Смекни!
smekni.com

Игра «Физическое лото». 28 1 Игра «Физическое домино». 29 Приемы повышающие интерес к учебному материалу. 2 Фантастическая добавка. 31 (стр. 2 из 8)

· опрос с целью контроля знаний;

· объяснение нового материала;

· закрепление полученных знаний;

· домашнее задание.

До 70-х годов при разработке и проведении урока такая структура являлась нормальной, хотя многие педагоги понимали ее недостатки. Шведская писательница Эллен Кей в книге «Век ребенка» приводит такое образное выражение: «Мы предчувствуем принцев там, где видим детей, но где же, право, тогда короли?» Одна из причин, почему из принцев не выходят короли, по ее мнению, кроется в том, что школа выступает «фабрикой однообразных уроков» и рассматривает учеников как простые единицы класс.

В подобной обстановке постоянно заглушаются, а то и совершенно исчезают такие важные качества, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, т. е. то, что мы относим к индивидуальности человека.

Задача учителя – увидеть и понять в каждом ребенке то особенное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности. Для этого уроки учителя должны быть разнообразными.

Главным недостатком четырехэтапного урока является то, что начало урока – лучшее его время – затрачивается на повторение уже известного материала, и ко времени объяснения нового ребята уже устают. С этим недостатком традиционного урока, естественно, можно бороться, поменяв местами первый и второй элементы урока и соединив опрос с закреплением новых знаний.

Труднее бороться с однообразием формы проведения традиционного урока.

Вместе с тем следует отметить большое достоинство традиционных методик: именно традиционные уроки обеспечивают систематическое накопление знаний и умений.

Надо только на каждом этапе урока продумать самые важные для урока вопросы:

· как активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;

· какими путями реализовать сотворчество учителя и учащихся на уроке;

· как развивать на уроке интерес учащихся к познанию;

· как правильно распределить время урока, чтобы не ослаблялось внимание учащихся.

Методики проведения традиционных уроков, в которых «новыми» аспектами стали активизирующие деятельность учащихся приемы опроса, интересное применение средств наглядности, уровневые задания для учащихся при повторении и закреплении учебного материала, выполнение небольших исследовательских заданий и многое другое, помогают делать знания учащихся прочными, а уроки интересными.

Рассмотрим приемы педагогической техники, используемые для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

1.2. Понятие приема педагогической техники.

Педагогическая печать все чаще пишет о педагогической технологии не как об области использования технических средств, компьютеров в обучении, а как об области знаний, позволяющих структурировать и научно обосновывать рекомендации педагогам.

Многое из называемого сейчас технологиями не приближает нас к понимании термина. Отталкиваясь от общей трактовке его как пути, приводящему к нужному результату, большинство авторов, в частности в изданиях, появившихся в последнее время, понимают под технологией в образовании совокупность методов обучения, приемов, характеризующихся разнообразным

набором признаков; "оптимальных", "научно-обоснованных", "эффективных", "отвечающих современным требованиям".

Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров под педагогической технологией понимают новое

(с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения, которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно.

Учитывая вышеописанные определения, следует назвать "набор различных приемов педагогического воздействия" не педагогической технологией, а педагогической техникой. Известно определение педагогической техники как "формы организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока, представляющей собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, искусством приема" (Ильев В.А.)

Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров под педагогической техникой понимают комплекс общепедагогических и психологический умений учителя, обеспечивающих владение им собственных психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

Рассмотрим следующее определение педагогической техники – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К их числу

А.С.Макаренко относил выразительность речи учителя, умение владеть голосом, жестом, мимикой и придавал им большое значение. К педагогической технике относят также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия и т.д.

Понятие приема педагогической техники рассматриваются такими авторами,как В.В.Воронов, А.А.Гин, Г.А.Лебедева,Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров, И.Я.Ланина, Г.И.Щукина,

Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров дают два определения приема педагогической техники:

Прием – 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей и личной педагогической культуре; способ педагогического действия в определенных условиях;

2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

В нашем исследовании мы остановимся на первом определении.

1.3. Принципы педагогической техники.

Рассмотрим классификацию принципов педагогической техники, данную А.А.Гином.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно,

предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора

уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Приведем примеры свободного выбора: В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н.Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П.Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Формулировка 1: не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика

с проблемами, решения которых лежит за пределами изучаемого курса.

Формулировка 2: использовать в обучении открытые задачи.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формулировка: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме

деятельности.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы

приемов обратной связи.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

(высокого КПД)

Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с

целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе

образования.

1.4. Разнообразие приемов педагогической техники.

1.4.1. Конструктор урока.

А.А.Гин считает, что для того, чтобы облегчить учительскую жизнь можно создать конструктор для «сборки урока». В основе конструктора лежат структурные компоненты урока (последовательность не столь важна):

А. Начало урока.

Б. Объяснение нового материала.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений.

Г. Повторение.

Д. Контроль.

Е. Домашнее задание.

Ж. Конец урока.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы данного конструктора. Представим фрагмент конструктора урока структурного компонента А в таблице 1.

Таблица 1.

А. Начало Урока Удивляй! Отсрочен- ная отгадка «Да-нетка» Интеллек- туальная разминка или про- стой опрос (по базо-вым вопро- сам) УМШ (фронталь-но со всем классом) Фантасти- ческая добавка Толстые и тонкие вопросы

Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим

фрагмент конструктора урока структурного компонента Б в таблице 2.

Таблица 2.

Б. Объясне- ние нового материала Зигзаг Удивляй! Фантасти- ческая добавка Лови ошибку! Физика и поэзия Деловая игра «НИЛ»
1 2 3 4 5 6 7 8
А. Начало урока Вход в урок «Да-нетка» Удивляй! Отсрочен-ная отгадка Фантасти- ческая добавка Толстые и тонкие вопросы Физика и поэзия УМШ (фронталь-но со всем классом)
Б. Объясне-ние материала Зигзаг Удивляй! Фантасти- ческая добавка Физика и поэзия Лови ошибку! Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра “
В. Закрепле- ние, трениров-ка, отработка умений Лови ошибку! Толстые и тонкие вопросы Физика и поэзия УМШ «Да-нетка» Деловая игра «Компетентность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ»
Г. Повторе-ние Своя опора Обсужда-ем домашнее задание Деловая игра «Компе- тентность Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» «Да-нетка Почемучкины задачи
Д. Контроль Толстые и тонкие вопросы Опрос по цепочке Синквейн Неразбор-чивый почерк Пяти-минутное эссе Блиц- контрольная Релейная контроль-ная работа
Е. Домашнее задание Задание массивом Необычная обычность Сказки с физии-ческими вопросами
Ж. Конец урока Опрос-итог Отсрочен-ная отгадка Обсужда-ем домашнее задание

Таблица 3.