Смекни!
smekni.com

План а: Стр. Глава Значение аппликатуры в исполнительской деятельности скрипача 2 Глава 2 (стр. 3 из 3)

Не менее важным является использование полупозиций. С игрой в полупозиции связаны:

а) суженное расположение пальцев на грифе

б) максимальное использование четвёртого пальца, что в данном положении является рациональным

Использование полупозиций даёт ряд серьёзных преимуществ, например:

Широкое использование полупозиций и чётных позиций должно входить в исполнительскую практику скрипача как один из основных приёмов рациональной аппликатуры.

Глава пятая

Аппликатура двойных нот и аккордов

При игре на скрипке большую роль играет также техника двойных нот и аккордов. Таким образом, скрипка – это не только мелодический инструмент, как, например, духовые инструменты, но и полифонический. Аккордовая техника широко используется в таких произведениях - шедеврах, как сонаты и партиты для скрипки, сюиты для виолончели соло И.С.Баха, в каприсах Локателли, Н.Паганини, в сочинениях замечательного русского скрипача и композитора Хандошкина…

Поэтому, технике двойных нот и аккордов необходимо уделять большое внимание: следить за ровностью звучания, рациональностью движений правой и левой рук, чистотой интонирования. Интервал или аккорд должен чисто звучать не только в отдельности, сам по себе, но и во взаимоотношении с предыдущим и последующим.

Рассмотрим аппликатурные варианты различных видов двойных нот:

Терции

Терции можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

1. Естественное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами.

2. Суженное – терция берётся первым-четвёртым пальцами.

3. Расширенное – первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвёртым пальцами (преимущественно при больших терциях).

4. Возможно также применение открытых струн.

Гаммы двойными терциями можно исполнять несколькими вариантами аппликатуры:

- играя на нечётных позициях (что чаще применяется)

- играя на чётных позициях – второй, четвёртой, шестой и т.д.

Аппликатура чётных позиций имеет важное преимущество. Она даёт меньшие расстояния при переходах из позиции в позицию, позволяя держать руку в промежуточном положении между двумя позициями. Тем самым облегчается игра в быстром темпе и обеспечивается большая плавность и незаметность переходов.

При переходах на позиции использование в отдельных случаях открытых струн даёт возможность избежать излишних ненужных переходов.

Все указанные виды аппликатуры можно применять в практике игры в соответствии с ритмом гаммы, который в каждом отдельном случае определяет опорные пункты переходов в позиции.

На высоких позициях, во избежание неудобного уплотнения пальцев на грифе, следует заменять обычную аппликатуру терций аппликатурой расширенного расположения пальцев, Вместо первого-третьего брать терцию первым и вторым; вместо второго и четвёртого – вторым и третьим или третьим и четвёртым. Такая аппликатура даёт большую интонационную устойчивость и лучшее звучание.

Гамообразные последовательности хроматических терций могут исполняться попеременным чередованием двух пар пальцев либо скольжением каждой пары в отдельности. Последний приём используется иногда для достижения особого эффекта звучания:

Сексты

Двойные сексты можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

1. Естественное – секста берётся первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвертым пальцами.

2. Суженное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами (преимущественно при больших секстах).

3. В отдельных случаях возможно применение открытых струн:

Безусловно, нужно избегать аппликатур, требующих перебрасывания одного и того же пальца с одной струны на другую на интервал уменьшённой или увеличенной квинты:

Их лучше заменить следующей аппликатурой:

Октавы

Возможные варианты исполнения

1. Естественное расположение пальцев - октава берётся первым-четвёртым пальцами

2. Расширенное – берётся первым-третьим или вторым и четвёртым

3. С применением открытых струн.

В интервальных и аккордовых последовательностях очень важную роль играет принцип подготовки и оставления пальцев.

В аккордовых последовательностях следует по возможности избегать перебрасывания одного и того же пальца через струны.

Расположение пальцев в аккордах:

1. Естественное:

2. Суженное:

3. Расширенное

4. С открытыми струнами

Если в аккорде встречается чистая квинта, берущаяся одним пальцем, то она может быть использована как ось для движений пальцев левой руки.

