Смекни!
smekni.com

Наследование по закону (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

Кафедра истории, теории государства и права и социологии

Факультет экономики и права

Курсовая работа по римскому праву

Гай. Институции. «Наследование по закону»

Выполнил: студентка ФГН-08

Домнина Д.В.

Научный руководитель: к. и. н., доцент

Ивкина Т. В.

Магнитогорск2009


Оглавление

Введение

I.Наследственное право

I.1Общая характеристика наследственного права

I.2Наследование по закону

II.Принятие наследства

II.1Открытие наследства «по закону»

II.2Принятие наследства

Заключение

Библиографический список

Введение

Институт наследственного права в системе римского частного права и в современных правовых системах занимает особенное место. Основные положения наследственного права, выработанные римским правом, были восприняты гражданским правом новых народов и до этого времени составляют основу наследственного права многих правовых систем. Более того, римскому праву современные законодательства обязаны самим понятием наследования как универсального преемства, в силу которого наследнику переходят как единый комплекс не только все имущественные права и обязанности наследодателя, но и возлагается обязанность отвечать по долгам умершего, создается преемство в лице наследника, юридической фигуры наследодателя.

Рассматриваемая мной тема «Наследование по закону» имела немаловажное значение в Древнем Риме, так как случаи, когда владелец собственности умирал, не оставив завещания, были нередки. Но и сейчас наследование по закону имеет немаловажное значение, так это отражено в разделе V «Наследственное право» Гражданского Кодекса Российской Федерации в главе 63 «Наследование по закону». Практически все статьи Гражданского Кодекса реципированы из Институций Гая, юриста II в. н. э. Так, например, можно проследить сходство между положениями Институций Гая и статьями Гражданского Кодекса: «Внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число "своих" наследников, ежели предшествующее лицо перестанет быть во власти (агнатского) восходящего, все равно, случится ли это вследствие смерти или по другой причине» и «Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам… и делится между ними поровну», а также «"Своими" же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя, как, например, сын или дочь, внук и внучка от сына… и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные» и «При наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники — с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам)»[1].

«Институции Гая» — единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Рукопись с текстом Институций была обнаружена в 1816 немецким историком Б. Г. Нибуром в библиотеке собора в Вероне. Часть испорченных мест восполнена за счёт отдельных фрагментов, найденных в 1933 в Александрии.

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III вв. н. э.), называемый классическим. Именно в эту эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловило широкое развитие деятельности юристов, совмещавших глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай (II в. н. э.), оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и отличающиеся упорядоченностью. В отличие от большинства современных ему юристов, обращавших основное внимание на разбор реальных или гипотетических правовых казусов, Гай стремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, уже исходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; он также уделял особое внимание истории права и особенностям его применения в провинциях. Характер изложения материала в Институциях отличается четкостью, ясностью и простотой. Он подчиняется сформулированному юристами принципу: «Все право, которым мы пользуется, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья — вещному и обязательственному праву, а последняя — искам и процессуальному праву.

Кроме «Институции», он написал еще несколько трактатов, фрагменты которых дошли до нас в составе Дигест Юстиниана.

Гай стал одним из самых популярных и почитаемых юристов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых законом 426 было предписано руководствоваться судьям. В эпоху Поздней Римской империи (IV-VI вв.) Институции изучались в римских юридических школах и послужили основой и образцом для «Институций Юстиниана» (вошли в «Свод гражданского права» — «Corpus iuris civilis»). Институции Гая и сегодня являются прекрасным пособием, так как обладают необходимой краткостью изложения, и обеспечивают достаточно глубокое погружение в предмет истории римского права архаического, предклассического и классического периодов[2].

Выработанный Гаем метод изложения материала лег в основу многих современных пособий по римскому праву.

Целью моей курсовой работы является изучение наследования по закону по Институциям Гая, рассмотрение целесообразности заимствования основ наследственного права, отраженных в Институциях, современным законодательством Российской Федерации. При написании данной работы я ставила следующие задачи:

1. дать понятие о наследственном праве;

2. выявить основные принципы наследования по закону;

3. сравнение норм римского права по вопросу наследования по закону с нормами, закрепленными в современном Гражданском Кодексе РФ.

I. Наследственное право

I.1 Общая характеристика наследственного права

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое, первое становилось и основой для наследования по закону. Вместе с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить завещанием. Это было так называемое наследование определенных разрядов наследников по закону. Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.

Правда, пережитки формализма сохранились в постановлениях о наследовании по завещанию даже по окончательно сложившейся системе наследственного права, закрепленной законодательством Юстиниана. Однако, некоторые следы древнейшего права проявились и в окончательно сложившемся порядке наследования по закону[3].

Наследственное право регулирует судьбу правоотношений субъекта после его смерти. Центральным понятием этой отрасли права является преемство (successio) правовой ситуации другого лица — de cuius (от выражения «is de cuius hereditate agitur» — «тот, чье наследство является предметом судебного разбирательства») — в результате его смерти (mortis causa). Различаются универсальное преемство (successio per inversitatem, in iuniversum ius), когда на стороне нового лица воспроизводится юридическая ситуация предшественника как таковая, и сингулярное (succession singularis, in singulas res), когда субъект преемства воспринимает лишь отдельные права прежде принадлежавшие другому лицу[4].

Субъектами наследственного права были:

1) наследодатель (только лицо «своего права», не могли быть наследодателями женщины и мужчины подвластные, рабы);

2) наследники (круг наследников шире: женщины, подвластные, рабы)[5].

Наряду основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[6]. Наследование по закону, herebitas legitima, было первым по времени основанием наследования в Риме, как и везде. В силу этого основания имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество[7].

Наследственные правоотношения возникают только в случае смерти гражданина, наследования имущества при жизни собственника не бывает. Права и обязанности по имуществу не исчезают в связи со смертью лица, а по волеизъявлению или по закону переходят к другим лицам.

При отсутствии завещания имущество умершего переходило к наследникам по закону. Термин “наследование по закону” следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле[8]. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.

Для римлян наследство не есть простая масса вещей или вообще что-либо материальное. В их представлении — это идеальная совокупность прав и обязанностей — iuris nomen. Таким образом, наследство существует, если в нем нет вещей или даже долги превышают требования и права[9].