Смекни!
smekni.com

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич (стр. 2 из 16)

Вопросы здравоохранения не сразу были включены в повестку дня встреч «Группы восьми», однако постепенно стали одной из центральных тем, обсуждаемых на форуме, в особенности в контексте с Целями развития.

До 1986 года все заявления «Группы восьми» по вопросам здравоохранения были очень краткими, не выходя за рамки помощи развивающимся странам в борьбе с голодом и недоеданием. Однако, в 1987 году было опубликовано заявление Председателя по проблеме СПИДа, ставшее первым крупным обращением к вопросам здравоохранения в итоговых документах саммита. В девяностые годы «Группа восьми» все более настоятельно подчеркивала важность решения основных социальных проблем в качестве создания основы для сокращения масштабов бедности.

На саммитах, проводимых в новом тысячелетии, здравоохранению стало уделяться еще больше внимания, участники саммитов стали принимать более смелые планы и более масштабные финансовые обязательства в поддержку усилий, направленных на достижение Целей развития на тысячелетие в аспекте здравоохранения. По-прежнему, вопросы здравоохранения звучат на саммитах в связи с ситуацией в Африке, - кстати, в последние годы вопросы помощи голодающим, которые давно уже не появлялись в итоговых заявлениях, вновь зазвучали, но уже в контексте здравоохранения. С другой стороны, проблемы здравоохранения появляются в документах саммитов в связи с различными другими вопросами, такими как безопасность продуктов питания, биотехнология, последствия старения населения и изменение социальной демографии мира.

Во многих итоговых документах международных, правительственных и неправительственных организаций подчеркивается, что глобальные кризисы в области здравоохранения требуют тесного международного сотрудничества для своего разрешения.

Вопросы контроля за инфекционными болезнями на протяжении последних декад выносились на повестку дня крупных международных конференций и форумов, таких как международные конференции по укреплению здоровья, первая из которых состоялась в Оттаве в 1986г., а последняя в 2005г. в Бангкоке. ВОЗ и другие международные организации выступают с различными инициативами и планами действий, направленными на привлечение внимания и координацию усилий по борьбе с инфекционными болезнями.

Стратегические направления по борьбе с инфекционными болезнями включают в себя совершенствование мониторинга, интенсификацию научных исследований, совершенствование мер профилактики и лечения, а также развитие инфраструктуры.

Всемирная организация здравоохранения занимала и продолжает играть лидирующую роль в области контроля инфекционных болезней. Этому способствует, созданная в 2000г., Глобальная сеть оповещения о вспышках болезней и ответных мероприятиях (GOARN), в которой на добровольной основе участвуют соответствующие подразделения общественного здравоохранения и научные учреждения более 100 стран мира. ВОЗ продолжает следить за развитием ситуаций в области инфекционных болезней, подавать сигналы тревоги тогда, когда это необходимо, помогать своим опытом и знаниями, а также организовывать соответствующие ответные меры для защиты населения от последствий эпидемий, каким бы не был их источник и где бы они не происходили. В этом отношении важным является внедрение широкого профилактического подхода, основанного на современных принципах общественного здоровья, а не концентрация на разработке мер, направленных на борьбу с конкретными заболеваниями.

Глобальные программы в области здравоохранения необходимо переориентировать с антикризисных принципов организации, которые преобладают в настоящее время, на долгосрочные стратегические подходы к планированию и реализации. Доминирование «антикризисной» идеологии частично обусловлено весьма высокой эффективностью программ в поддержку борьбы с конкретными заболеваниями и, в итоге, вызвало обоснованный сдвиг в предоставлении ресурсов в пользу лечения инфекционных заболеваний.

Проблема контроля инфекционных болезней усложняется тем, что эпидемии инфекций, как правило, возникают в развивающихся странах, которые итак страдают от нехватки различного рода ресурсов. В то же время необходимо принимать во внимание, что профилактические усилия должны быть направлены в первую очередь, на маргинальные слои населения, в большей степени подверженные грузу инфекционных болезней. К ним относятся лица, практикующие рискованное поведение, бездомные, заключенные, мигранты и беженцы. Такие эпидемии как туберкулез, ВИЧ/СПИД, инфекции, передаваемые половым путем, наиболее распространены среди этих категорий граждан. Эффективность вмешательств по контрою заболеваний определяется тем, насколько хорошо осуществляется доступ к этим категориям лиц, а также степенью эффективности взаимодействия с ними. Это находится в соответствии со стратегией всеобщего доступа к медицинской помощи, и, ввиду того, что эти группы риска являются зачастую движущей силой эпидемии, является условием эффективного прерывания эпидемического процесса.

