Смекни!
smekni.com

И. Д. Сытин XIX век… Россия… безграмотное крестьянство Казалось бы, до «всенародного просвещения» еще далеко, но нет нашелся тот человек, который отдал всю свою жизнь просветительству. Это был наш зем (стр. 2 из 4)

Иван Дмитриевич охотно, не жалея сил и средств, продвигал в народ умную книгу одновременно с лубочными своими изданиями, которые продолжали существовать и выходить в свет.

Сытин знал душу народа, знал его жажду-тягу к умной, содержательной книге, но надо было еще знать и рост грамотности в России. Статистика народного образования подсказала ему утешительные цифры роста грамотности[7]. За тридцать лет число учащихся в сельских школах выросло довольно значительно, а это обещало широкий книжный рынок. В 1855 году по всей России было учащихся двести тысяч, а в 1885 году учащихся обоего пола насчитывалось два с половиной миллиона...[8]

Не прошло и полугода после того, как Чертков сдал Сытину первые толстовские рукописи книжек для народа, и дело двинулось.

Издавая книги «Посредника», Сытин во всем полагался на Льва Толстого. Ему хотелось также, чтобы Лев Николаевич со вниманием относился и к тем книгам, которые выходят в издательстве помимо «Посредника». Об этом Иван Дмитриевич просил Толстого в своих письмах.[7]

Совместная работа издателя Сытина с толстовским «Посредником» продолжалась целых двадцать пять лет, с 1885 по 1910 год. За это время было выпущено 1200 книг и книжек ценою от копейки до трех рублей. Какое количество экземпляров вышло в свет, об этом за всю четверть века не имели точных сведений сами деятели «Посредника».

Известно из воспоминаний Павла Бирюкова, что только за первые четыре года «Посредник» при помощи Ивана Дмитриевича Сытины выпустил около 12 миллионов брошюр.

Самое поразительное в этом деле не только тематическое разнообразие литературы, но главным образом то, какими малыми силами выполнялась огромная работа по подготовке книг к изданию.

Изучая опыт распространения книг в деревнях необъятной и малограмотной России, учитывая запросы народа-читателя, толстовско-сытинский «Посредник» и его добровольные помощники – авторы приняли тематический план изданий и, неуклонно соблюдая его, книгу за книгой двинули в народ.

Вот этот план «Посредника»:

Отдел общедоступных изданий

Очерки, рассказы, повести, романы. Сборники стихотворений. Песенники. Произведения для народного театра. Книжки для детей младшего возраста. Жития и поучения святых. Религиозные вопросы. Жизнь и учение мудрецов. Исторические рассказы и жизнеописания. Описания разных земель и народов. Природоведение. Гигиена, лечение и уход за больными. Половой вопрос. О пьянстве и курении. Очерки по искусству. Экономические и общественные вопросы. Вегетарианство.

Деревенское хозяйство

и крестьянская жизнь

Крестьянская жизнь и ее улучшение. Полеводство, садоводство и огородничество, скотоводство и скотолечение. Травосеяние. Пчеловодство, промыслы и ремесла. Лечение болезней, распространенных в деревнях, и сбережение здоровья.

Взаимная помощь

Книги по устройству потребительских обществ, производительных артелей, кредитных товариществ, сельскохозяйственных обществ, общин и вообще разных видов коопераций и т.п.[8]

Сытин со временем стал выпускать и календари. Хотя интеллигенция относилась к ним слегка высокомерно, он писал: «Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни. В календаре должно быть все: и святцы, и железнодорожные станции, и экономика, и средства от лишаев, и государственное устройство России, и лечение ящура»[7].

Книгоиздательское дело Сытина всегда отличалось тем, что было разнообразным. И успех получало оно именно поэтому. Так, «Товарищество Сытина» в детской литературе наряду с произведениями русских авторов не оставляло без внимания работы иностранцев.

Издание печатало наглядные пособия по истории, географии, зоологии и другим учебным предметам. Всегда в ходу были книги по промышленному образованию, юбилейные издания, энциклопедии – детская с роскошными иллюстрациями и военная.

Работа с «Посредником» и его авторами приносила Сытину высокое моральное удовлетворение.

Иван Дмитриевич был хорошо знаком с интеллигенцией того времени, с писателями. Теплые отношения, в частности, у него были с А.П.Чеховым. Чехов и сподвиг Сытина в свое время на издание газеты «Русское слово»[9].

Чехов А.П. убедил Сытина, и наконец тот приобрел газету «Русское слово», вместе с ее злополучным редактором Александровым, совершено непригодным и неспособным сделать газету интересной и общедоступной.

И сколько еще было канители, сколько было нервов и крови испорчено у Сытина, пока он не избавился от старых хозяев. Об этом говорят письма Ивана Дмитриевича Антону Павловичу.

На первых порах были неполадки. Действительно, газета не сразу обросла талантами. Менялись редакторы, нащупывалось направление, улаживались отношения с властями в губернской Москве и столичном Петербурге.

Газета была задумана и издана «для народа». Господа недоброжелатели говорили, что начитавшись её, лакеи становятся хамами. Тем не менее газета была доступна по цене каждому и любима и читаема. Её тираж дошел до миллиона экземпляров.

