Смекни!
smekni.com

Наследственное право (стр. 4 из 6)

Общим признаком, определяющим право на наследство на всех этапах, был вид родства наследника с наследодателем.

В связи с этим цивильное право различало три группы (класса) наследников:

- свои (heredes sui) - законные наследники, которые находились к моменту смерти наследодателя в его власти и после его смерти становились sui iuris (жена в браке кум ману, дети, усыновленные, внуки умерших сыновей). Внуки делят между собой ту часть наследства, которую получил бы их отец, если бы был жив (наследование по праву представления). Таким образом, наследство делится поколенно. Наследование по праву представления заключается в том, что к наследованию призывались лица, являвшиеся наследниками лица, умершего раньше своего наследодателя. Они наследуют ту долю, которую получил бы он, если бы был жив;

- ближайшие агнаты (agnatus proximus) (брат, сестра); Второй класс наследников призывался к наследованию при отсутствии своих наследников (sui heredes).

Призывался ближайший агнат. Если же было несколько агнатов одинаковой степени родства, наследство между ними делилось поровну (поголовное наследование). Дальнейшая степень родства устранялась ближайшей. Если не было наследников второй степени агнатского бокового родства (братья, сестры, мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu), то призывалась третья и т.д. Таким образом, не допускалось наследование родственниками разных степеней. Если ближайший агнат не принял наследство, то оно не переходило следующему по родству агнату. Наследство в этом случае считалось выморочным, а в древнейшее время - бесхозяйным.

- члены одного с наследодателем рода (gentiles) т.е. когнаты. Члены рода наследовали только при отсутствии наследников первого и второго классов. К концу республики этот класс исчез. Между призванными наследниками имущество делилось поровну.

В дальнейшем на смену патриархальной семье и общей семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность, защищаемая преторским правом.

Преторская система (bonorum possessio intestati) была закреплена преторским эдиктом Адриана, смешав агнатов и когнатов, который устанавливал четыре класса наследников:

1. unde liberi - все цивильные sui умершего, эмансипированные дети и отданные в усыновление;

2. unde legitimi - законные наследники: sui (но без эмансипированных) и агнаты;

Наследники второго класса призывались в том случае, если не было unde liberi или если никто из них не попросил себе преторское наследство (bonorum possessio) в установленный срок. Ближайший по степени родства агнат наследовал в том случае, если не было sui.

3. unde cognati - кровные родственники до шестой степени включительно, некоторые седьмой степени родства; дети наследовали за мать и наоборот

Реформы императорского законодательства были направлены на усиление наследственных прав когнатов. При Адриане был издан Тертуллианов сенатус-консульт, по которому женщине, имеющей jus liberоrum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Мать стала призываться в классе unde legitimi.

При Марке Аврелии и Коммоде Орфициев сенатус-консульт 178 г. н.э. предоставил такое же наследственное право в классе законных (legitimi) детям после матери с преимуществом перед всеми ее когнатами.

Права детей на наследование после родственников по материнской линии расширяются законами Валентиниана, Феодосия и Аркадия. Юстиниан издает ряд указов, расширяя наследственные права женщин.

4. vir et uxor - переживший супруг (жена или муж).

Наследники последующей очереди призывались к наследованию только в случае отсутствия лиц предыдущей.

В конечном итоге система наследования без завещания приобрела сложный и запутанный вид.

Юстиниан новеллами 118 (543 г) и 127 (548 г) создал новый порядок наследования.

Юстиниановская система наследования включала в себя пять класса наследников:

1. десценденты, т.е. все нисходящие наследники умершего, при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми на

следодателя; при одинаковой степени делили поровну с капитализацией (приращением) долей (percapita); внуки, правнуки на основе репрезентации (perstirpes): т.е. то, что получило быть лицо, пройдя последовательно через все разряды от умершего;

2. ближайшие по степени родства асценденты, т.е. восходящие родственники умершего (отец, мать, дед, бабка и т.д.), и полнородные братья и сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер по праву представления. Если наследовали только асценденты, то наследство делилось по линиям: одна половина - асцендентам с отцовской стороны, другая - асцендентам с материнской стороны;

3. неполнородные братья и сестры и их дети по праву представления;

4. все остальные боковые кровные родственники умершего независимо от степени родства; одна степень родства - все получают в равных долях и по принципу репрезентации;

5. входит переживший супруг, он призывался к наследованию в последнюю очередь, т.е. если не вступил в наследство ни один из наследников первых четырех очередей. Однако переживший супруг, не имевший собственного имущества и приданого, имел право на необходимое наследование. Размер этого необходимого наследования составлял 1/4 наследства, но не более ста фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, вдовствующий супруг получал причитающуюся ему долю в узуфрукте.

Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, оно становится выморочным.

Необходимое наследование (императивное) если в завещании обходили ближайших родственников, то они могли требовать признания завещания недействительным и пересмотреть его с точки зрения необходимого наследственного права.

Необходимое наследственное право рассматривалось как:

1) формально необходимое наследственное право - это право сыновей и дочерей и др. быть упомянутыми в завещании, хотя бы и исключенных из наследования. Завещатель должен поименно лишить сыновей, дочерей, внуков наследства, бел этого завещание считается абсолютно или относительно ничтожным, а значит, влекло за собой открытие наследства по закону;

2) материально необходимое наследственное право - право ближайших интестатных наследников получить определенную долю в наследстве при отсутствии причин для лишения их наследства.

Правомочными считаются те завещания, и которых ближайшие наследники получают не менее 1/4 того, что они наследовали бы по закону, не будь завещания.

Круг лиц, за которыми признавалось право на обязательную долю, был претором расширен присоединением к "своим" наследникам, также эманципированных детей. В классическую эпоху право на обязательную долю уже принадлежало еще более широкому кругу наследников, а именно: нисходящим к восходящим родственникам завещателя - безусловно, полнородным и единокровным братьям и сестрам завещателя - при условии, если наследником в завещании назначено лицо опороченное (personaturpis). Размер обязательной доля определялся сначала одной четвертью той доли, какую получило бы данное лицо при наследовании по закону.

В праве Юстиниана размер обязательной доли стали определять более гибко: если бы при наследовании по закону данное лицо получило не менее четверти наследства, то обязательная доля исчислялась в размере одной трети от этой законной доли; если же при наследовании по закону лицо получило бы менее четверти, то обязательная доля равнялась половине того, что лицо получило бы по закону.

Если обязательная доля не оставлена по уважительной причине, завещание сохраняло полную силу. Уважительность причины устанавливалась в классическую эпоху по усмотрению суда. Юстиниан дал исчерпывающий перечень таких оснований для лишения обязательной доли; например, причинение опасности для жизни завещателя, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в брак против воли родителя и т.д.

Последствием предъявления "иска о нарушении завещателем нравственных обязанностей" в классическую эпоху была не полная недействительность завещания, а только - в той мере, в какой необходимо для удовлетворения жалобщика, т.е. для того, чтобы ему получить обязательный минимум. При этом если имеющих право на обязательную долю было несколько человек, или в завещании назначено было несколько наследников, оспаривание должен был вести каждый из обойденных против каждого из наследников в отдельности; если, например, обойденный к одному из двух наследников по завещанию иск предъявил, а к другому нет - то в отношении второго наследника завещание сохраняло полную силу.

Если завещатель не совсем лишал своего ближайшего наследника обязательной доли, а только назначал ему ее не в полном размере, заинтересованному наследнику давался иск о дополнении законной доли (actioadsupplendamlegitimam, подразумевается - partem).

Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли (притом в древнем цивильном праве - строго формальным, в преторском и позднейшем праве Юстиниана - также и неформальным) или же самым поведением лица, как наследника; например, лицо взыскивает причитающиеся суммы с должников наследодателя, платит долги его кредиторам и т.д.

Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состоит почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводит к ответственности наследника по этим долгам. При этом отмеченное выше мистическое представление, что в наследства воплощается имущественно - правовая личность умершего, приводило к тому практическому выводу, что наследниц принципиально отвечал за долги наследства, как за свои неограниченно. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только путем радикальной меры - непринятия наследства, если его пассив превышает актив.