Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный Университет
имени Н. П. Огарёва»
Кафедра методологии науки и прикладной социологии
Реферат
по истории науки
Философские взгляды Джона Стюарта Милля в истории правовых учений Западной Европы XIX в.
Выполнил: аспирант кафедры государственного и административного права
Камаев Н. В.
Проверил: доктор философских наук, профессор, Мочалов Е. В.
Саранск 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 I. История развития правовых учений Западной Европы XIX в…….………4 II. Джон Стюарт Милль: жизнь и деятельность.………………………………15 III. Философские взгляды Джона Стюарта Милля………..…………………20 Заключение………………………………………………………………….……32 Список использованной литературы……………………………………….…..33
Введение
Джон Стюарт Милль - английский философ, экономист, общественный деятель. Его называют одним из первых политиков, сумевших предвидеть сочетание принципов либерализма и социальной справедливости в отношениях личности, общества и государства. Джон Стюарт Милль оказал большое влияние на развитие британской политической системы 50-70 годов XIX века. Он был непосредственным участником разработки и принятия второй реформы британского избирательного права 1867 года, принимал участие в обсуждении ирландского вопроса.
Главное философское произведение Милля — двухтомная «Система логики». Его перу также принадлежат «Утилитаризм» и «Исследование философии сэра У. Гамильтона». Именно в последней, содержащей критику взглядов шотландского философа Уильяма Гамильтона, Милль разработал основные положения своей феноменалистской теории познания. В этой области он, несомненно, стал продолжателем традиции классического британского эмпиризма.
Милль был не только философом, но и видным общественным деятелем. Сильной стороной его взглядов является внутренняя связь логики, этики, социальной философии и либерального курса в политике. Джон Стюарт Милль был одним из представителей английской политической экономии. А такие его работы в области политики и права как «Основы политической экономии», эссе «О свободе», «Порабощенность женщин», «Размышления о представительном правлении» и другие формулируют представления классического британского либерализма.
I. История развития правовых учений Западной Европы XIX в.
Великая французская революция открыла дорогу развитию новых правовых идей во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии.
На начало XIX века во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.[1]
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Своеобразная концепция права и государства была разрабатана Иеремией Бентамом. Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие «общественный договор», так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. Право, противопоставляемое закону, является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства. Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Вместе с тем он признавал, что существовавшее в XIX веке законодательство Англии архаично и несовершенно. В поисках критериев оценки и направления совершенствования права Бентам разрабатывает теорию утилитаризма. Единственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. При этом существование частной собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Как и многие другие либеральные мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и колониальный режим. Он разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами. Труды Бентама значительно повлияли на развитие европейской политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его последователем Джоном Стюартом Миллем, а ее методология и этика оказали большое воздействие на аналитическую школу Джона Остина.
Термин «право», писал Джон Остин, формулируя идеи юридического позитивизма, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.
В «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права» Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Юриспруденция имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши. В таком понимании право – приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или логика правовых конструкций.
В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием рыночных отношений.
С критикой идеи социализма и коммунизма выступил немецкий государствовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн. В 40-х годах он приезжал в Париж, после чего опубликовал книгу «Социализм и коммунизм в современной Франции». Штейн писал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение; он предсказывал неизбежность социальных революций.[2] Для того чтобы избежать социальных потрясений, Штейн разработал проект реформ государства и права.
Вслед за Гегелем Штейн различает государство и гражданское общество. Последнее основано на разделении труда, которое в свою очередь зависит от формы собственности. Штейн признает, что общество делится на классы. В феодальном обществе существовали землевладельцы и зависимые от них крестьяне, после Французской революции общество делится на капиталистов и рабочих. Борьба этих классов чрезвычайно волнует Штейна. Именно с этой точки зрения его интересуют идеи социализма и коммунизма, в которых он видит выражение надежд и чаяний рабочего класса, борющегося против класса капиталистов. Однако, считал Штейн, если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.
Победа капиталистов грозит обществу застоем, ибо при помощи государства они поработили бы рабочий класс и лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, по Штейну, захват государства рабочим классом; это привело бы к дележке всех благ поровну, к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества, к возрождению деспотизма. С этой точки зрения Штейн осуждает республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое.
Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям. Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь. Взгляды Конта на право и на права личности также были весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто понятие «права человека», которое, как утверждал Конт, выполнило лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, «они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм».