Смекни!
smekni.com

«История иконописи» (стр. 3 из 3)

Народный дух приобретает не свойственную ему доселе упругость, небывалую способность сопротивления иноземным влияниям. Известно что в XV веке Россия входит в более тесное соприкосновение с Западом. Делаются попытки обратить ее в католичество. По Москве работали итальянские художники. И что же? Поддалась ли Россия этим иноземным влияниям? Утратила ли она самобытность? Как раз наоборот. Именно в XV веке рушится попытка «унии».

Именно в XV веке наша иконопись, достигая своего высшего рас­цвета, впервые освобождается от ученической зависимости, становится вполне самобытной и русской.

6. Творчество Андрея Рублева.

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связы­вали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их неза­урядное историческое или художественное значение.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Боль­шинство исследователей считают условно 13 60 год датой рождения ху­дожника. Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о художнике восходят к Москов­ской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года, сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе... а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украше­нию домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Дон­ского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характери­зует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного ав­тора.

Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начался подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Уминаемый здесь Даниил - «содруг»

Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в после­дующих работах.

Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же нарисован целый ряд праздничных и проро­ческих икон.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в мо­настыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение А.Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно уча­ствовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению земель вокруг Москвы.

Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпо­хи Куликовской битвы; Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В состав иконостаса Троицкого собора вошла, как высокочтимый храмо­вый образ, икона «Троица». В основе ее сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.

В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого изображе­на евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирую­щего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения -жертвенная любовь.

Исследователи подчеркивают символическое космологическое зна­чение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписы­вается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос.

Следующей грандиозной работой А.Рублева было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Мо­скве. Это была его последняя работа 29 января 1430 г. он скончался и был погребен в этом же монастыре.

Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высо­ких идеалов.

7. Заключение

Икона ни в коем случае не стремится расчувствовать верующего. Ее задача состоит не в том, чтобы вызвать в нем то или иное естественное человеческое переживание, а в том, чтобы направить на путь преображения всякое чувство, так же как и разум и все другие свойства человеческой природы. Как мы говорили выше, благодатное освящение ничего не упраздняет из свойств этой природы, так же как огонь не упраздняет свойств железа. Икона передает и чувства человека (смущение Божией Матери в Благовещении, ужас апостолов в Преображении и т.д.), и знания, и художественное творчество, и ту земную деятельность, церковную (святителя, монаха) или светскую (князя, воина, врача), которую святой обратил в духовный подвиг. Но так же, как и в Священном Писании, весь груз человеческих мыслей, чувств и знаний изображается на иконе в своем соприкосновении с миром Божественной благодати, и от этого соприкосновения, как в огне, сгорает все, что не очищается. Всякое проявление человеческой природы осмысливается, просвещается, находит свое подлинное значение и место. Икона, таким образом, и путь, и средство. Отсюда величественная простота иконы, спокойствие движения; отсюда ритм ее линий и радость ее красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии. Икона - воплощение молитвы иконописца и ответ на молитву верующего. Преображение человека сообщается всему его окружению, ибо свойство святости - освящение всего окружающего, соприкасающегося со святым мира. Оно имеет значение не только личное, но и общечеловеческое, и космическое. Поэтому весь видимый мир, изображаемый на иконе, меняется, становится образом грядущего единства всей твари, Царства Духа Святаго. В соответствии с этим все, что изображается на иконе, отражает не беспорядок нашего греховного мира, а божественный порядок, покой, где царствует не земная логика, не человеческая мораль, а Божественная благодать. Это новый порядок в новой твари. Поэтому то, что мы видим на иконе, не похоже на то, что мы видим в обыденной жизни. Люди не жестикулируют: их движения не беспорядочны, не случайны; они священнодействуют, и каждое их движение носит характер сакраментальный, литургический. Вместе с фигурой самого святого все подчинено одному ритмическому закону, все сконцентрировано на духовном содержании и действует как полное единство. Земля, растительный и животный мир изображается не для того, чтобы приблизить зрителя к тому, что мы видим в окружающей нас действительности, а для того, чтобы саму природу сделать участницей преображения человека и, следовательно, приобщить ее временному бытию. Как по вине человека пала тварь, так его святостью она освящается. Икона – источник мудрости, доброты. Выход из тупика в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной религиозной основе

Список литературы:

1. Гусева Э.К. «А.Рублев. Из собрания гос. Третьяковской галереи».- М, 1990.

2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.

3. Князь Евг. Трубецкой «Три очерка о русской иконе»,- Новоси­бирск 1991.

4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон»С.-П. 1995

5. Атеистический словарь,- М., 1986

6. Сов. энциклопедический словарь,- М., 1979

7. Сенкевич Г. «Камо Грядеши»

8. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

9. Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. – М.: “PEFL - book”, 1994.