Выходили книги об А. Ахматовой, выходят и сейчас, а тайна её поэзии до сих пор не раскрыта.
В первую очередь сама Ахматова – поэт. Хорошо сказал о её вкладе в отечественную культуру А. Твардовский: «Поэзия Ахматовой – это, прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
Все ныне опубликованные произведения А. Ахматовой, воспоминания о ней говорят нам о титанических усилиях большого родного поэта сохранить себя как личность, реализовать свой дар в расчете на то, что когда-нибудь люди узнают, как она жила, о чем думала, что поняла и как вместе со всеми страдала и надеялась. «Она прошла через всё, всё пережила с великим мужеством и обо всем поведала с присущей только ей одной страстью, точностью и убеждением. Хорошо, что мы, поняли это», - сказал М. Дудин в своей статье «Невеселое признание при радостном событии». Своеобразие Ахматовой в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэтессы. Ахматова стала голосом своего времени, мудро, просто и спокойно разделила судьбу страны, отразив в своих стихах российскую катастрофу. Она остро ощущала свою принадлежность двум эпохам – той, что ушла, и той, что царствует. Ей пришлось хоронить не только близких, но и своё время, оставив ему «нерукотворный памятник стихов и поэм»:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве и чертополоху
Украсить её предстоит.
1940г.
В автобиографии 1965 года А. Ахматова писала: «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны! Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - это удивительное заявление о счастье сделано человеком, на которого именно в это время обрушило испытания, непосильные для обыкновенного смертного. По-видимому, органические слияния с судьбой своего народа воспринималось Анной Андреевной как необходимое главное условие достойного существования. Трудная жизнь, прожитая вместе с народом, давала право говорить от имени народа, рассчитывать на его признание и память:
Нет! И не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Список использованной литературы
1. С. Бавин., И. Семибратова. Судьбы поэтов Серебряного века. М. Изд. «Книжная палата» 1993г.
2. А. Ахматова Сочинения в 2-х томах. М. Правда 1990 г.
3. Ю. Анненков. Дневник моих встреч
Цикл трагедий.Т.1.А.Ахматова
«Искусство» Ленинград. Отделение 1991 г.
4. Русская литература XX века 11 кл. в 2-х частях, ч. 1 В. Чалмаев,
С. Зинин, М. «Русское слово» 2003 г.
5. Русская литература XX века, 11 кл. в 2-х частях, ч.2 под ред. В.П. Журавлева. М. «Просвещение» 2001 г.
6. Русская литература XX века в Дооктябр. Период. А.А. Волков, издательство «Просвещение». М. 1970 г.
7. «Комсомольская правда» 21 июня 1980г.
К 100-летию со дня рождения А.А. Ахматовой
Разлучение наше мнимо. З.Ерошок
8. «Комсомольская правда» 24 июня 1989г.
«А наутро встанешь с новою загадкой…»
(публикуется впервые) С.Ушникова. Ленинград
9. А. Урбан «Образ Анны Ахматовой» Ж.»Звезда» 1989г. №6