Смекни!
smekni.com

План а: Стр. Глава Значение аппликатуры в исполнительской деятельности скрипача 2 Глава 2 (стр. 1 из 3)

Государственный Музыкальный

Колледж

имени Гнесиных

РЕФЕРАТ ПО МЕТОДИКЕ

Основы скрипичной аппликатуры

Выполнил: студент IV курса струнного отдела

Плюснин Дмитрий Андреевич

Преподаватель - консультант:

Корыстина Н.Н.

Москва 2009 год

План реферата:

Стр.

Глава 1. Значение аппликатуры

в исполнительской деятельности скрипача______________2

Глава 2. Основные принципы выбора аппликатуры_______2

Глава 3. Виды движений пальцев

и расположения их на грифе____________________________4

Глава 4. Смена позиций_________________________________6

Глава 5. Аппликатура двойных нот и аккордов___________11

Глава 6. Аппликатура и движения правой руки___________14

Глава 7. Аппликатура как средство

художественной выразительности______________________15

Заключение ____________________________________16

Глава первая

Значение аппликатуры

в исполнительской деятельности скрипача

Аппликатурой (от лат. applicare - прикладывать, приставлять) называется способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа и порядка чередования в нотах.

Выбор аппликатуры при игре на скрипке (имеются в виду все инструменты скрипичного семейства) подчиняется требованиям фразировки, динамики, звучания и ритма, а также связан с индивидуальной интерпретацией произведения исполнителем

Аппликатура, обладая разнообразными техническими возможностями, позволяет наиболее полно раскрыть колористические качества инструмента.

Использование приёмов рациональной аппликатуры развивает свободу ориентировки на грифе, способствует чистоте интонации, облегчает преодоление трудностей, что в свою очередь помогает при чтении с листа.

«…для артиста существует только один-единственный вариант, в наибольшей степени отвечающий как его музыкальному вкусу, таки особенностям индивидуальной техники. Эта так называемая «лучшая» аппликатура ‹…› определяется путем проб и ошибок. Поэтому глубочайшую истину заключает в себе следующее, на первый взгляд парадоксальное утверждение: каждому звуковому последованию соответствует единственно возможная для данного индивида «лучшая» аппликатура» (К.Флеш).

Глава вторая

Основные принципы выбора аппликатуры

Аппликатура является одним из индивидуальных выразительных средств исполнительского искусства скрипача. Трудность выбора наилучшей аппликатуры заключается в необходимости органичного сочетания общих принципов рациональной аппликатуры с индивидуальным применением их в практике скрипичной игры.

Выбор рациональной аппликатуры зависит

от: а) природы, конструкции инструмента; вытекающего из этой природы расположения пальцев на грифе;

б) фактуры музыкального произведения;

в) своеобразных технических приёмов игры, принципов исполнительства и стилистических особенностей, присущих данной скрипичной школе;

г) индивидуального истолкования того или иного музыкального произведения исполнителем;

д) особенностей анатомического строения игрового аппарата скрипача.

Довольно часто различные расположения пальцев на грифе, обуславливаемые, с одной стороны, природой инструмента, а с другой - фактурой музыкального произведения, находящихся между собой в противоречии, создают для исполнителя определённые технические неудобства. Отсюда - распространённость различных исполнительских редакций одного и того же произведения, подчас сильно отличающихся от первоначального варианта. По сути это не что иное, как приспособление уже написанного произведения к техническим возможностям инструмента или индивидуальным особенностям игры редактора-исполнителя.

Однако, часто композиторы пишут свои произведения, привлекая к сотрудничеству выдающихся исполнителей. Так, например, концерт Ф.Мендельсона был написан в сотрудничестве с видным немецким скрипачом Давидом, концерт И.Брамса - с Иоахимом, что оказало большое влияние на характер изложения сольных партий этих сочинений.

Некоторые же произведения писались в расчёте на исполнительские возможности того или иного крупного артиста. К таким примерам относятся: «Испанская симфония» Лало; третий концерт, «Хаванез», «Интродукция и Рондо каприччиозо» К.Сен-Санса. Они были сочинены специально для Сарасате. Знаменитый испанский скрипач обладал маленькими руками, с трудом брал октаву, почти не применял игру двойными нотами. Отсюда,- преобладание в этих произведениях мелкой, «жемчужной» техники.

Значение и роль аппликатуры в игре на скрипке, влияние, оказываемое ею на характер тембра и окраски звука, шире, чем, например, при игре на фортепиано. Изменение аппликатуры какой-либо фразы при игре на рояле влияет, в основном, на техническую сторону исполнения, то есть выбор аппликатуры подчиняется, прежде всего, удобству исполнения данного музыкального материала (в некоторых случаях и эстетическим принципам). При игре на скрипке, при сохранении вышеперечисленных «пианистических» принципов выбора аппликатуры, важнейшим все же является принцип выбора аппликатуры, исходя из ее влияния на динамику, фразировку, тембровую окраску звука, а так же на интонацию. Технический аспект аппликатуры является, таким образом, лишь вспомогательным средством, позволяющим добиться необходимого характера исполнения наиболее рациональным путем.

Глава третья

Виды движений пальцев и расположения их на грифе.

Игра на скрипке требует чётко дифференцированных движений пальцев левой руки, их точной координации со слуховыми импульсами и движениями правой руки. Игра в разных позициях требует применения комбинированных движений пальцев, кисти и локтя левой руки.

К основным видам движений пальцев левой руки относятся:

1) Вертикальное или падающее движение пальцев на струны и обратное снятие их со струны.

Применяется при аппликатуре восходящей или нисходящей последовательности различных интервалов в одной позиции и на одной струне:

2) Горизонтальное или боковое движение пальцев вдоль грифа: растяжка, скольжение их, движение большого пальца вдоль шейки скрипки при переходах.

Применяется при аппликатуре хроматической последовательности звуков и растяжке:

3) Движение пальцев, поперечное к грифу,- перебрасывание одного и того же пальца со струны на струну.

Применяется при исполнении интервальных (аккордовых) последовательностей, требующих перемещения одного или нескольких пальцев на другие струны:

4) Комбинированное движение пальцев, кисти и локтевого сустава при переходах из позиции в позицию.

В этом случае возможны все виды вышеперечисленных движений пальцев. Применяется при аппликатуре переходов из позиции в позицию:

Техника двойных нот, охватывающая все перечисленные виды движения, заключается в одновременном чередовании двух рядов пальцев на двух смежных струнах. Их виды:

1. Содружественное движение, заключающееся в одновременном перемещении двух рядов пальцев в одном направлении на один и тот же количественно постоянный интервал (при игре октав и хроматических последовательностей всех видов двойных нот):

2.Частично содружественное движение - одновременное передвижение двух рядов пальцев, когда каждый ряд пальцев движется на количественно одинаковые, но качественно различные интервалы. В своём основном виде оно применяется при игре терций и децим:

3.Противоположное движение - одновременное движение двух рядов пальцев в расходящемся направлении:

Наиболее существенные неудобства для пальцев в смешанных интервалах двойных нот и в аккордовых последовательностях порождаются, главным образом, перебрасыванием одного и того же пальца на разные струны.

Наряду с рассмотренными видами движений пальцев левой руки существует также три вида расположения их на грифе:

естественное, суженное и расширенное.

Если правильно взять скрипку и предоставить пальцам левой руки свободно падать на струны в первой позиции (при условии точно подобранных размера инструмента, его мензуры), то расположение свободно падающих пальцев даст следующие интервалы: между первым и вторым – целый тон; между вторым и третьим – полтона; между третьим и четвёртым – целый тон.

Это расположение, образующее интервал чистой кварты между первым и четвёртым пальцами, является естественным расположением пальцев на грифе.

Расположение, при котором расстояние между первым и четвёртым пальцами меньше чистой кварты – суженное. Применяется при последовательном чередовании пальцев в хроматической гамме (вариант Джеминиани).