Первое командное место выиграли боксеры Москвы. На втором месте оказались представители Саратова (тренер И. К. Иванов), на третьем, отстав от саратовцев лишь на одно очко, спортсмены Казани (тренер И. В. Чернавин).
Победителями вышли: москвичи Булаков (30—33 кг), Бурлаков (33—36 кг), Меднов (36—39 кг), Савушкин (42— 45 кг), Муллин (48—51 кг), Чеботарев (54—56 кг) и саратовцы Прохоров (39—42 кг), Цирпиш (51—54 кг). Итоги состязаний были подробно освещены и разобраны в печати.
В последующие годы количество юношей, занимающихся боксом, еще более возросло, а спортивно-технические результаты значительно повысились.
В 1945 году Комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР уже счел возможным провести во время зимних школьных каникул кустовые соревнования по боксу для юношей 17—18 лет.
В Москве, в Доме пионеров, встретились боксеры Мое вы, Тбилиси и Казани. Всего в этих состязаниях участвовало тридцать человек. В результате первое место с 23 очками выиграли москвичи, второе — с 19 очками боксеры Тбилиси и третье — юные казанцы.
Тогда же состоялась встреча московских и казанских юношей 15—16 лет, закончившаяся победой москвичей со счетом 31:24.
В Харькове за первенство боролись команды Ленинграда, Киева и Харькова. Победителями с 26 очками оказались ленинградцы, па второе место вышли киевляне — 23 очка и на третье — представители Харькова — 21 очко. На этих соревнованиях очень удачно выступили Юрченко (Харьков), Шевченко и Хорошкин (Ленинград).
Третьи кустовые соревнования состоялись в Баку. Там встретились юные боксеры Баку и Еревана. Победу одержали спортсмены Баку при соотношении очков 11:8.
В Горьком состязались спортсмены Горького, Иванова, Свердловска. Соревнования носили исключительно упорный характер. Ивановцы, набрав 26 очков, сумели опередить юных горьковчан всего на одно очко. Свердловчане, выступая неполной командой (7 человек), с 17 очками остались на третьем месте.
Эти соревнования дали представление о состоянии учебно-спортивной работы по боксу на местах, помогли выявить лучших спортсменов и тренеров, а также стимулировали дальнейшее развитие юношеского бокса.
С 1 сентября 1945 года в школах были введены новые программы по физической подготовке. Юношеский спорт получил еще большее распространение.
С 1945 года Всесоюзные юношеские соревнования по боксу стали проводиться регулярно и в дальнейшем ежегодно. В 1945 году соревнования были личными. В них приняло участие 48 подростков (15—16 лет) и 58 юношей (17—18 лет). Эти боксеры были представителями 7 республик (Украинской, Эстонской, Узбекской, Латвийской, Армянской, Грузинской, Азербайджанской) и 8 городов (Москвы, Ленинграда, Перми, Иванова, Свердловска, Горького, Кирова, Казани). В соревнованиях участвовали также боксеры Московской области. Такие соревнования оказалось возможным провести только после кустовых соревнований. Юным боксерам, лучше всего зарекомендовавшим себя, были высланы персональные вызовы.
На этом смотре молодых сил многие спортсмены продемонстрировали замечательную технику, не уступающую технике лучших взрослых боксеров Советского Союза.
В последующие годы юные боксеры заметно повысили свое мастерство. Особенно высоких результатов добились Меднов; Булаков, Чеботарев, Муллин, Егоров, Перов.
Показателен спортивный путь Виктора Меднова. В 1946 году, выступая за команду общества «Трудовые резервы» в соревнованиях на кубок Москвы, он выиграл встречу у чемпиона Советского Союза заслуженного мастера спорта И. Авдеева. Затем в 1947 году в соревнованиях на первенство Советского Союза он, выиграв у чемпиона Советского Союза В. Пушкина, занял второе место.
Другие молодые боксеры, выйдя на «большой» ринг, также показали, что они стали достойной сменой мастерам советского ринга, причем многие из них одерживали победы над известными боксерами. Так, А. Булаков в 1947 году в соревнованиях на первенство ЦС ДСО «Динамо» добился победы над призером первенства СССР мастером спорта Б. Каладзе, А. Чеботарев в 1947 году победил мастера спорта СССР А. Любимова и А. Андреева, Ю. Егоров в 1948 году обыграл бывшего чемпиона Советского Союза К. Рыкунова.
На большой ринг выходило боевое, прекрасно подготовленное поколение. И те годы, когда это поколение защищало честь отечественного бокса, были действительно временем его триумфа.
Когда-то один английский тренер, вспоминая наших боксеров, писал: «Мы называем русских силовиками. Но сравним их хотя бы с такими силовыми боксерами, как румыны, и сразу станет ясно, как неполно и неточно это определение. У русских сила подчинена технике, у русских сила — лишь одно из средств решения тактического замысла».
Это лестное высказывание было верно, пожалуй, только до 1952 года.