В «Русское слово»[9] пришли: В. И. Немирович-Данченко, Вл. Гиляровский; известный публицист, по выражению Ленина, «весьма популярный демагог», священник (потом расстрига) Григорий Петров; фельетонист Яблоновский, историк-искусствовед Дживилегов, просвещенец Вахтеров, библиограф и популяризатор Рубакин, писатель Мамин-Сибиряк и многие другие.

Тираж газеты, благодаря литературным талантам, поднялся за семнадцать лет ее существования с тринадцати до семисот пятидесяти тысяч. Чехов не ошибся, предсказывая будущее газеты:

- Потихоньку, помаленьку Сытин придет с газетой к большому делу. Вот увидите. Я верю в него...[9]

И оказался прав.

Изучая архивные документы, я узнала, что Костромским школам И.Д.Сытитын всегда помогал, посылая бесплатно газету «Русское слово».

Вспомнив напутствие Евдокии Ивановны: «Забыться от всего, не скупиться, ни в чем себе не отказывать и быть добрее с людьми», Иван Дмитриевич, находясь на малой родине, послал в редакцию «Русского слова» телеграмму: «Затребуйте у Костромы адреса всех сельских школ до конца года и на будущий год всем школам Костромской губернии высылайте бесплатно газету».

С 1890 года И.Д.Сытин становиться попечителем Контеевской школы Буйского уезда. Только в 1896 году пожертвовал книг, учебных пособий и портретов школе на 156 рублей. После открытия в 1897 году народной библиотеки в Контеево, первой библиотеки в Буйском уезде, И.Д.Сытин принял активное участие в её комплектовании литературой, присылал все издаваемые им книги[9].

Иван Дмитриевич заботился и о могилах родителей, которые похоронены в городе Галиче.

Исследования литературных материалов интересны ещё и тем, что писатели Чухломского края гордились книгоиздателем. «Россия без царя не останется... – говорил А.Ф.Писемский,- я не об этом речь веду, а о том, что два костромича царей спасали, а вот третий костромич – Иван Дмитриевич Сытин вызвался спасать народ, выводить его из тьмы кромешной на свет божий. Доброе и бойкое дело затеял. А главное – в самое подходящее для этого время. И если поймет Иван Дмитриевич и вы, господа, что книга, выходящая ради только торгового сбыта, ради выгоды, не делает чести ни составителям, ни издателям, - значит, поняв это, вы усвоите основу основ... мы любим народ, а чаще воображаем, что любим. Для того чтобы любить, надо знать его! Знать насущные его потребности и приобретать честным трудом его доверие. Но, слава богу, за последнее время наша разночинная интеллигенция хотя и расходится в эстетических понятиях с народом, однако начинает сознавать необходимость образовывать народ и вести его за собой... Воспользуйтесь, Иван Дмитриевич, этим тяготением интеллигенции к народу. Сейте разумное, доброе, вечное... Издавайте Гоголя, не уродуя, дайте народу Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Толстого... Тургенева, кого еще?.. Увидите сами, кого захочет признать народ своим светочем...»

Вообще все начинания Сытина были отмечены какой-то особенной удачей. Любопытно было узнать, что С. Есенин полтора года проработал у книгоиздателя корректором и подчитчикам. По заказу Ивана Дмитриевича писал стихи на Пасху «Пасхальный благовест» и детскую сказку «Сиротка»[9]. С сытинской практики берёт своё начало великое поэтическое слово С. Есенина.

Все, что Иван Дмитриевич делал, всегда имело успех. Это, однако, не говорит о том, что все всегда шло гладко. За внешней удачей скрывалась тяжелая, кропотливая работа. К тому же были случаи, когда власть напоминала о своем праве вершить судьбы. Не раз судьбы целых тиражей изданий Сытина решались довольно жестко. Так, тираж книги о самоуправлении был изъят из продажи и сожжен. А за участие в революции 1905 года рабочих «Товарищества Сытина» была сожжена его фабрика.

Несмотря на разные обстоятельства, Сытин смог посвятить жизнь своему любимому делу. По моему мнению, он выполнил то, что считал главным: сделал книгу доступной любому читателю. Его книги действительно читали все. Они до сих пор хранятся в домашних библиотеках книголюбов. Просветительская роль И.Сытина огромна. Его деятельность охватывала много сфер: при издательстве он организовал школу подготовки мастеров печатного дела, сам интересовался производством бумаги. Имея всего три класса образования, но при этом обладая деловой сметкой и пытливым умом, он смог стать всемирно известным книгоиздателем.

После революции 1917 года «Товарищество Ивана Сытина» было национализировано. У Советской власти издатель все же был в «почете». Он передал в собственность государства свое детище.

2.3. Последние годы жизни И.Д.Сытина. «Доживая, смотрят в будущее»

«Не ищите идеи в его изданиях – он есть идея... И прекраснейшая идея!» Я поддерживаю слова Л.Андреева. Иван Дмитриевич, действительно, настоящий человек, несущий свет.[5]

«...Стена протекала. Обои уже начали отставать, а осенним дождям не видно конца. Иван Дмитриевич мрачно смотрел на стены своей комнатушки. Вот чего стоят обещания вождей!».[8]