Естественное квартовое расстояние между первым и четвёртым пальцами может быть расширенно до интервала увеличенной кварты и чистой квинты в низком регистре, сексты и септимы в высоком.
Суженное и расширенное расположения пальцев на грифе являются одним из важнейших ресурсов аппликатурных сочетаний и вспомогательным приёмом для незаметной смены позиций.
Глава четвёртая
Смена позиций
Позицией называется положение левой руки на грифе, определяемое соотношением и взаимодействием первого и большого пальцев; и позволяющее исполнить, не сдвигая руки с места, заданную последовательность звуков.
В 1738 году француз М.Коррет в своей «Школе Орфея» первым установил чёткое деление грифа на семь позиций. В основу этого деления он положил разграничение грифа скрипки по тонам и полутонам, с квартовым объёмом каждой из позиций на одной струне. Местоположение позиции определяется расстоянием первого пальца от порожка. Это деление, которого придерживалась с тех пор французская скрипичная школа, впоследствии стало общепринятым.
Деление грифа на позиции условно, однако, являясь рациональным вспомогательным средством, при начальном обучении облегчает овладение грифа, т.к. способствует лучшему ощущению расстояний.
Но на последующих этапах обучения цифровое обозначение позиций сковывает свободу ориентировки на грифе, находясь в противоречии с действительным положением левой руки.
Таким образом, деление на позиции следует рассматривать лишь как временный метод в обучении игре на скрипке.
Смена позиций является сложным и одним из важнейших аспектов при игре на скрипке. Переходы из позиции в позицию представляют трудность не только для левой руки, но и для правой. Уже с первых уроков нужно тщательно следить за тем, чтобы во время переходов из позиции в позицию не прекращался слуховой контроль, не было потери в звуке; только так можно добиться правильного интонирования (в той же мере это касается смен смычка и струн). Поэтому очень полезно играть переходы под лигой приемом глиссандо, постепенно увеличивая скорость скольжения, сокращая, таким образом, продолжительность глиссандо, а затем – и вовсе отказываясь от него. Это упражнение следует исполнять, следя за качеством звука.
Чтобы ученику было интересно осваивать технику переходов, необходимо вызвать у него определённые образы, ассоциации. Например, сказать, что левой рукой он изображает самолёт, который вначале медленно набирает скорость, плотно соприкасаясь с землёй, а затем, разгоняясь всё быстрее и быстрее,- вдруг отрывается от земли! Вот и техника переходов! Даже в быстром темпе при смене позиций этот элемент присутствует: палец движется с ускорением и облегчением.
Существуют следующие способы переходов
при помощи:
1) скольжения одним и тем же пальцем;
2) скольжения одного пальца с последующим падением на струну другого – вышележащего или нижележащего.
Если вышележащего пальца (при движении вверх),- то такой переход называется прямым; если нижележащего (при переходе наверх),- перекрёстным; и наоборот.
3) cужения пальцев;
4) растяжки пальцев;
5) Кроме того, можно осуществлять смену позиций простым перемещением руки, без скольжения, используя звучание открытых струн или натуральных флажолетов.
В исполнительской практике чаще всего употребляется второй способ. Правильная смена позиций заключается при использовании этого способа в лёгком скольжении пальца по струне, которое является вспомогательным приёмом, позволяющим плавно перенести руку в нужное положение. Скольжение пальца должно быть незаметным, для чего его нажим должен ослабевать по мере приближения к требуемой позиции. Это очень важный момент, т. к. часто у учеников встречается обратное: вместо расслабления пальца при переходе, часто наблюдается, напротив, сильный его зажим, связанный со страхом «не попасть» в ноту. Естественно, в данном случае интонация ноты после перехода бывает обычно ниже требуемой. Поэтому, во избежание этих трудностей, педагог должен, по возможности, избегать таких фраз, как: «попасть в ноту». Лучше заменить его на выражение: «взять ноту». В этом случае, у ученика произойдёт ответный рефлекс, связанный с приятным воспоминанием, например, как он берет свое любимое животное или игрушку. В результате чего, он, скорей всего, возьмёт ноту верно. Следовательно, важным аспектом педагогической деятельности является внимательное отношение к подбору методов, даже просто слов, используемых на уроке, учитывая индивидуальные психологические особенности ученика.
