Эволюционная модель Шумпетера в принципе строится на обычных предпосылках оптимального поведения, с одной лишь разницей, что в процессе оптимизации изменяются не только переменные, но и параметры модели индивидуального поведения. И здесь мы вновь обращаемся к Кондратьеву.
В его работах 20-х годов динамика была синонимом изменения набора показателей во времени, а теория динамики начиналась там, где в изменяющемся многообразии можно выделить некие регулярные события; к последним он прежде всего относил обратимые процессы. Итак, в центре сто внимания - набор показателей и их изменение в реальном времени; цикл - обратимый процесс и как таковой может быть выделен как предмет теоретического рассмотрения. Т.о. теория у Кондратьева рождается из эмпирического анализа, в котором время присутствует изначально. Вспомним, что под конъюнктурой каждого данного момента он понимал "направление и степень изменения совокупности элементов народнохозяйственной жизни по сравнению с предшествующем моментом"2. Что касается набора элементов, или показателей, то это были именно те показатели, которые традиционно представлены статистикой.
Таким образом, в книге "Мировое хозяйство", и в других работах, посвященных циклам, Кондратьев предстает как сторонник и последователь Митчелла, решающий задачу статистического обоснования существования феномена больших циклов, и кроме того предлагающий некоторую объясняющую гипотезу. И па этом можно было бы поставить точку, если бы не его неоконченная книга "Основные проблема экономической статики и динамики"3.
Методологической сверхзадачей этой последней работы было создание основ "социальной экономии" (заметим, не политэкономии, и не экономической теории в духе австрийской школы или неоклассики), изучающей общество и хозяйство в целом, и в методологическом отношении осуществляющей примирение теоретического и
749
эмиирического подходов. Это примирение связано, на мой взгляд, с принципиально "статистическим" подходом к обществу и хозяйству - понимаемых как совокупности большого числа людей, не обладающих совершенной информацией, и действия которых "более или менее разнообразны и относительно случайны". Именно поэтому к отдельным элементам хозяйства применимо понятие вероятности, а к нему как целому - закон больших чисел. Этот подход изначально предполагает эмпирическую компоненту и одновременно не исключает теоретизирования на основе исходных гипотез. Не случайно, Кондратьев часто прибегает к аналогиям из естественных наук. Тот факт, что статистика изначально присутствует, облегчает задачу построения динамической теории, но то, что мы видим у Кондратьева - это еще не динамическая теория. Возможно, создание такой теории могло было быть связано с рассмотрением взаимодействия рынков, множество субъектов которых не располагают полной информацией и потому действуют относительно случайным образом. В этом случае можно было бы говорить о цикле как о порождении случайных процессов1. Но это - не более, чем догадки о логике создания Кондратьевым теории экономической динамики. Еще более интригующим представляется понятие "социально-экономической генетики", о котором ничего не известно, кроме того, что так Кондратьев обозначал теорию, которая должна была стать, но, увы, не стала, завершающим этапом его исследования экономической динамики и развития. Началом этого пути и была работа "Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны", предлагаемая в настоящем издании.
H.A. Макашева,
д.э.п., проф.
750
1 Последняя опубликованная при жизни Н.Д. Кондратьева работа по проблеме больших циклов - "Динамика цен промышленных и сельскохозяйственных товаров" - вышла в свет в 1928 г. в сборнике "Вопросы конъюнктуры".
1 Само по себе подобное утверждение вовсе не является очевидным. Вопрос о принципиальной возможности теории динамики как большая методологическая и философская проблема в этот период только осознавался учеными. Интересный взгляд на эту проблему можно найти, например, в: Northrop F.S.С. The impossibility of theoretical science of economic dynamics // Quarterly journal of economics. 1941. November.
2 Утверждая это, Кондратьев неявно вступает в длившуюся несколько десятилетий дискуссию о критерии оценки теории и роли прогноза в определении ценности теории.
1 Keynes J.M. Can Germany pay the last reparation demands? // Keyncs J.M. Collected writings. Vol. 17. P. 243.
2 См., например, Фалькер С.А. Строение и конъюнктура мирового хозяйства. М., 1921; Первушин С.А. Конъюнктура современного мирового хозяйства // Вестник статистики. 1921. № 5-8; Двойлацкий Ш. Накопление капитализма и империализм // Красная новь. 1921. № 1. Что касается работ, продолживших дискуссию начала 20-х годов, то их очень много. Следует заметить, что тема обычных циклов и кризисов оказалась переплетенной с тематикой больших циклов и обе - с проблемой перспектив капитализма. Кроме уже упомянутых работ можно назвать: Игнатьев М.В. Некоторые основные вопросы изучения конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. 1926. Кн. 2. вып. 1; Троцкий Л.Д. О кривой капиталистического развития // Вестник Социалистической академии. 1923. № 4; Первушин С.А. Конъюнктура современного мирового хозяйства. М., 1922; его же Основные вопросы теории и методологии хозяйственной конъюнктуры // Плановое хозяйство. 1926. № 12; Фалькнер С.А. Перелом в развитии мирового промышленного кризиса. М., 1923.
1 То, что Кондратьев и его современники были хорошо знакомы и активно использовали достижения западных экономистов, легко видеть из имеющихся в их работах многочисленных ссылок. Более того, во многих западных работах по исследованию циклов, написанных в начале 30-х годов, мы находим ссылки не только на ставшие к тому времени классическими работы Туган-Барановского, но и на работы современников и коллег Кондратьева. Так, например, в очень хорошем дайджесте по исследованиям цикла, изданном в США в 1934 г. и предлагающем хронологическую и тематическую систематизацию исследований цикла с начала XVIII века и до начала 30-х годов XX века, можно найти ссылки на работы С.А.Первушина и Е.Е. Слуцкого (имеется в виду работа, посвященная случайным возмущениям, напечатанная и Вестнике конъюнктуры за 1927 г., издаваемым Конъюнктурным институтом под редакцией Н.Д. Кондратьева); а в известной книге А. Хансена о теории делового цикла - фамилию Л.М. Ковальской - сотрудницы Конъюнктурного института и соратника Н.Д. Кондратьева.
2 Кондратьев Н.Д. Мировое хозяйства и его конъюнктуры во время и после войны. Вологда, 1922. С. 258.
3 Там же. С. 257.
4 Там же С. 3.
1 Кондратьев Н.Д. Мировое хозяйство ... С. 8.
1 Кондратьев Н.Д. План и предвидение (1927) // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989; Проблема предвидения (1926) // Кондратьев Н.Д. Избранные произведения. М.
1 О этапах развития исследований цикла см., например, Fritz W.G, Contributions to business-cycle theory. Ann Arbor: Edwards Brothers, 1934.
2 Hansen A. Business-cycle theory. Boston etc.: Ginn and company, 1927.
1 Hayek F. Monetary theory and the trade cycle. L. etc: The Alden press, 1933.
1 Juglar С. Des crises commerciales et de lear retour périodique. Paris, 2d еd., 1889.
1 Schumpeter J. Ten great economists from Marx to Keynes. L.: Routledge, 1997. P. 246.
2 Löwe A Wir ist konjunkturtheorie überhaupt möglich? // Weltwirschaftliches Archiv. Oct. 1926.
3 Pgou A. Industrial fluctuations. 2 nd. ed. L.: Macmillan, 1929. P. 37.
4 Altschul E. Konjunkturtheorie und Konjunkturstatistik // Archiv fur Sozialwissenschaft und soziopolitik. Vol. 55. Tübingen, 1926. P. 85.
1 Hayck F. Monetary theory and trade cycle. P. 35-36,
2 Hayck F. Monetary theory and trade cycle. P. 39.
3 Интересно отметить, что Кондратьев связывал статический подход именно с австрийской школой и более того, полагал, что с точки зрения понимания динамической природы экономических процессов дальше австрийцев продвинулись Маршалл и другие представители математического направления. (Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М.: Наука, 1991. С. 334-338). Сегодня подобная точка зрения вряд ли найдет поддержку среди большинства исследователей.
1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. Гл. 2.
2 Кондратьев Н.Д. К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры // Кондратьев Н.Д, Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. С. 70.
3 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М.: Наука, 1991.
1 Слуцкий Е.Е. Сложение случайных величин как источник циклических процессов // Вопросы конъюнктуры. 1927. Т. 3. Вып. 1.
БИБЛИОГРАФИЯ
Работы H.Д. Кондратьева, изданные до 1990 г.1
1. Взыскующие града // Изв. Арханг. о-ва изуч. Рус. Севера. 1912. № 5.
2. Литература и народ // Жизнь для всех. 1912. № 5.
3. Генрих Купов о происхождении и развитии религии // Новые идеи в социологии. Спб., 1914.
4. Основные учения о законах развития общественной жизни // Новые идеи в экономике. Спб., 1914. С. 1-53.
5. Разложение в устно-коллективной поэзии // Историческое обозрение. Спб., 1914. Т. 19.
6. Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии: Соц.-экон. и фин. очерк. Кинешма: Изд. Кинешем. уезд. земства, 1915.
7. Теория истории A.C. Лаппо-Данилевского: К 25-летию его науч.-лит. деятельности // Историческое обозрение, 1915. Т. 20.
8. О книге A.C. Лаппо-Данилевского "Методология истории". Спб., 1910.
9. М.М. Ковалевский как учитель // Вестник Европы. Пг., 1916, Кн. 5.
10. Аграрный вопрос: о земле и земельных порядках. М.: Универсальная б-ка, 1917.
11. О крупнокрестьянских хозяйствах: Доклады Н.Д. Кондратьева и Н.П. Макарова и прения но ним. Пг., 1917.
12. Рост населения как фактор социально-экономического развития в учении М.М. Ковалевского // М.М. Ковалевский - ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Пг., 1917.
13. Продовольственный кризис и задача организации хозяйства // Ежемесячный журнал литературы, пауки и общественной жизни. 1917. № 1.
14. Творческие задачи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1917. № 5-6.