Деятельность общественных организаций по отношению к «Группе семи/восьми»

Взаимодействие «Группы восьми» и гражданского общества на протяжении всей истории были более или менее не формальными и претерпело несколько этапов. На первом этапе (1975-1980) это взаимодействие было достаточно ограниченным. Некоторые научные общественные организации, такие как Трехстороння Комиссия, начали обсуждать возможность взаимодействия в 1978 году, а некоторые НПО и профсоюзы, особенно в США, пытались оказать влияние на правительства с тем, чтобы определенные темы были затронуты на Саммитах. По мере того как повестка дня саммита расширилась и стала включать в себя многие вопросы, помимо первоначальных, сконцентрированных на политике макроэкономической координации, гражданское общество стало рассматривать «семерку» как оправданную мишень как для лоббирования, так и для оппозиции ей. Многие из этих новых тем, воспринятых «семеркой» были очень важны широкому кругу НПО и общественных коалиций. Более того, постепенно стало общеизвестно, что «семерка» действительно является обладающей властью и силой группой, эволюционировавшей в один из ключевых глобальных институтов.

Такие общественные группы как группы предпринимателей, профсоюзы, представители сельскохозяйственных объединений и другие обычно занимаются лоббированием правительств «семерки», но их деятельность может выражаться и по-иному. Так, изначальной реакцией гражданского общества на саммиты «семерки» стало проведение альтернативных или параллельных саммитов, которые в течение нескольких лет были в общем известны как «Другой Экономический Саммит (ДЭС), или иногда «народный саммит» или «саммит граждан». Первый альтернативный саммит, названный «Народным саммитом» прошел в Оттаве в 1981 году, а первый ДЭС был организован расположенным в Лондоне ДЭС/Соединенное

Королевство, позже известный как Новый экономический фонд, и проходивший одновременно с саммитом «семерки» в Лондоне в 1984 году. В 1985, 1986 и 1987 годах эта организация посылала свои делегации на саммиты «семерки», и начиная с 1988 проводила мероприятия, одновременно с саммитами.

Постепенно ее стали вытеснять более специализированные общественные группы, ориентированные на поддержку, в свете деятельности «семерки» и затем «восьмерки», определенной проблемы. Во многих случаях общественные организации занимаются каким-либо конкретной проблемой. Так, например, экологическое движение стало оказывать давление на «семерку» уже начиная с 1988 года.

На официальное признание роли гражданского общества у «семерка» ушло больше времени. Впервые термины «гражданское общество» и «НПО» были использованы в официальной документации «семерки» на саммите 1995 года в Галифаксе. На других уровнях «семерочного/восьмерочного» механизма связь с гражданским обществом также отмечалась.

На новом, последнем этапе, который был отмечен полноправным участием России в «Группе восьми» с саммита в Бирмингеме в 1998 году и далее, методы гражданского общества в его отношениях с «восьмеркой» окрепли и усложнились, но одновременно оно стало включать в себя и маргинальные группировки с анархическими наклонностями. В ходе подготовки к саммиту в Кананаскису, канадское правительство заявило о нескольких серьезных инициативах по установлению связей и сотрудничеству с гражданским обществом. Постоянный комитет палаты общин по внешним сношениям и международной торговле провел слушания, на которых довольно широко были представлены общественные организации, и принял доклад, который включал в себя 20 рекомендаций по вопросам содействия бедным странам, финансовой реформы, облегчения бремени задолженности, правам человека, Африки, оказания, помощи, здравоохранения и образования, международной торговли и инвестиций, устойчивого развития, терроризма, подотчетности и реформы «Группы восьми».

Рекомендация № 14, в особенности, призывала к реальному партнерству с общественными организациями в рамках Плана действий для Африки. В преддверии саммита в Кананаскисе канадский шерпа Роберт Фоулер организовал серию успешных консультаций по всей Канаде с серьезным представительством общественных организаций. Правительство организовало специальный вебсайт, посвященный саммиту (www.g8.gc.ca), а также выделило значительные средства на Народный саммит «Группы шести миллиардов», проведенный в Университете Калгари.

Исследование истории взаимоотношений гражданского общества и «семерки/восьмерки» показывает, что существует несколько вариантов деятельности общественных организаций: