В этом плане представляет чрезвычайный интерес в период трансформации общества конца XX - начала XXI вв, обратиться к выработанной Н.Д. Кондратьевым теории предвидения и методологии перспективного планирования. Будем рассматривать полученные им результаты не в хронологической, а в логической последовательности.
1. Познание закономерностей развития общества - исходный пункт для теории предвидения будущего. Здесь возможны три взаимно исключающих подхода. Если считать, что экономические и исторические события совершаются по субъективным, непредсказуемым решениям людей, являющихся неповторимыми индивидами, - тогда предвидение развития общества лишено смысла, является гаданием на кофейной гуще. Именно такой позиции придерживался С.Н. Булгаков: "Тезис о невозможности установления исторических законов и предсказаний доказан... совершенно неопровержимо... Причиной принципиальной невозможности исторических предсказаний, помимо того, что история имеет дело с индивидуальными событиями, не повторяющимися во всей индивидуальной сложности, является еще и то, что ход истории обуславливается не только известными уже нам социологическими причинами, общими условиями исторического развития, но и деятельностью личностей. Между тем, каждая историческая личность... есть нечто абсолютно новое в истории, не поддающееся никакому предвидению" (21. С. 271-272).
Противоположная точка зрения - абсолютный детерминизм в его разновидностях: развитие общества предопределено либо божественными установлениями (теология), либо законами природы (И. Кант), либо состоянием и развитием материальных производительных сил (Г.В. Плеханов), либо расположением светил в небе (астрология).
Однако наиболее близка к истине третья позиция, к которой принадлежит Н.Д. Кондратьев: объективные законы развития общества существуют, они предопределяют его общую динамику, но это не исключает известную свободу выбора возможных альтернатив и принятия решений для людей; тенденции будущего развития на основе познания этих законов предвидеть возможно, но следует принимать во
723
внимание и альтернативные сценарии при том или ином соотношении факторов динамики и случайных событий.
Проблема закономерностей социально-экономической динамики исследуется Н.Д. Кондратьевым как в его ранней работе "Основные учения о законах развития общественной жизни" (7. С. 84-115), так и в более развернутом, аргументированном виде - в написанной в Бутырской тюрьме рукописи, особенно в главах 7 и 9 этой рукописи (6).
Н.Д. Кондратьев исходит из того, что "с научной точки зрения все явления конкретной действительности, как она дана нам в восприятии, строго и однозначно причинно обусловлены. Однако... эта действительность, взятая в конкретном виде, бесконечно разнообразна в каждым данный момент, бесконечно изменчива во времени и потому всегда индивидуальна" (Там же. С. 177). Задача номографической науки - изучение общего в явлениях и процессах, выявление системы и закономерностей динамики: "Наука выявляет общую схему строения действительности и тем самым вносит систему и порядок в бесконечное многообразие индивидуальных явлений"; "формулируя законы, номографическая наука достигает высшего своего познавательного торжества и законченности" (Там же. С. 185, 187). При этом выявляются законы соотношения (статики) и законы изменения (динамики). Проявление этих законов связано с большим числом случайностей и находит проявление в законе больших чисел (Там же. С. 201).
Особенности действия закономерностей в обществе не только в многообразии действующих здесь факторов и случайных колебаний, но и в том, что эти закономерности меняются с развитием общества: "Меняется закономерность социально-экономических с изменением структурных признаков социального строя и характера человека... закономерности социально-экономической жизни по существу имеют исторический характер" (Там же. С. 220, 221). Это следует учитывать при предвидении социально-экономической динамики: "вероятность закономерного хода явлений здесь значительно ниже, а вероятность уклонения событий от закономерной линии их хода гораздо выше, чем в мире физически-химических явлений" (Там же. С. 242).
Наука не может устраниться от предвидения и проверки истинности постулатов той или иной теории. Теория "позволяет с большей или меньшей точностью и предвидеть ход действительности. Отсюда ясно, что возможность предвидения на основе теории является вместе с тем и критерием истинности теории" (Там же. С. 141).
2. Статика, динамика и генетика - основа социально-экономического предвидения. Н.Д. Кондратьев выделяет три основных раздела номографической экономической теории: статику, динамику и генетику. Статика исследует структуру и взаимодействие элементов системы в условиях равновесия. Под равновесием системы связанных и симметрично расположенных экономических элементов Н.Д. Кондратьев понимает то состояние ее, при котором и при принятых условиях она не обнаруживает внутренних тенденций к изменению элементов и их
724
соотношений (Там же. С. 328). На статике сконцентрировано внимание различных школ политической экономии - меркантилистов, физиократов, классической школы, австрийской школы предельной полезности, математического направления, маржиналистов. Лишь историческая школа и марксизм подошли к теории динамики: "в марксизме мы находим по существу целую систему теории статики. Эта теория статики не выделена, а дана в органической связи с теорией динамики, наиболее ценной и оригинальной чертой марксовой школы является именно то, что она и только она выдвинула теорию экономической динамики" (Там же. С. 339).
Добавим: теория статики лежит в основе традиционной методологии прогнозирования, преобладающей как в России, так и за рубежом. Суть этой методологии весьма проста: на будущее переносятся тенденции, сложившиеся в прошлом и выявленные с помощью однофакторного или многофакторного анализа. Чем больше горизонт прогноза - тем длительнее ретроспектива, из которой выводятся эти тенденции. При таком подходе предвидение - не искусство и не наука, а ремесло.
Однако "в реальной действительности всегда имеет место борьба причин, которые порождают тенденции системы экономических элементов к равновесию, и причин, которые или нарушают эти тенденции, создавая новое исходное положение для возникновения новых тенденций к равновесию, или тормозят осуществление равновесия" (Там же. С. 319). Исследуя равновесие, статика не изучает того круга явлений, экономическая сущность которых состоит в отрицании равновесия, в нарушении его, - например, кризисы. (Там же. С. 324). Это является предметом более высокого уровня развития теории - динамики.
Экономическая действительность изменчива и текуча. "Статическая теория бессильна выяснить изменение уровня экономических элементов, а также механизм и направление их изменений. Вот почему наряду с ней к экономической жизни можно и должно подходить и с динамической точки зрения, т.е. мыслить ее в условиях процесса изменений"(4. С. 54). Динамическая теория "рассматривает экономические явления в процессе изменения экономических элементов и их соотношений и ищет закономерности в ходе самих изменений" (Там же. С. 55).
При этом следует различать изменения иррегулярные, возникшие под влиянием случайных, непредсказуемых событий, и закономерные, предсказуемые, которые, в свою очередь, можно подразделить на две разновидности: эволюционные (необратимые), которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий всегда протекают в определенном и в одном и том же направлении, - и волнообразные (повторимте, обратимые), которые периодически меняют свое направление, рано или поздно возвращаясь к исходному состоянию (Там же. С. 58-59).
"Народнохозяйственный процесс в целом представляется необратимым процессом перехода с одной ступени или стадии на другую" (Там же. С. 62). Однако целая группа экономических элементов, прежде
725
всего ценностных, обнаруживают волнообразные, обратимые процессы изменений. Темп роста и развития "описывает волнообразную кривую и является сам по себе процессом обратимым" (Там же. С. 63). Именно с обратимыми процессами связывает Н.Д. Кондратьев понятие конъюнктуры. Под экономической конъюнктурой он понимает направление и степень изменения совокупных элементов народнохозяйственной жизни по сравнении с предшествующим моментом (Там же. С. 70).
Н.Д. Кондратьев подразделяет колебания конъюнктуры на иррегулярные и регулярные; последние, в свою очередь, делятся на сезонные и циклические, - "малые циклы (подъем, кризис, депрессия), захватывающие около 7-11 лет, и большие циклы, захватывающие от 40 до 50 лет" (Там же. С. 74; см. также С. 89). Экономисты изучают в основном малые циклы и сезонные колебания. "Необходимо подвергнуть тщательному анализу также и большие циклы" (Там же). Напомним, что эти положения, развивающие идеи больших циклов конъюнктуры (впервые сформулированные в книге 1922 г.), были выдвинуты в докладе в Институте экономики в марте 1924 г.
Весьма важен вывод, что "задача в изучении конъюнктуры сводится к постановке и решению проблемы прогноза ее изменения" (Там же. С. 75). Прогнозирование, основанное на учете закономерной динамики (прежде всего - волнообразно-цикличных колебаний конъюнктуры), или циклично-динамичное прогнозирование - это более высокий класс предвидения будущего, позволяющий предвидеть переход от фазы к фазе цикла и от цикла к циклу, неизбежные кризисы при смене циклов, своевременно адаптироваться к этим переменам. И хотя идеи Н.Д. Кондратьева были подхвачены, подтверждены и развиты Йозефом Шумпетером (9), Герхардом Меншем (11), другими зарубежными и современными российскими учеными (12; 14; 18; 19; 22), однако в практике прогнозирования до сих пор преобладает статический, линейно-экстраполяционный подход.