Астрея с небеси спустилась
И в прежней красоте своей
На землю паки возвратилась…
А. Сумароков
1762 г.
Реферат
Предисловие
Сборник статей и документов «Исторический союз русских лож» (Редактор - составитель С.Ю. Иванов. СПб.: АИР. 2011.- 520 с.: ил.) – эта необычная книга возобновила угасшую традицию издания масонских трудов: источника гуманистических идей, просвещения и культуры.
Книга представляет собой ретроспективный взгляд на важные вехи зарождения, этапы развития, традиции и преемственность русского масонства под сенью особо почитаемого российскими масонами символа Богини Справедливости – АСТРЕИ, описывает и подтверждает преемственность исторической миссии и традиций русского масонства.
В книге представлены никогда ранее не опубликованные материалы из частных архивов русских масонов в Париже. Помимо исторических материалов в книге опубликованы оригинальные труды, зодческие и творческие работы братьев вольных каменщиков за период с конца 18 века до наших дней, а также большое количество иллюстраций.
Книга выполнена как подарочное издание, в отличном тканевом переплете с золотым тиснением и суперобложке, с большим количеством иллюстраций.
Реферат кратко освещает основные разделы книги в порядке их следования. Ключевые статьи исторических разделов представлены более развернуто. Остальные даны в кратком пересказе.
Помимо основных статей, указанных в «Содержании», книга содержит большое количество информации, размещенной на полях и в колонтитулах: цитаты из работы Альберта Пайка «Мораль и догма», отдельные параграфы из «Уложения Великой Ложи Астрея» от 1815 г., биографические и исторические сведения, а также изречения и афоризмы, часть которых приведена на латинском языке, часть – на «масонском».
Вступление
В 2015 году исполнится 200 лет с момента создания в России Великой Директоральной ложи «Астрея».
Образ Астреи в мировой и российской культуре занимал и занимает особое место в системе аллегорий и обладает культурологическим и политическим содержанием, отнюдь не сводившимся к шаблонной аллегорике. Недаром ещё в елагинский период масоны выбирали это имя для названия своих лож.
Название «Астрея» в России всегда было связано с поиском путей улучшения состояния страны и народа. Деятельность других потоков русского масонства носила более резкий и революционный характер. «Правильность» подхода Астреи базировалась на том, что работа лож опиралась на русскую, именно русскую, духовность, которая взросла на почве русской культуры, одухотворённой православием, исламом и рудиментами язычества.
Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах XVIII века.
Именно в этот период в Петербурге появилась первая масонская ложа с отличительным именем Астрея.
Спрятавшись под влиянием запретов в 1790-е годы, русское масонство вошло в эпоху недолгого ренессанса в 1815 году, когда под сенью Великой Директоральной Ложи «Астрея» по всей России появились многочисленные масонские ложи, в которых состоял весь цвет российского общества. Идея «духовного строительства», взаимного нравственного совершенствования и поддержки, распространения начал религиозной терпимости и пр., попав на нетронутую почву, получила особую чистоту в понимании русских вольных каменщиков.
После длительного запрета масонство в России было восстановлено в 1906 году, но лишь на короткие одиннадцать лет «мирного времени» – до октябрьского переворота. Свобода, равенство и братство надолго «уснули» в России.
История русского масонства продолжилась в эмиграции.
Эмигранты первой волны стали питательной средой русского масонства во Франции, нашли в масонстве утраченный с потерей родины смысл и получили поддержку со стороны своих земляков и братьев. Сегодня трудно представить эмиграцию без масонства, которое стало ей необходимым, как воздух свободы. Немалую, а может быть и главную, роль в зарубежном русском масонстве сыграла созданная в 1922 году в Париже русская ложа Астрея.
Через возрождённую ложу Астрея был перекинут исторический мост духовной преемственности в двадцать первый век. Благодаря французским братьям русского происхождения и вместе с ними, российские вольные каменщики продолжают путь русского масонства, помня высокие стремления и прорывы духа своих великих предшественников, используя их духовное и литературное наследие и нравственные заветы.
Прошло без малого 70 лет. В 1991 году в Москве начали свои работы первые ложи, что стало началом очередной реставрации масонства в России.
В 1995 году петербургская ложа Новая Астрея по инициативе парижских братьев была удостоена чести принять отличительный титул «Астрея».
Современное Петербургское масонство вышло из Д.Л. Астрея как из материнского лона (как все русское масонство XIX века когда-то из Великой Директоральной Ложи с этим же названием).
С чем ассоциируется Санкт-Петербург? Есть ряд символов, которые неотделимы от Петербурга: Нева, исторические архитектурные ансамбли, Медный всадник, Александровская колонна, гвардейские полки... Одна из главных исторических вех нового времени – ленинградская блокада. В этом ряду есть место и для Астреи.
Какое место?
Книга и об этом.
В силу традиции настоящие масоны мало и редко говорят о себе. Многие ошибочные представления о масонстве формируются поэтому на основе произведений и выступлений далёких от масонства людей.
Мы не собираемся с ними полемизировать. Их трактовка и комментарии «масонской истории», «исторических фактов» и содержания масонских работ не имеют ничего общего с реальностью.
Эта книга не для врагов, а для друзей.
Дорогие друзья, любезные братья!
Объединённая Великая Ложа России, продолжая традиции Великой Английской Ложи Франции, созданной в 1728 году и переименованной в 1895 году в Великую Ложу Франции, объединяет вольных каменщиков Древнего и Принятого Шотландского Устава, фактически стоящего на позициях регулярной масонской ортодоксии, под девизом «Свобода, Равенство, Братство».
Представляя вниманию читателей книгу «Исторический союз русских лож», мы хотели напомнить о роли русского масонства в его исторической миссии, о традициях русского масонства и содержании текущей работы действующих Достопочтенных Лож Объединённой Великой Ложи России, впитавших наследие и дух наших великих предшественников – братьев, которым мы отдаём и сегодня дань самого глубокого уважения.
Братски,
Великий Мастер
Объединённой Великой Ложи России
В.С.В.А.В.
Велика роль братьев французской Астреи в возрождении масонства в России. Мы благодарим их за эту трудную, но успешную работу.
Мы приветствуем укрепляющиеся связи между ВЛФ и ОВЛР в целом и неформальное братское сотрудничество, которое образовалось между Д.Л. Астреей № 1441 ВЛФ и Д.Л. Астрея № 3 ОВЛР.
Эта связь символизирует восстановление исторического единства русского масонства на основе традиций, сохраненных на французской земле, и обновление России, в которой могут свободно проявляться масонские идеалы Свободы, Равенства и Братства.
Великий Мастер Великой Ложи Франции
Великая Ложа Франции (фр. Grande Loge de France, GLdF) — третье по величине масонское послушание во Франции. ВЛФ работает по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, имеет связи с континентальным масонством и признаётся им, однако рассматривает себя как отдельное послушание. Численность ВЛФ составляет более 30 тысяч человек, с количеством Лож около 800.
Объединённая Великая Ложа России состоит в союзе с Великой Ложей Франции. Это так называемый союз регулярного традиционного масонства, который является вторым по численности в мире союзом.
Под юрисдикцией Объединённой Великой Ложи России сейчас работают 13 лож.
С появлением ОВЛР произошла стабилизация масонского движения в России: люди, желающие дистанцироваться от политики и ангажированности с ней некоторых масонов, стали выбирать ОВЛР как масонскую организацию, не связанную с политикой, а следующую истинному масонскому предназначению.
5 июня 2010, в Риме, Объединённая Великая Ложа России была принята в Конфедерацию Объединённых Великих Лож Европы (КОВЛЕ). С этого момента она стала новым звеном обширной цепи, включающей в себя более 20 Великих Лож.
История русского масонства
Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Однако эта версия не имеет документального подтверждения.
Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г. Широкое распространение масонства в России началось в 1740-х гг. с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом. В 1750-х гг. в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р.И. Воронцова. В 1772 г. Провинциальным Великим Мастером стал И. П. Елагин, обергофмейстер императрицы Екатерины II. Под управлением елагинской Великой ложи в первой половине 70-х гг. XVIII века работало 14 лож.
Параллельно с елагинскими с 1771 года в России работали и ложи, входившие в так называемую Шведскую, или Циннендорфскую, систему.
В 1776 г. после переговоров все ложи объединились в единую систему.
Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова. Вместе с Иоганном Шварцем он развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 г. масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.
Вновь масонские ложи в России начинают появляться при императоре Николае II под эгидой Великого Востока Франции, относившегося в это время к так называемому Либеральному масонству. В 1910 г. от лож Великого Востока Франции начинают учреждаться ложи, которые составили основу новой организации, именуемой Великий Восток Народов России, созданной на учредительном съезде в Москве летом 1912 г.