого фонда, в инженерную инфраструктуру, коммуникации, инженерные сети десятилетиями не вкладывалось необходимых денег на капитальный ремонт и развитие; жилой фонд морально устарел, физически изношен. Ситуация усугубляется тем, что отсутствует прозрачность расходования выделяемых на ЖКХ средств.
Все это может привести к «…единовременному обвальному росту аварий на инженерных сетях и жилом фонде...». «С этим борются, конечно, это понимают, но, тем не менее, не достаточно средств на это». Только один из экспертов отметил, что в г.о. есть проблема баланса территории: «Соотношение промышленных территорий и жилья не очень хорошее».
В тоже время в интервью у ряда экспертов прозвучало, что проблем с новым жилищным строительством в Тольятти нет – в г.о. сильная строительная компонента.
Эксперты не видят проблем с существующими коммуникациями, за исключением очистных сооружений «…у нас действительно проблема – это стоки». Проблема в стратегии города заключается в том, что городу, по словам экспертов, придется выкупать частные очистные. Существующий собственник модернизацией очистных сооружений не занимается. Что в конечном итоге получит город за свои деньги непонятно, и это вызывает беспокойство у экспертов.
По словам экспертов, в Тольятти есть излишек энергомощностей. Данный излишек плохо сочетается с завышенными инвестиционными затратами за подключение к мощностям: «…сегодня каждое предприятие, которое собирается получить энергию, воду, что-нибудь другое, должно заплатить за развитие – это раз, второе – за подключение, и третье – инвестиционный взнос». Неприятие у респондентов вызывает то, что проверить куда идут эти средства, на какие цели, на сегодняшний день невозможно.
Тольятти находится в неких ножницах: с одной стороны необходимы средства на текущий ремонт и модернизацию коммуникаций, с другой – собственники коммуникаций в настоящее время «снимают сливки», не вкладываясь в развитие.
Тольятти традиционно город автомобильный и транспортные вопросы всегда были в центре внимания. Респонденты указывают, что «город тупиковый… в загоне находится, с одной стороны, через нас проходит очень нужная трасса М5, с другой стороны она не увязана с городскими коммуникациями». Вдоль этой трассы находятся дачные массивы. С пятницы по воскресенье – международная трасса не работает.
Эксперты называют две основных проблемы стоящие в настоящее время:
1) в городе нет ни одной приличной развязки;
2) в городе нет трассы, позволяющей пересечь весь город напрямую.
Один из экспертов указал, что возможно решить эти проблемы путем создания платной дороги, собственником которой будет акционерное общество.
Большинство экспертов характеризуют социальную ситуацию в городе как напряженную: «…климат очень тяжёлый, истории города нет... до сих пор никто не примет решение как же город может носить название…», «город находится в состоянии неустойчивого равновесия…».
Эксперты указывают, что в городе усилилось социальное расслоение, при чем в качестве обедневшей части – работники АВТОВАЗА и их семьи - «…ситуация напряженная, пока еще не критическая. Она вся идет из АВТОВАЗа…», «…стали формироваться рабочие дружины, которые хотят захватить власть на Вазе…».
Напряженность растет на фоне роста заболеваемости, платных услуг, квартплаты.
Все это, по словам части экспертов, может привести к социальному взрыву практически в центре России, и препятствовать тому может федеральная власть - «нужна ли федеральной власти здесь в центре России огненная зона – надо что-то этой власти делать, чтобы этого не допустить».
Экспертами отмечено, что в Тольятти очень развиты платные услуги, но население не устраивает их качество. «Благодаря» экологической обстановке люди часто болеют, некачественная услуга вызывает сильное раздражение. Эксперты называют медицину «…одной из самых проблемных зон, не считая ЖКХ».
Качество услуг обязательного образования в г.о. достаточно дифференцированно - «…есть школы высокого уровня, у нас есть лицеи, которые замечательно готовят на выезд – это Москва, Питер, их берут в ведущие ВУЗЫ, не сомневаясь… есть обычные школы».
Правда одним из экспертов отмечено, что «образовательные программы делаются только для своих, если ты не договорился, то ничего не получишь… все образовательные программы тормозятся».