Смекни!
smekni.com

«И всё-таки узнают голос мой…» (стр. 1 из 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа № 2 им.В.Маскина Клявлинского района

Самарской области

РЕФЕРАТ
на тему: «И всё-таки узнают голос мой…»
А.А. Ахматова»

Выполнила:

ученица 10 «В» класс

Альбахтова Юлия
Преподаватель:

Алякина И.П.

Клявлино 2011

Содержание

· Введение………………………………………………………………….........3

· Основная часть………………………………………………………………4-9

· Заключение………………………………………………………………...10-11

· Список литературы……………………………………………………….......12

Введение

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряного века». «В эти годы, - писал Н.Н. Бердяев, - России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства исканий… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни…».

В эти годы в поэзию активно входят имена – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, В. Маяковского, И. Северянина, М. Цветаевой, С. Есенина, Б. Пастернака. Поэты «Серебряного века», наследуя традиции XIX века, вносили то новое, что диктовало время. Индивидуальный путь каждого из них был осложнен потрясениями революции, но не прерван. Все, кто остался в России или оказался за ее пределами, сохранили верность священному предназначению в новых условиях.

Так в чем же главные уроки «Серебряного века», его сила и слабость, его открытия и ошибки? Это века небывалого изящества и красоты русского слова в поэзии. Слово русской литературы серебряного века стремилось быть голосом всей эпохи. Многие имена первоклассных поэтов – вот чем останется в русской памяти этот век, и это уже бесспорно. Поэтому меня взволновала судьба А.А. Ахматовой и влияние на нее тоталитарного режима.

Цели работы:

- познакомиться с основными событиями жизни и творчества А.А. Ахматовой;

- проанализировать имеющуюся мемуарно-критическую литературу о личности Анны Андреевны;

- почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени;

- узнать новое о ее незаурядной судьбе.

Задачи:

- определить место ее поэзии в духовном мире нашего современника и в русской литературе XX века;

- раскрыть ее взгляд на назначение поэта, на особенности поэтического творчества.

Методы решения:

- метод сбора информации.

- метод анализа и обобщения.

- метод информирования.

Анна Андреевна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Ее знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию – Горенко, идет от татарского хана Ахмата, от которого вела свой род по женской линии Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой.

«Моего предка хана Ахмата, - писала Анна Ахматова, - убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж на богатого и знатного сибирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее назвали меня Анной…» А.А. Ахматова – величайший поэт «Серебряного века», чьи изумительные стихи были признаны и высоко оценены очень рано тонкими ценителями поэзии, как О. Мандельштам и др.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу,

Есть на тебе печать Господня.

Так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на А.А. Ахматову.

М. Цветаева отметила не только печать, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа.

Не человечески мила её дремота,

От ангела и от орла

В ней было что-то

Это странное соединение хрупкости и властности С. Городецкий объясняет сложностью времени, в котором жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников.

Сложное единство хрупкости, интимности, царственности, державности и прочности сразу же подчеркнули многие в лирике Ахматовой. Как-то изначально чувствовалась, что эта поэтесса выросла в великой стране. Современники её писали о «патрицианском профиле», о ее изысканно-горделивой фигуре и царственной осанке, о ней, как «Музе Петербургской», даже о ее испанской шали на плечах и о многом другом:

Такою беззащитною пришла ты,

Из хрупкого стекла хранила латы,

Но в них дрожат, тревожны и крылаты,

Зарницы…

(М. Кузьмин)

Вполоборота – о печаль!-

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль

(О. Мандельштам)

В начале века профиль странный

(Истончён он и горделив).

Возник у лиры…

(С. Городецкий)

М. Цветаева называла её и «златоустой Анной – всея Руси», и «чернокосынькой моей, чернокнижницей», видела в Ахматовой единство немыслимого.

Важнейшие биографические события в жизни Ахматовой – творческие: становление акмеисткой и выходы сборников стихотворений. Творческий путь Анны Андреевны начинался в 10-е годы в атмосфере «Серебряного века» в рамках акмеизма, литературного направления, утверждающего самоценность слова, способность обозначить конкретный предмет, явление, чувство. Поэзий Ахматовой развила все лучшее, что это направление дакларировало, лишний раз подтвердила мысль о том, что всякое новаторство лишь тогда продвигает явление вперед, если оно опирается на традиции, проверенные временем.

Ахматова поначалу причисляла себя к группе акмеистов. Главою же этого объединения литераторов, назвавшим себя «Цехом поэтов», был Н.С. Гумилев. Но талант её был столь оригинален, своеобычен, что она самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Это стало очевидно после выхода её первых сборников.

Строго относилась Ахматова к своему раннему творчеству, а точнее, не хотела, чтобы только по нему судили о ней как о поэте. Поэтому я постараюсь проследить весь её путь в литературе, чтобы увидеть, как с годами её голос обретал большую силу, философское звучание, сохраняя и развивая сугубо «ахматовскую» изящную манеру письма, особую доверительность и кристальную точность передачи образа и чувств. В этот ранний период творчества Анны Ахматовой основная тема её лирики – любовь. Именно ей посвящен первый сборник её стихотворений «Вечер» (1912 г.), который был тепло встречен критикой, отметившей в нём «совершенство женственности и трогательно-изысканной интимностью».

Прежде всего, это была лирика женской души, охваченной «огненным недугом». Её стихи поражают нас внутренней силой чувства. Это и исповедь влюбленной женской души и чувства человека, живущего всеми страстями XX века.

По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Здесь есть свой «сюжет», который нетрудно восстановить Речь идет о том, что составляет ценность человеческого существования, в любовном поединке испытывается достоинство человека. К героине стихов придет и смирение, однако прежде у неё вырвется гордое:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но главные здесь слова те, что появятся вслед:

Но видишь ли!

Ведь я пришла сама…

Подчинение – и в любви тоже – возможно в лирике Ахматовой лишь по собственной воле.

Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое переживание. Героиня стихов верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена её не постигли. И еще интересно, героиня её любовных стихов каким-то чудном связана со всем миром, живой жизнью, хотя она, и сама Ахматова были далеки от истинного понимания эпохи, но её неблагополучие, обремененность ими осознавались, рождая тревогу, неуверенность перед лицом жизни.

Еще одна из важнейших ахматовских тем - пушкинская - появилась в небольшом цикле «В Царском селе». Царское Село явилось тем священным местом на земле, которое имело для музы Ахматовой особое значение. Она всю жизнь называла себя «царкосёлкой». В стихотворении «Царскосельская ода» она писала, что для неё Царское Село – то же, что Витебск для Шагала, то есть духовный и художественный поток всего творчества.