Смекни!
smekni.com

Наследование по закону и по завещанию (стр. 7 из 9)

В многообразии форм выражения воли завещателя предметно воплощен принцип свободы завещания. Указанный принцип обеспечивается соблюдением тайны совершаемых нотариальных действий, в том числе и тайны удостоверения завещаний[19]. За разглашение как самой тайны составления завещания, так и тайны его содержания нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий должностные лица несут установленную законом ответственность. Например, частный нотариус может быть лишен лицензии на занятие нотариальной деятельностью, исключен из нотариальной палаты. Помимо этого, на него может быть возложена обязанность возместить клиенту имущественный ущерб и компенсировать моральный вред[20].

Словом, как гражданское законодательство, так и законодательство о нотариате нацелены на то, чтобы максимально обеспечить соблюдение принципа свободы завещания. А это невозможно, если завещателю не будет гарантировано, что как составление завещания, так и содержание завещания останутся в тайне.

Воля завещателя, выраженная в завещании, должна быть облечена в требуемую законом форму. Несоблюдение требуемой формы влечет недействительность завещания. И это понятно, поскольку составление завещания существенно затрагивает, интересы как самого завещателя, так и тех лиц, которых завещание так или иначе касается. Завещатель заинтересован в том, чтобы при исполнении завещания не произошло искажения его воли, чтобы судьба наследства после смерти завещателя была определена именно так, как он того хотел. В свою очередь, и наследники не только по материальным, но и по морально-этическим соображениям должны быть заинтересованы в том, чтобы с наследством поступили по-людски, выполнив последнюю волю завещателя. А для этого крайне важно, чтобы воля завещателя была выражена в завещании четко, ясно и недвусмысленно, в завещании не было никаких подчисток и чтобы была полная уверенность в том, что к завещанию, после того, как оно составлено, никто руку не приложил. При совершении нотариальных действий, связанных с удостоверением последней воли завещателя не всегда в полной мере выявляются истинные намерения гражданина, хотя в инструкции совершения нотариальных действий эта обязанность закреплена. Своевременное исполнение нотариусами этой обязанности позволило бы предотвратить судебные выяснения отношений между наследниками завещателя.

Предписывая, в виде общего правила, чтобы завещание было удостоверено у нотариуса, законодатель в то же время широко определяет круг случаев, когда завещания, удостоверенные уполномоченными на то должностными лицами, приравниваются к нотариальным. Однако и в этих случаях несоблюдение формы удостоверения завещания (например, удостоверение завещания лечащим врачом, который не относится к врачам, имеющим право удостоверять завещания) влечет недействительность завещания. Порядок удостоверения завещания закреплен как в Основах законодательства о нотариате, так и в инструкциях о совершении нотариальных действий, а также в инструкциях, специально рассчитанных на удостоверение завещаний[21].

3.2 Особые завещательные распоряжения завещателя

К особым завещательным распоряжениям завещателя относятся подназначение наследника (ст. 1121 ГК РФ), завещательный отказ (ст. 1137 ГК РФ); возложение (ст. 1139 ГК РФ); назначение исполнителя завещания — душеприказчика (ст. 1133 и 1134 ГК РФ). Остановимся на каждом из них.

В завещании могут быть тем или иным способом не только обозначены основной наследник или наследники, но и подназначен запасной наследник на тот случай, если основной наследник умрет до открытия наследства либо после открытия наследства откажется принять наследство. Подназначение наследника соприкасается с наследованием по праву представления, наследственной трансмиссией и приращением наследственных долей. Вопрос о соприкосновении подназначения наследника с наследованием по праву представления может возникнуть тогда, когда основной наследник умирает до открытия наследства, относится к прямым нисходящим наследодателя, у него, в свою очередь, есть прямые нисходящие, но наследодатель подназначил ему наследника, который к этим прямым нисходящим не относится. Кто в этом случае будет призван к наследованию: подназначенный наследник или внуки и правнуки наследодателя? По действующему законодательству, ответ может быть только один — подназначенный наследник.

