В настоящее время лидерами становления нового технологического уклада являются США, Япония, ЕС и Южная Корея. Наиболее крупным региональным рынком наноматериалов на сегодняшний день являются США, объем которого в 2008 году составил порядка 1,12 миллиарда долларов США. Второй в мире региональный рынок охватывает Западную Европу и составляет примерно 30% мирового рынка наноматериалов. Самым быстрорастущим рынком является Азиатско-Тихоокеанский регион, ежегодный объем которого стабильно растет с темпом около 39%.
В России в 1990–е годы произошла технологическая деградация экономики, был разрушен научно-технический и инновационный потенциал страны. Свелись к минимуму основы пятого технологического уклада, и значительно повысилась доля третьего уклада. В результате потери конкурентоспособности отечественная готовая продукция активно вытеснялась не только с внешнего, но и внутреннего рынка.
Серьезное отставание российской экономики по освоению современных технологий не преодолено и в первом десятилетии XXI века, доля российской экономики на данном рынке в десятки раз ниже доли развитых стран. Доля России на мировом рынке электронной техники и компонентов составляет не более 0,1-0,3% . Такую же долю (0,2%) имеет Россия и на рынке информационных услуг, что в 25 раз меньше Китая и в 15 раз меньше Индии. Неудивительно, что вклад информационных технологий в экономический рост в России втрое ниже развитых стран и уступает даже Таиланду.
Хотя в целом, информационный сектор в российской экономике развивается весьма динамично, его вес составляет всего 5-7% ВВП по сравнению с 30-45% ВВП в развитых странах. Число новых информационных технологий увеличилось по сравнению с началом 90-х годов, но их доля в отечественном ВВП не превышает 1% (по сравнению с 2,5-4,5% в США, Японии, ЕС).
При объеме мирового рынка программного обеспечения в 400-500 млрд. долл. в год отечественное участие в нем составляет чуть больше 200 млн. долл., т. е. 0,04%. Имеет место отставание России от мирового уровня в производительности труда в информационном секторе, которое составляет 40% от уровня США. Это отставание объясняется недостатком инвестиций в развитие информационных технологий, уровень которых в России после десятилетия деинвестирования составлял не более 2,5% ВВП по сравнению 6,6% в США, 5% в Японии и 3,8% в ЕС в течение трех последних десятилетий.
В 2006 году утвержден перечень критических технологий РФ. В перечень включены 34 технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства. В списке критических технологий - клеточные технологии, нанотехнологии, технологии биоинженерии, водородной энергетики, новых и возобновляемых источников энергии и т. д.
Таким образом, наиболее серьезный регресс в российской экономике охватил высокотехнологичные производства и, на фоне продолжающегося в мире научно-технического прогресса (НТП), выразился в отставании России на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий.
Демографические тенденции развития весьма различны в разных странах. Развитые страны (кроме США) в XXI веке столкнулись с проблемой депопуляции: низкие показатели смертности и очень низкие показатели рождаемости, которые не обеспечивают воспроизводство населения и приводят к его старению. В такой ситуации экономическая и социальная нагрузка на занятое в экономике население резко возрастает. Однако в отдельных развитых странах сравнительно высокие темпы прироста населения сохраняются, в США они составили 0,42% в 2008 году. Медленный рост численности экономически активного населения наряду с нехваткой рабочих рук в развитых странах является тормозом их экономического развития.
На другом полюсе находятся бедные страны и цивилизации, которые по-прежнему переживают (хотя и в меньших масштабах, чем во второй половине XX в.) демографический взрыв (проблема высокой рождаемости и перенаселения). В этих странах налицо переизбыток рабочей силы при отсутствии ресурсов для модернизации, нищете подавляющего числа граждан и серьезной демографической нагрузке. Все эти факторы нарушают глобальное равновесие и служат средой для преступности и терроризма.
Усиливающаяся тенденция демографической и социальной поляризации стран и цивилизаций приводит к расширению миграционных потоков, что в свою очередь будет приводить к обострениям межнациональных и межцивилизационных конфликтов. Рост численности мигрантов (как легальных, так и нелегальных) и их адаптация к новым условиям жизни становится одной из острейших проблем XXI века, негативным результатом роста мобильности населения и трудовых ресурсов в условиях глобализации.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2 — 2,5 млн., умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран (68 лет).
Стабильное сокращение численности населения началось с 1992 года, именно в этот период уровень смертности превысил уровень рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США и в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. Ежегодно рождались в этот период 1,2 — 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6 года, женщин — 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность экономически активного населения. Из общего числа умерших, почти треть составляет экономически активное население, около 80% из них — мужчины.
Начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости недостаточен для обеспечения даже простого воспроизводства населения, то есть наблюдается естественная убыль населения страны.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 %), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности.
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3% от всего населения, то в 2008 году — 21%.
Дальнейшее развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Проблема экологической безопасности Земли в современном мире стоит на одном из первых мест. Поэтому экономически развитыми странами в последние годы активно создаются и внедряются механизмы (экономические, юридические, социокультурные и др.), регулирующие в той или иной мере характер и масштабы воздействия производственно-хозяйственной и социальной деятельности на биосферу. Этого нельзя сказать о развивающихся странах, поскольку создание подобных механизмов затруднено их сложным экономическим положением, спецификой демографической ситуации и др. Статистика "экологического тридцатилетия" (1972-2002) свидетельствует о том, что экологическая ситуация в большинстве развитых стран имеет активную тенденцию к улучшению.
Источниками поступления загрязняющих веществ в окружающую среду являются выбросы их в атмосферу, сбросы в поверхностные воды суши (реки, озера), в морские воды в пределах национальной акватории (свалки и захоронения на суше). Основную роль в трансграничном загрязнении практически повсеместно играют атмосферные выбросы. В ряде районов России проблема трансграничного атмосферного переноса загрязняющих веществ носят локальный, но в то же время весьма острый, характер. Это связано с непосредственной близостью к национальной границе России отдельных предприятий, выбрасывающих в атмосферу значительные количества загрязняющих веществ. Такие предприятия могут находиться как в России, так и в соседних странах. Ярким примером, соответствующим локальному уровню, является проблема трансграничного переноса выбросов горнометаллургического комбината ОАО “ГМК Печенганикель” на территорию Норвегии и Финляндии. Хотя, как правило, при переносе на большие расстояния концентрации загрязняющих веществ невелики, экологический ущерб в масштабах страны может быть огромным. Прежде всего, на локальном уровне страдает население российских городов и поселков, а также природные экосистемы на российской территории, расположенной вблизи границ. Решение этой проблемы может быть достигнуто, в первую очередь, за счет снижения низких неорганизованных выбросов. Финансирование таких мероприятий главным образом и прежде всего должно осуществляться из российских источников на уровне предприятий и области.