В XVIII веке в некоторых случаях при исполнении аккордов применялась аппликатура большого пальца. Этот аппликатурный приём идёт от музыкальной практики немецких народных скрипачей -шпильманов XVI-XVII веков (см. Allegro из восьмой сонаты Л.Франкера для сктипки и баса, сонату №12 Леклера).

В дальнейшем аппликатура большого пальца не получила распространения в исполнительской практике и использовалась чрезвычайно редко. Её применял эпизодически в сонатах Баха советский скрипач Б.С.Фишман.

Глава шестая

Аппликатура и движения правой руки

Во многих случаях скрипичная аппликатура, обуславливая различные движения левой руки, подчиняет себе также и специфику движений правой руки. Поэтому при выборе аппликатуры необходимо учитывать технические трудности, которые могут возникнуть для правой руки.

Следует избегать аппликатур,

требующих:

1) скачков смычка через одну и две струны

2) частых переходов с одной струны на другую (исключение составляют органные пункты на открытых струнах), т.к. это создаёт неровности звучания и затрудняет точность совпадения движения пальцев левой руки со сменой смычка.

Целесообразность выбора той или иной аппликатуры часто определяется и характером штриховки пассажа. Перемена штрихов во многих случаях влечёт за собой соответственно и изменение аппликатуры (на что справедливо указывал Леопольд Моцарт):

Но:

Глава седьмая

Аппликатура как средство художественной выразительности

Аппликатура при игре на инструментах скрипичного семейства, в отличие от большинства других инструментов, помимо технической стороны, является богатейшим источником для творческих исканий.

К выразительным средствам скрипичной аппликатуры относятся такие колористические приёмы, как использование флажолетов, открытых струн, игра одного и того же нотного материала на разных струнах при его повторении; такие приёмы, как вибрато и модификация величины интервала. Последнее возможно, благодаря свободному строю скрипки.

Одним из богатейших приёмов является использование так называемого приёма portamento,- очень субъективного средства выразительности. Некоторые музыканты не используют его вовсе, считая неподобающим применение этого «салонного» приёма; другие же, напротив, используют его почти везде. Применение этого средства должно строго соответствовать стилю исполняемого произведения. Нельзя, например, использовать данный приём, исполняя музыку эпохи Классицизма или, тем более, эпохи Барокко. Так как произведения названных эпох отражали объективную реальность, глобальные события, а не чувства, переживания отдельных людей. В большинстве же поздних сочинений использование portamento не только возможно, но, в ряде случаев, даже очень желательно (например, при исполнении произведений Крейслера, отличавшегося широким применением данного приёма в своей исполнительской деятельности).

Практически возможны следующие виды portamento:

­- Скольжение производится пальцем, берущим начальный звук, последующий же, более высокий звук, берётся другим пальцем.

- Скольжение производится в основном пальцем, берущим высокий звук.

- Скольжение и извлечение начального и последующего звуков производится одним и тем же пальцем.

В художественном отношении возможность применения различных способов исполнения portamento целиком определяется индивидуальной интерпретацией произведения исполнителем.

Заключение

В данной работе был затронут такой важный аспект исполнительской деятельности скрипача, как проблема выбора наилучшей аппликатуры. Этот вопрос не раз освещался в методической литературе, в виду его чрезвычайной важности, огромного влияния аппликатуры на все стороны исполнительской деятельности скрипача (звук, интонацию, технику левой и правой рук и т.д.). Ему посвятили свои работы такие видные музыканты-методисты, как И.М.Ямпольский («Основы скрипичной аппликатуры»), Камилларов («О технике левой руки»)… Вопрос аппликатуры поднимается и в других работах, в связи, например, с интонацией (К.Г.Мострас «Об интонации»); большое место отводится ему в скрипичных школах Л.Моцарта, К.Флеша, Л.Ауэра…

Автор данной работы лишь попытался добавить к их исследованиям свои собственные скромные наблюдения в этой области.

Литература:

1) Ямпольский И.М. Основы скрипичной аппликатуры. М., 1977.

2) Моцарт Л. «Скрипичная школа»(1756)

3) Мострас К.Г. Об интонации. М., 1962.

4) Камилларов Е. О технике левой руки Л., 1961.

5) Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 2007.