Смекни!
smekni.com

«История иконописи» (стр. 1 из 3)

Красноармейский район Самарской области

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат

Секция: «Православная и российская государственность»

Тема реферата: «История иконописи»

Реферат подготовила:

Ученица 9 класса Вдовина Наташа

МОУ Волчанская СОШ, Красноармейский район,

Самарская область

Научный руководитель учитель высшей категории

Чепурнова Лариса Борисовна

Красноармейский район 2009г.

Оглавление

1. Введение---------------------------------------------------------------------2-

2. История Иконописи------------------------------------------------------2-3

3. Гонения на Иконы---------------------------------------------------------3-4

4. Символика цвета икон------------------------------------------------------4-7

5. Две эпохи Русской иконописи-------------------------------------------7-10

6. Творчество Андрея Рублева-----------------------------------------------10-11

7. Заключение---------------------------------------------------------------------12

8 Список литературы------------------------------------------------------------13

1. Введение

В последние десятилетия тема религии и возрождения традиций наших предков стала особенно актуальна. В наше время, когда выросло целое поколение, лишённое идеалов, просыпается интерес к религиозной морали. Возрождение духовности сопровождается восстановлением церквей, монастырей и реставрацией икон. Человек всю свою жизнь неразрывно связан с иконой: в момент крещения, во время обряда венчания и когда человек покидает мир. И в трудные минуты глаза ищут Образ, который бы защитил.

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Хри­ста, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

Икона" в переводе с греческого означает "образ".

Первым же иконописцем был сам Бог. Его Сын - "образ ипостаси Его".

Бог же создал человека как свой образ в мире (в греческом переводе – как икону).

Тайну иконы раскрывает такой литургический обряд, как каждение: в храме священник при каждении кланяется и кадит и людям и иконам. Это два вида образов. В человеке образ Божий есть личность, разум, способность к творчеству и свободе.

Цель реферата: изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих.

Готовя данный реферат, я изучила ряд источников. Из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография. Третьи пы­таются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл.

Задача реферата объединить эти подходы, так как в них содержится единая цель - изучение иконописи.

2. Истоки иконописи.

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображе­ний, однако ясных и прямых напротив - очень мало.

Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам ( во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников) , а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подзем­ных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.

Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.

В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря исцеляющего "бесноватого отрока", Ионы выброшенного на бе­рег Китом и другие. В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.

Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв, заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке озна­чающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.

Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. ( Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, внемлющем грехи мира ).

2. Гонения на Иконы.

Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой Троицы, - Отца и Сына, и Святого Духа, свя­тых, ангелов и Божиих людей. Но вот в начале восьмого столетия на пре­стол греческой империи вступил Лев III. Через 10 лет своего правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось хри­стианам повергаться в молитвах перед иконами на землю, и многие иконы после этого поставлены были высоко, чтобы нельзя было целовать их. Че­рез пять лет он издал другой указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалять их из общественных мест. Он думал, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей. Его сын Константин, в про­должении 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей жестокостью преследо­вал чтителей святых икон. Его внук Лев Хазарь (775-780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли противоположных следствий,- не только не угодили ни иудеям, ни маго­метанам, но возбудили против себя народ своей же империи. Римские па­пы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточные патри­арха: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, не хотели иметь духовного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане страдали под игом магометан, но имели возможность безбоязненно молиться перед иконами, так как магометанские калифы не вмешивались в дела подвласт­ных им церквей.

После продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой империи, при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено почитание икон. Через 25 лет после этого указа вступивший на престол греческий император Лев V Ар­мянин, снова начал жестокое гонение на иконы, которое продолжалось и при его преемниках; после этого нового тридцатилетнего гонения, царица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом 19 февраля 842г. был установлен праздник православия и доныне совер­шаемый в первую неделю великого поста. С этого времени иконы едино­душно были чтимы христианами во всех церквях востока и запада в про­должении семи столетий, не смотря на то, что в 1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хо­тели признавать главенство римского епископа над всей Церковью.

4. Символика цвета икон

Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древ­нерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии, древнерус­ская иконопись - большое и сложное искусство. Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется в богослужении, литературе и изобразительном искусстве. Красный – цвет пульсирующей крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Обратите внимание на икону «Вошествие Христа в Иерусалим». Икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ приходу Иисуса Христу, бросает под ноги Спасителя пальмовые ветви. Посмотрите, Иисус Христос одет в вишнёвый хитон (так называется это одеяние). Как вы думаете, что символизирует цвет одеяния Христа? красный цвет символизирует праздничность, радость.

На иконе А. Рублёва «Воскресение Лазаря» вновь, но более ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный Согласно более позднему объяснению вишнёвый цвет, соединивший начало и конец спектра (красный и фиолетовый), означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Вообще, красный цвет в христианской культуре – это Божественный огонь и цвет царственности – императорский пурпур. Где ещё вы видите красный и вишнёвый цвет на иконах?

Иконы, где изображена Богоматерь. На ней вишнёвый плащ. Пурпурный цвет есть в одеждах святых. Правильнее назвать не плащ, а покрывало-мафорий. Обратите внимание на все иконы, где изображена Богоматерь. На всех иконах покрывало-мафорий только вишнёвого цвета. Почему? У иконописцев были и есть свои каноны (правила, законы) – специальные пособия, где чётко определено, как изображать тот или иной сюжет, как должен выглядеть святой, какого цвета должны быть одежды. Канон дисциплинировал художника, воспитывал зрителя, помогая ему быстро сориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Поэтому, зная символику цвета, мы может попытаться «прочитать» и понять икону. Но посмотрите на икону распятия Христа. Где художник использует красный цвет?Здесь мы видим, что цвет крови Христа и мучеников символизирует страдания, мучения, самопожертвование.