Чисто внешнее впечатление о соприкосновении подназначения наследника с наследственной трансмиссией может возникнуть тогда, когда основной наследник умирает после открытия наследства. Разграничительная линия проводится в зависимости от того, отказался ли основной наследник до своей смерти от наследства или умер, не успев наследство принять. В первом случае к наследованию призывается подназначенный наследодателем наследник, во втором — наследники того наследника, который умер, не успев принять наследство, то есть происходит наследственная трансмиссия.

К числу особых завещательных распоряжений завещателя относится и завещательный отказ (легат). При завещательном отказе завещатель возлагает на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать его исполнения. Отказополучателями могут быть лица, как входящие, так и не входящие в число наследников по закону. Таким образом, в силу легата между наследником и отказополучателем (легатарием) возникает обязательство, в котором легатарий выступает как кредитор, а наследник как должник.

Если наследник, на которого возложено исполнение легата, умирает до открытия наследства либо отказывается от наследства, обязанность исполнения легата переходит на других наследников, получивших его долю.

Если до открытия наследства умирает легатарий, завещательный отказ утрачивает силу. Судьбу легата сложнее определить, когда легатарий умирает после открытия наследства. Сохраняет ли легат юридическую силу или нет и если сохраняет, то кто и от кого может требовать его исполнения? Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23 апреля 1991 г. пришел к выводу, что права и обязанности отказополучателя прекращаются с его смертью и не могут быть переданы им по наследству, если иное не предусмотрено наследодателем, оставившим завещательный отказ.

Правила ч. 1 ст. 1117 ГК РФ о недостойных наследниках, не имеющих права наследовать по закону, применяются и к праву на завещательный отказ (см. ч. 3 ст. 1117 ГК РФ). Если отказополучатель путем умышленных противоправных действий, подтвержденных судом, способствовал тому, чтобы в его пользу был составлен завещательный отказ, то он права на него не имеет. Например, завещательный отказ составлен в результате насилия или угроз со стороны отказополучателя.

К особым завещательным распоряжениям завещателя относится также возложение на наследника обязанности совершения каких-либо действий для общеполезной цели. Если эти действия носят имущественный характер, то к возложению применяются правила о легате.

К особым завещательным распоряжениям наследодателя относится назначение исполнителя завещания (душеприказчика). Исполнение завещания возлагается на назначенных в завещании наследников. В то же время исполнение завещания может быть возложено и на специальное лицо, которое не является наследником. Такое лицо называется исполнителем завещания (душеприказчиком). Однако для этого требуется письменное согласие исполнителя.

Исполнитель завещания имеет право совершать все действия, необходимые для исполнения завещания. Вознаграждение исполнитель не получает, но имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов по охране наследственного имущества и управлению им. По исполнении завещания исполнитель обязан по требованию наследников представить им отчет.

В силу ст. 1026 ГК РФ доверительное управление имуществом может быть учреждено на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик). В этом случае исполнитель завещания в договоре доверительного управления имуществом с доверительным управляющим выступает как учредитель доверительного управления. Что же касается лиц, к которым имущество, находящееся в доверительном управлении, в порядке наследования перейдет, то их следует рассматривать как выгодоприобретателей (бенефициариев). Таким образом, договор о доверительном управлении наследственным имуществом, который исполнитель завещания в качестве учредителя доверительного управления заключает с доверительным управляющим, является договором в пользу третьих лиц — наследников (выгодоприобретателей). Очевидно, к заключению договора доверительного управления наследственным имуществом как к одному из возможных способов исполнения завещания следует прибегать в тех же случаях, что и к доверительному управлению имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), когда имущество представляет значительную ценность и требует постоянного и достаточно квалифицированного управления. А это исполнителю завещания может быть и не под силу. В остальных случаях без доверительного управления можно обойтись. К тому же доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, хотя само наследство того может и не стоить.

К числу особых завещательных распоряжений завещателя относятся также распоряжения, касающиеся его похорон и увековечения его памяти. Завещатель может обязать похоронить его с соблюдением религиозных обрядов, устроить после похорон поминки, соорудить на могиле памятник. Эти распоряжения подлежат исполнению лишь в пределах действительной стоимости наследственного имущества. При всех обстоятельствах указанные распоряжения должны не выходить за пределы разумного и соответствовать сложившимся в данной местности обычаям, не сопряженным с крайностями и экстремизмом.