При переходах в позиции на любые интервалы наиболее рациональной аппликатурой является та, которая даёт возможность исполнить эти интервалы переходами в возможно более близкие позиции. При переходах на интервалы секунды, терции и кварты используется аппликатура смежных пальцев.
При переходах на кварту, сексту, септиму, октаву и т.д.,- аппликатура несмежных пальцев:
Смену позиций можно осуществлять не только при помощи вспомогательного скольжения пальца, но и посредством расширения и сужения расположения пальцев. Так, например, следующее фрагмент может быть исполнен как обычным способом:
так и с использованием растяжения четвёртого пальца (без скольжения):
тем самым, расширяя объём пятой позиции.
Таким образом, смена позиций с помощью растяжки и сужения пальцев осуществляется путём постепенного перемещения руки, замаскированного, как бы прикрытого. Использование суженного и расширенного расположений пальцев как аппликатурного приёма имеет большое преимущество. Оно снимает активное движение руки и сокращает количество переходов, чем облегчается игра в быстром темпе.
Вот несколько рациональных приёмов, облегчающих плавную и незаметную смену позиций:
1) Смена позиций при помощи открытой струны.
Л. Моцарт, уделявший большое внимание проблеме смены позиций, писал: «Дожидайся способного и лёгкого случая так сойти вниз неприметно, чтобы слушатели того и не узнали. Сие случается удобно, когда дождёшься такой ноты, которая пустою струною берётся: при сыгрывании сей весьма легко вниз спуститься».
Смена позиций при помощи открытой струны особенно целесообразна при переходах в отдалённые позиции.
2) Смена позиций при помощи натуральных флажолетов основана на характерном свойстве этого способа извлечения звука: натуральный флажолет продолжает звучать какое-то время спустя после того, как палец, бравший его, перестаёт касаться струны. Неплотно прижатый палец на натуральном флажолете освобождает руку и пальцы от напряжения в момент перехода в новую позицию, позволяя незаметно перенести руку в нужное положение.
При переходах (скачках) на большое расстояние одним и тем же пальцем в быстром темпе использование натурального флажолета часто облегчает интонационно точное взятие нижнего звука и делает незаметным необходимое поправочное движение пальцем.
Относительная лёгкость взятия натурального флажолета позволяет применять переходы на него уже на самом раннем этапе
обучения.
3) Переходы в смежные позиции при помощи скольжения одним и тем же пальцем на интервал полутона. Данный приём обеспечивает плавную и незаметную смену позиций в быстром темпе
4) Смена позиции при помощи подмены пальцами звуков одной и той же высоты, которая подчёркивает ритмический рисунок, устраняет так называемые ложные акценты, обуславливает различную тембровую окраску одного и того же звука. Последнее было использовано некоторыми скрипачами-виртуозами в своих пьесах, например:
5) Смена позиций с помощью суженного (расширенного) расположения пальцев
6) Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев
Использование чётных позиций и полупозиций
В практике скрипичной игры обычно избегалось использование чётных позиций (главным образом второй и четвёртой), а также полупозиций.
Ш. Берио, например, указывает: «Ряд нечётных позиций самый удобный, /…\ начиная с первой позиции, рука встречает опору при переходе в третью позицию и утверждает руку о шею скрипки, обеспечивая верность интонации».
Этот подход не совсем верен (хотя и часто встречается в педагогической и исполнительской практике), так как опора руки о корпус инструмента в третьей позиции ведёт к неправильному положению левой руки, что в свою очередь вызывает неверные движения пальцев, негативно сказываясь и на интонации. Рука скрипача должна опираться о корпус инструмента, только начиная с четвёртой позиции. «Приклеивание» руки к корпусу инструмента в третьей позиции нежелательно (хотя и возможно) даже на начальном этапе обучения, т. к. переучивать закреплённые когда-то навыки всегда сложнее, чем учить «с чистого листа».
Игнорирование чётных позиций приводит к обеднению аппликатурных возможностей, обуславливает возникновение больших трудностей и неудобств, т.к. ведёт к излишним переходам, вынужденному использованию неудобных движений пальцев и т.д.: