Справедливости ради надо отметить, что подобную ошибку часто делают многие авторы, рассматривающие круговороты кислорода и углерода. Например, в научной и природоохранной литературе широко используется выражение «леса – легкие Земли», которое предполагает, что леса являются производителем кислорода в атмосфере. В то же время уже давно известно, что в зрелой лесной экосистеме при стабильном климате годичные потоки продукции (производства кислорода) и деструкции (потребления кислорода) сбалансированы. Поэтому производителями кислорода являются лишь растущие леса, в которых углерод из атмосферного углекислого газа складируется в биомассу деревьев, или, например, зарастающие озера, в которых углерод попадает в пул торфа. Правда, в настоящее время климат не является стабильным, а имеет тенденцию к потеплению. Кроме того, увеличение концентрации углекислого газа в воздухе приводит к так называемой фертилизации, что несколько увеличивает продуктивность фотосинтеза. В результате спелые леса, например, бореального пояса несколько увеличили запасы углерода в последние десятилетия (White et al., 1999, Nabuurs et al., 2000 и др.) и, следовательно, являлись источником кислорода. Однако абсолютные величины этого источника не так уж велики.
В результате сделанной методической ошибки В.М. Болдырев приходит к выводу, что годичное производство кислорода растительным покровом России превышает промышленное потребление на 5346 млн. тонн кислорода в год, и этим кислородом безвозмездно пользуются такие страны, как США, Япония и т. д. Если ввести международное лицензирование потребление кислорода, то это должно принести России значительные прибыли. Увы, делать деньги из воздуха – не самый лучший способ решения реальных экономических и экологических проблем. Если принять в расчет потребление кислорода гетеротрофными организмами, то превышение продукции кислорода над его естественным потреблением для территории России составит около 560 млн. т в год (Nilsson et al., 2000), что не компенсирует антропогенное потребление кислорода Российской Федерацией. Конечно, ситуация с соотношением промышленное потребление/естественное воспроизводство кислорода в таких странах, как Япония, Германия, Великобритания, США значительно хуже, чем в России. Однако утверждение, что эти страны используют кислородный ресурс России, явно ошибочно.
И Россия, и промышленные страны западного мира, и бурно развивающиеся Китай и страны Юго-Восточной Азии используют в настоящее время не собственные кислородные ресурсы и не ресурсы других стран, а тот кислород, который был накоплен в атмосфере за время развития биосферы. Основным фактором этого накопления, как было показано выше, являлось захоранивание органического углерода в осадочных породах литосферы. Возвращение этого углерода в атмосферу в массовых количествах невозможно, поскольку в ископаемом топливе содержится лишь 0.08% от общих запасов органического углерода литосферы. И потому кислородный ресурс атмосферы может в настоящее время рассматриваться как неисчерпаемый.
Заключение
Принцип устойчивого развития в приложении к использованию природных ресурсов приводит к необходимости поддержания баланса между эксплуатацией и воспроизводством. По этому критерию современное пользование атмосферным кислородом не соответствует устойчивому развитию, поскольку потребление кислорода превышает его воспроизводство, а запас кислорода в воздухе уменьшается уже около 100 лет. Однако запас атмосферного кислорода настолько велик, что его уменьшение практически незаметно. Столь малое в относительном выражении изменение запаса кислорода не сказывается ни на здоровье людей, ни на функционировании природных экосистем, ни на мощности озонового слоя. Более того, даже теоретическая возможность, связанная с полным сжиганием ископаемого топлива, не приведет к заметному снижению запаса атмосферного кислорода и каким-либо негативным экологическим последствиям. Другие серьезные возможности изменения человечеством запаса кислорода атмосферы в настоящее время просто отсутствуют.
По мощности своего запаса в атмосфере кислород намного превосходит другие важные в экологическом отношение газы, такие как диоксид углерода, озон, метан, оксиды серы и азота и т. д. Так как запасы перечисленных газов невелики, антропогенное воздействие сказывается очень сильно на их изменении, что и приводит к таким экологическим проблемам, как истощение озонового слоя, усиление парникового эффекта, глобальное потепление, «кислые дожди» и т. д. Эти проблемы не являются надуманными, и от их решения действительно зависит как существование человечества, так и функционирование биосферы.
Поскольку принцип устойчивого развития в настоящее время не проведен последовательно во всех сферах взаимоотношений между человечеством и природой, необходима четкая расстановка приоритетов. Оптимизации следует подвергать в первую очередь те взаимоотношения, которые вызывают наиболее негативные эффекты в биосфере. Именно по такому принципу и действует международное сообщество, последовательно решая или хотя бы пытаясь решать наиболее насущные проблемы взаимоотношений человечества и биосферы. В качестве примеров таких решений можно привести Венскую конвенцию об охране озонового слоя, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и т. д. Охрана атмосферного запаса или регуляция промышленного потребления кислорода безусловно не входит в список таких приоритетов из-за практической неисчерпаемости данного атмосферного ресурса.
Литература
1. Башкин В.Н. Биогеохимия. М.: Научный мир, 2004. 584 с.
2. Бирюлин И. чем будут дышать наши потомки? ВОЛГА № 156, 18 октября, 2000.
3. Болдырев В.М. Атмосферным кислородом по глобализации и кредиторам. Значимый фактор геополитики, национальной безопасности и погашения долгов Россию. № 5-6 (16-17), март 2001 года
4. Болдырев В.М. Экологическая доктрина в части атмосферного пользования. Какой ей быть? Промышленные ведомости. № 9-10 (64-65), май 2003а
5. Болдырев В.М. Маниакально-депрессивный психоз по Киотскому протоколу и о возможностях его уменьшения. Промышленные ведомости. № 23-24 (76-77), декабрь 2003б
6. Болдырев В.М. Кислородный выход из Киотского тупика. Комментарий эксперта редакции. Промышленные ведомости. № 3-4 (80-81), февраль 2004
7. Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 205 с.
8. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии: Учебник. М.: МГУ, Высшая школа, 2002. 392 с.
9. Гордина А., Калита А., Сизов О., Горшенин В., Касьянов А., Ларин А., Проханов А., Воронянский И., Дронкина Л., Шашурин С., Клопова-Балихина Т., Жиганов Е., Попович М. Что это даст России? (Открытое письмо Председателю правительства РФ М.М. Касьянову). Завтра. № 41(464) от 8.10.2002.
10. Друзь Н.Н., Брикун И.К., Космухамбетов А.Р. Достаточно ли нам природного ресурса – кислорода воздуха? Вестник «Проблемы экологического законодательства в Республике Казахстан и мировой опыт». Вып. 5. Алматы: Фонд «XXI век», 1996. C. 30-32.
11. Заварзин Г.А. Бактерии и состав атмосферы. М.: Наука, 1984. 192 с.
12. Захваткин Ю.А. Основы общей и сельскохозяйственной экологии: методология, традиции, перспективы. М.: Мир, Колос, 2003. 360 с.
13. Кислород от кондиционеров GREE. 2004. http://www.gree-air.ru/?page=show_news &NewsID=12
14. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. 376 с.