А потом... Потом во многих газетах слишком часто к именам наших боксеров стали прибавлять эпитет «непобедимый». И некоторые тренеры, по-своему анализируя бокс, вдруг открыли, что основа советского стиля — это агрессивность, стремление все время нападать и точнее бить (как похоже это высказывание на обветшалое правило маркиза Квйнсберри).
Если спортсмены перестают расти, они неизбежно деградируют. Это закон. И вот постепенно боксеры СССР стали уступать свои позиции. Советские боксеры проиграли на Олимпийских играх, неудачно выступили на первенстве Европы 1953 года, были побеждены на матч-турнире в Софии, потерпели поражение на фестивале в Варшаве. А разве можно считать победами те выигрыши, которых добивались боксеры на первенствах страны, на чемпионатах республик?
Вспоминается один бой. 1954 год. Финал первенства страны в легком весе. Боксируют Анатолий Грейнер и Владимир Миронов. Миронов упрямо идет вперед. Он прекрасно развит физически, и при одном только взгляде на него можно сказать, что он умеет переносить удары так же хорошо, как и наносить их. Но вскоре выяснилось, что этими двумя качествами и ограничивается «умение» молодого боксера. Он лез, бил и получал удары. И снова получал удары, бил и лез. Так и проходил этот бой одного из «молодых и способных». И хотя, как принято говорить, победила молодость, такая победа радовать не могла.
Этот стиль, который воспитывался у взрослых спортсменов, естественно, сказывался и на работе с юношами. Некоторые тренеры, словно забыв все, что накопила советская школа бокса, культивировали у юношей сильный удар, прямолинейную тактику. И все реже и реже стали появляться в боксе новые имена, имена молодых способных спортсменов. Нетрудно догадаться, к чему пришел бы наш бокс, если бы лучшие наши тренеры не продолжали вырабатывать у юношей единственно правильное понимание бокса: бокс — это, прежде всего, игра.
То, о чем рассказано здесь, называют прошлым. И это справедливо. За последний год наш бокс сильно изменился. Почти исчезла удручающая схожесть боев и побед. Появились новые имена, новые мастера. И что особенно радует — у этих новых мастеров проглядывает свой, новый стиль.
И болельщики, привыкшие к именам Геннадия Степанова и Егорова, Тишина и Булакова, начинают повторять имена Альгирдаса Шоцикаса, Геннадия Шаткова, Владимира Енгибаряна, Андрея Абрамова.
...Каждый вид спорта, а в тяжелой атлетике, борьбе и боксе даже каждая весовая категория, всегда ассоциируется с каким-нибудь определенным спортсменом. Несколько лет назад и поклонники силовой школы и сторонники «техников» называли одних и тех же боксеров — Булакова, Щербакова, Королева.
Сейчас мнения болельщиков стали куда разнообразнее: любители боя на обыгрывание вспоминают легковеса Николая Смирнова, молодого Алексея Засухина, боксера легчайшего веса, младшего брата прославленного чемпиона, вспоминают чемпиона страны Владимира Енгибаряна, чемпиона XVI Олимпийских игр Геннадия Шаткова и Альгирдаса Шоцикаса.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей необходимо тренеру. Без этого знания невозможно правильно построить и обосновать методику подготовки юных боксеров, нельзя правильно организовать учебно-тренировочные занятия.
Вопросами изучения возрастных особенностей растущего организма занимались и занимаются многие отечественные и иностранные морфологи, физиологи, клиницисты, психологи, в том числе А. П. Гундобин, А. А. Фальк, В. Г. Штефко, А. А. Крестовников, С. Е. Советов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни.
А. П. Гундобин в своей книге «Особенности детского возраста» отмечал, что для тканей и органов подростка характерна известная периодичность развития: периоды усиленного роста чередуются с процессами дифференци-ровки. Таким образом, развитие организма ребенка происходит не равномерно, а по циклам, где изменяются и нервная, и сердечно-сосудистая, и дыхательная, и костная, и другие системы.
М. Д. Чиркин пишет: «Своеобразность особенностей отдельных этапов развития ребенка выражается также в том, что каждому из этих этапов свойственны количественные и качественные возможности, недоучитывать которые в физическом воспитании было бы совершенно неправильным»*.
Исследованиями отечественных физиологов (И. П. Павлов, К. М. Быков и др.) установлено, что между корой головного мозга и деятельностью внутренних органов существует обоюдосторонняя связь.
Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически тесно связаны между собой и представляют по существу единую функциональную систему, совместно осуществляющую гуморальную регуляцию при ведущей роли центральной нервной системы и ее высшего отдела — коры головного мозга.
Кора головного мозга посылает к железам внутренней секреции импульсы, изменяющие функциональное состояние желез. В то же время от желез внутренней секреции в кору больших полушарий идут потоки импульсов, которые, в свою очередь, влияют на ее возбудимость и на передачу кортикальных влияний на органы гуморальным путем. Кроме того, сами гормоны воздействуют на возникновение и течение кортикальных процессов.