Смекни!
smekni.com

Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова (стр. 3 из 3)

Илья Глазунов изучал костюмы, интерьеры того времени. Иллюстрируя “Бесов”, он словно погружался в пучину нашей жизни и, невольно вторя Федору Михайловичу, рисовал их “руками, дрожащими от гнева”... Вспоминались слова писателя: “В России истина всегда имеет характер вполне фантастический...”[12]

Работая над образами Достоевского в течение долгих лет, Глазунов убедился, что знаменитый “Дневник писателя”, наиболее полно выражающий гражданскую и философскую позицию Федора Михайловича, издававшийся им с 1873-го по 1881 год предан мировой, в том числе и русской, критикой заговору забвения. А именно “Дневник” и является ключом, открывающим двери ко всем произведениям великого русского мыслителя, художника, пророка и гражданина.

Ожидая великих потрясений в Европе, он, увы, верил, что “чаша сия” минует Россию. В то же время именно Достоевский провидчески говорил, что “без единящего огромного своего центра – России – не бывать славянскому согласию, да и не сохраниться без России славянам, исчезнуть славянам с лица земли вовсе”. “Дневник писателя” издавался Ф. М. Достоевским, являясь страстной и непримиримой публицистикой, откликающейся на злобу дня в доверительном разговоре с современником.

До сего дня как могучий набат звучат такие статьи из гражданского дневника писателя, как “Кое-что о молодежи”, “Римские клерикалы у нас в России”, “Не всегда война бич, иногда и спасение” и проникновенная историческая и вместе с тем столь современная статья “Еврейский вопрос”. Особенно интересен дневник за 1877 год, который начинается рассуждением о “трех идеях”, определяющих, по мысли писателя, жизнь Европы и России во второй половине XIX века.

Никто, как Достоевский, не чувствовал великую пагубу идеи социализма, видя в ней воплощение атеизма. Но даже он, верный сын мощной монархической и православной России, не предполагал, что Европа худо ли, бедно устоит от удара, а десятки миллионов расстрелянных и замученных представителей лучших людей всех сословий России падут жертвою в борьбе с безжалостной силой мирового зла. Достоевский предупреждал и видел, откуда идет смертельная угроза; но русское общество, разлагаемое изнутри ядом “масонского либерализма”, не видел подготовленное к неожиданно смертельному удару, не вняло предостережениям вопиющего об опасности писателя. Россия не смогла организовать ответного сопротивления, а когда началась революция, уже было поздно... “Кругом была трусость, предательство и измена”. По горькому признанию свергнутого и обреченного на смерть государя.

Итак, мы можем отметить исключительное значение наследия гениального русского писателя и выдающуюся роль И. С. Глазунова в раскрытии современности нравственных традиций Ф. М. Достоевского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти полвека пытаются объяснить феномен Глазунова, а его творчество по-прежнему остается загадкой. Наш великий современник, художник номер один, он продолжает высокие традиции реализма, отечественной культуры, проникнутые всемирной отзывчивостью.

Искусство Глазунова – всегда и вызов, и призыв. Вызов предательству, надругательству над святынями, разрушению духовных основ, антикультуре. Призыв к борьбе, возрождению и созиданию. Илья Глазунов – художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров. Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников.

Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла "Город", а в последующие десятилетия – цикл "Вечная Россия", вереница национально-исторических образов, где «иконописная» стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Итогом серии стали гигантские картины-панно в духе «соборных» (т.е. многофигурных) икон, охватывающие не только российскую, но и мировую историю от древности до перестройки (Мистерии 20 века, 1977), Сто веков (1988) и Великий эксперимент (1990; все – собственность художника)[13].

Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке". И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.

Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.

Что и говорить, Достоевский занимает в творчестве Глазунова важнейшее место. Как признался художник: “Я полюбил его всем сердцем с IV курса института. Хотя должен признаться, что до сих пор его произведения понимаю не до конца. Осенью вернусь к “Братьям Карамазовым” и “Князю Мышкину”. Эта тема бесконечна”.

И.С. Глазунов – Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).

“Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров”[14].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. – М., 1990.

2. Иллюстративный материал из книги "Илья Глазунов", Изобразительное искусство. – М.: 1986.

3. Илья Глазунов: Альбом / Автор текста С. А. Высоцкий; Сост. Н. А. Виноградова. – М., 1986.

4. Илья Глазунов: Фотоальбом / Автор текста В. Д. Захарченко. – М., 1978;

5. Лебедянский М.С. Илья Глазунов: Альбом на русском и английском языках. – М.: Изобразительное искусство, 2003.

6. Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова / Составитель Н. А. Виноградова–Бенуа; Автор текста Л. Я. Ермилова – М.: Планета, 1986 – 207 с., портр., илл.

7. Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова. – М.: Планета, 1990. – 208 с.

8. Русская литература XIX века. Практикум / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М., 1997.

9. Солоухин В. А. Глазунов И.С. Писатель и художник: Произведения рус. классич. лит-ры в илл. Ильи Глазунова. – М., 2005.

10. Художник и время. Илья Глазунов: Альбом / Сост. Н. Виноградова. – М., 1984.

11. Языкова И. В. Илья Глазунов. – М., 1972


[1] Иллюстративный материал из книги "Илья Глазунов", Изобразительное искусство. – М.: 1986.

[2] Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова. – М.: Планета, 1990. – 208 с.

[3] Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова / Составитель Н. А. Виноградова–Бенуа; Автор текста Л. Я. Ермилова – М.: Планета, 1986 – 207 с., портр., илл.

[4] Художник и время. Илья Глазунов: Альбом / Сост. Н. Виноградова. – М., 1984.

[5] Иллюстративный материал из книги "Илья Глазунов", Изобразительное искусство. – М.: 1986.

[6] Илья Глазунов: Альбом / Автор текста С. А. Высоцкий; Сост. Н. А. Виноградова. – М., 1986.

[7] Русская литература XIX века. Практикум / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М., 1997.

[8] Белов С.В. Ф.М. Достоевский. – М., 1990.

[9] Иллюстративный материал из книги "Илья Глазунов", Изобразительное искусство. – М.: 1986.

[10] Русская литература XIX века. Практикум / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М., 1997.

[11] Солоухин В. А. Глазунов И.С. Писатель и художник: Произведения рус. классич. лит-ры в илл. Ильи Глазунова. – М., 2005.

[12] Русская литература XIX века. Практикум / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М., 1997.

[13] Солоухин В. А. Глазунов И.С. Писатель и художник: Произведения рус. классич. лит-ры в илл. Ильи Глазунова. – М., 2005.

[14] Языкова И. В. Илья Глазунов. – М., 1972