Реферат
по мировой художественной культуре
за курс среднего (полного) образования
на тему: «История японской анимационной культуры»
ученик 11 А класса
Колодко Добрыня
Руководитель:
Середина Татьяна Михайловна
Первые шаги анимации в Японии. 7
Toei Animation и Mushi Production. 9
«Золотой век аниме» (1974 – 1989) 13
Аниме очень распространено почти во всех странах цивилизованного мира, практически любой сможет узнать неестественно большие глаза, длинные ноги и красочных персонажей японской анимации. Но очень немногие знают, как возникли эти образы и почему они завоевали такую широкую популярность. Через что прошла японская анимация? Какие трудности встречались на ее пути?
Я считаю выбранную тему очень актуальной, т.к. по мере развития японской анимации появляется множество молодежных движений, так или иначе связанных с аниме: отаку, «Р.Ан.Ма» и др. Эти движения стали практически такими же популярными, как в своё время панки, готы, металлисты…
«Японизация» всего мира произошла в основном благодаря аниме, так получили признание суши, ДДР[1] и многое другое.
Первые упоминания о повествованиях картинками в Японии относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба (другое имя — Какую) нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав. Это ознаменовало появление нового жанра – манги. (Ма́нга (яп. ) ж., скл. — японские комиксы, «гротески», «странные (или весёлые) картинки»). Так их назовет только в 1814 году знаменитый художник Кацусика Хокусай, придумав это слово для серии своих гравюр[2]. Позже этот жанр преобразовался в мультипликационный, а уже в 1958 году японская анимация отделилась как самостоятельное направление в мультипликации, которое стало называться аниме, и окончательно получило признание как исскуство только в конце XX века.
Аналогичные моменты мы можем наблюдать и в истории русской мультипликации, ведущей своё начало от лубков до современных мультипликационных фильмов. Но в отличие от японской анимации, советская не так выделялась и не отделилась от мировой «анимационной студии».
- Аниме - это современная японская анимация.
Но на самом деле все совсем не так просто... Японцы, восприняв с Запада многие принципы построения массовой культуры, переиначили их на свой лад и добавили к ним множество элементов классической японской культуры, создав тем самым новое, ни с чем не сравнимое массовое искусство.
Аниме не очень похоже на известную нам европейскую, советско-российскую и американскую анимацию:
1. В Японии аниме смотрят не только маленькие дети, но и подростки и взрослые.
2. Диапазон возможных тем и стилей графики варьируется очень широко, от детских сказок до сложных философских произведений.
3. Для аниме характерна сериальность, японцы обычно не делают один маленький фильм, они делают либо полнометражный фильм, либо сериал.
4. Японцы часто экономят на прорисовке движений, но обычно не экономят на прорисовке фонов и разработке графически сложных персонажей. В Европе, России и США обычно делают наоборот.
5. Японцы редко экспериментируют с техникой cоздания анимации, предпочитая чисто графические эксперименты со способами изображения персонажей и фонов.
Также в Японии гораздо больше студий анимации, между ними идет постоянная конкуренция, и у каждой студии свой, особый стиль, легко отличимый на глаз.
Дело в том, что японские художники исповедуют совсем иной подход к анимации, нежели российские или американские мультипликаторы. Действительно, отсутствие плавности движений выглядит очень нежизненно, но аниме и не преследует цели воспроизвести жизнь и сделать все «как в жизни». Намного важнее, какое влияние будет оказывать фильм на зрителя.
Раскадровка построена таким образом, чтобы передать лишь кульминационные моменты движения. Кроме того, низкая скорость обновления изображения (3 кадра в секунду вместо российских 8 и американских 12) позволяет уделить больше внимания прорисовке героев и окружающего фона (которой не хватает, например, большинству американских мультфильмов).
Следует отметить и тот факт, что стандарт 3 кадра в секунду утвердился для японской анимации в 60-е годы, и это было связано с чисто материальной экономией.
Все кто смотрел хоть один аниме-фильм наверняка заметили неестественно огромные глаза. Абсолютно неверно полагать, что огромные глаза персонажей – результат комплекса «узкоглазости» японцев (которые, кстати, таковыми себя не считают). Уместнее вспомнить поговорку: «глаза – зеркало души». Глаза героя – чрезвычайно важная вещь. В них можно прочитать практически все, начиная с характера персонажа и заканчивая различными его эмоциями и мыслями.
Большие глаза как особенность аниме появились из-за того, что японские аниматоры хотели создать самую «кавайную» (прим.: это слово, возникшее в среде русскоязычных поклоннников аниме, может означать «миленький», «хорошенький» и прочее восхищённое сюсюканье) отрасль искусства. Был проведен соцопрос, который и определил основные черты аниме: маленький рот и нос, непропорционально длинные ноги, и, конечно же, большие глаза.
Старейшее известное аниме было создано около века назад — приблизительно в 1907 году[4]. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует китайские иероглифы, означающие «отражающиеся картинки», затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен.
Произведения первой четверти XX века в основном создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие — от одной до пяти минут — анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старинных японских сказок. К концу этого периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
По различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них демонстрировались на публике и даже собирали деньги в кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры, как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото, Ясудзи Мурата и мастер анимации теней Нобору Офудзи. Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.
Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений — некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и одобрялись Министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.
На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934-м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро»,[5] экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей.
После вторжения Японии в Китай в 1937 году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных.
Несмотря на то что эксперименты с анимацией проводились в Японии и до 1958 года, первым заметным творением, относимым к аниме, стал показ «Tale of the White Serpent»[6] («История белого змея»), мультфильма студии «Toei». Первый аниме-сериал, представляющий собой чёрно-белые исторические мультфильмы, выпустила студия «Otogi». В 1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «богом манги», основал студию «Mushi Productions» и выпустил свой первый аниме-сериал «Tetsuwan Atom».[7] Это стало началом бума аниме.
В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха - сначала это было просто японское сокращение от английского слова «механический», которым обозначались любые сложные технические приспособления. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger Z». Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки и Мамору Осии, начинали свою карьеру в эти годы.