Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Кафедра истории, теории государства и права и социологии
Факультет экономики и права
Курсовая работа по римскому праву
Гай. Институции. «Наследование по закону»
Выполнил: студентка ФГН-08
Домнина Д.В.
Научный руководитель: к. и. н., доцент
Ивкина Т. В.
Магнитогорск2009
Оглавление
Введение
I.Наследственное право
I.1Общая характеристика наследственного права
I.2Наследование по закону
II.Принятие наследства
II.1Открытие наследства «по закону»
II.2Принятие наследства
Заключение
Библиографический список
Институт наследственного права в системе римского частного права и в современных правовых системах занимает особенное место. Основные положения наследственного права, выработанные римским правом, были восприняты гражданским правом новых народов и до этого времени составляют основу наследственного права многих правовых систем. Более того, римскому праву современные законодательства обязаны самим понятием наследования как универсального преемства, в силу которого наследнику переходят как единый комплекс не только все имущественные права и обязанности наследодателя, но и возлагается обязанность отвечать по долгам умершего, создается преемство в лице наследника, юридической фигуры наследодателя.
Рассматриваемая мной тема «Наследование по закону» имела немаловажное значение в Древнем Риме, так как случаи, когда владелец собственности умирал, не оставив завещания, были нередки. Но и сейчас наследование по закону имеет немаловажное значение, так это отражено в разделе V «Наследственное право» Гражданского Кодекса Российской Федерации в главе 63 «Наследование по закону». Практически все статьи Гражданского Кодекса реципированы из Институций Гая, юриста II в. н. э. Так, например, можно проследить сходство между положениями Институций Гая и статьями Гражданского Кодекса: «Внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число "своих" наследников, ежели предшествующее лицо перестанет быть во власти (агнатского) восходящего, все равно, случится ли это вследствие смерти или по другой причине» и «Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам… и делится между ними поровну», а также «"Своими" же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя, как, например, сын или дочь, внук и внучка от сына… и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные» и «При наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники — с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам)»[1].
«Институции Гая» — единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Рукопись с текстом Институций была обнаружена в 1816 немецким историком Б. Г. Нибуром в библиотеке собора в Вероне. Часть испорченных мест восполнена за счёт отдельных фрагментов, найденных в 1933 в Александрии.
Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III вв. н. э.), называемый классическим. Именно в эту эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловило широкое развитие деятельности юристов, совмещавших глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай (II в. н. э.), оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и отличающиеся упорядоченностью. В отличие от большинства современных ему юристов, обращавших основное внимание на разбор реальных или гипотетических правовых казусов, Гай стремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, уже исходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; он также уделял особое внимание истории права и особенностям его применения в провинциях. Характер изложения материала в Институциях отличается четкостью, ясностью и простотой. Он подчиняется сформулированному юристами принципу: «Все право, которым мы пользуется, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья — вещному и обязательственному праву, а последняя — искам и процессуальному праву.
Кроме «Институции», он написал еще несколько трактатов, фрагменты которых дошли до нас в составе Дигест Юстиниана.
Гай стал одним из самых популярных и почитаемых юристов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых законом 426 было предписано руководствоваться судьям. В эпоху Поздней Римской империи (IV-VI вв.) Институции изучались в римских юридических школах и послужили основой и образцом для «Институций Юстиниана» (вошли в «Свод гражданского права» — «Corpus iuris civilis»). Институции Гая и сегодня являются прекрасным пособием, так как обладают необходимой краткостью изложения, и обеспечивают достаточно глубокое погружение в предмет истории римского права архаического, предклассического и классического периодов[2].
Выработанный Гаем метод изложения материала лег в основу многих современных пособий по римскому праву.
Целью моей курсовой работы является изучение наследования по закону по Институциям Гая, рассмотрение целесообразности заимствования основ наследственного права, отраженных в Институциях, современным законодательством Российской Федерации. При написании данной работы я ставила следующие задачи:
1. дать понятие о наследственном праве;
2. выявить основные принципы наследования по закону;
3. сравнение норм римского права по вопросу наследования по закону с нормами, закрепленными в современном Гражданском Кодексе РФ.
Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое, первое становилось и основой для наследования по закону. Вместе с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить завещанием. Это было так называемое наследование определенных разрядов наследников по закону. Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.
Правда, пережитки формализма сохранились в постановлениях о наследовании по завещанию даже по окончательно сложившейся системе наследственного права, закрепленной законодательством Юстиниана. Однако, некоторые следы древнейшего права проявились и в окончательно сложившемся порядке наследования по закону[3].
Наследственное право регулирует судьбу правоотношений субъекта после его смерти. Центральным понятием этой отрасли права является преемство (successio) правовой ситуации другого лица — de cuius (от выражения «is de cuius hereditate agitur» — «тот, чье наследство является предметом судебного разбирательства») — в результате его смерти (mortis causa). Различаются универсальное преемство (successio per inversitatem, in iuniversum ius), когда на стороне нового лица воспроизводится юридическая ситуация предшественника как таковая, и сингулярное (succession singularis, in singulas res), когда субъект преемства воспринимает лишь отдельные права прежде принадлежавшие другому лицу[4].
Субъектами наследственного права были:
1) наследодатель (только лицо «своего права», не могли быть наследодателями женщины и мужчины подвластные, рабы);
2) наследники (круг наследников шире: женщины, подвластные, рабы)[5].
Наряду основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[6]. Наследование по закону, herebitas legitima, было первым по времени основанием наследования в Риме, как и везде. В силу этого основания имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество[7].
Наследственные правоотношения возникают только в случае смерти гражданина, наследования имущества при жизни собственника не бывает. Права и обязанности по имуществу не исчезают в связи со смертью лица, а по волеизъявлению или по закону переходят к другим лицам.
При отсутствии завещания имущество умершего переходило к наследникам по закону. Термин “наследование по закону” следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле[8]. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.
Для римлян наследство не есть простая масса вещей или вообще что-либо материальное. В их представлении — это идеальная совокупность прав и обязанностей — iuris nomen. Таким образом, наследство существует, если в нем нет вещей или даже долги превышают требования и права[9].