Смекни!
smekni.com

по предмету: История России. Тема: Развитие России при Николае (стр. 3 из 4)

2. Совершенствования в социальной сфере.

Российский император немало внимания уделил со­вершенствованию социальной сферы. В 1827 г. он впервые учредил пенсии чиновникам за выслугу лет; в 1836 г. утвердил закон об акционерных обществах; а в следующем году впервые утвердил фаб­ричный закон. Год спустя венценосец приказал носить звезды на погонах — для отличия воинских званий.

В 1837—1841 гг. по распоряжению Николая министр государственных имуществ, граф П.Д.Киселёв, провел реформу и освободил 8 млн. государственных крестьян от крепостного права. Это был широкий шаг на пути к решению крестьянского вопроса в России. До этого, в 1833 г., царь запретил продавать крестьян без земли и в розницу, а через десять лет дал помещикам право ос­вобождать крестьян без земли.

3. Успехи в области культуры, науки и народного образования.

Заметных успехов царь добился в области культуры, науки и народного образования. По личному указанию императора были основаны крупные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инжене­ров путей сообщения, Архитектурное училище, Военная академия, Павловский женский институт, Лесная акаде­мия, Киевский университет и Румянцевский музей.

В 1833 г. император утвердил предложенную прези­дентом Академии наук и министром просвещения гра­фом С.С.Уваровым триединую формулу государствен­ной идеологии «официальной народности»: правосла­виесамодержавиенародность. Он одобрил 25 де­кабря первый официальный гимн «Боже, царя храни», написанный А.Ф.Львовым на стихи известного поэта В.А.Жуковского.

В 1852 г. самодержец открыл для публичного посе­щения Эрмитаж, основал Пулковскую обсерваторию и утвердил в 1836 г. регламент Российской императорской академии наук, действовавший до 1828 г. Кроме того, он в 1834 г. основал Археографическую комиссию, а в 1845-м — Русское географическое общество.

В николаевскую эпоху происходит расцвет золотого века русской национальной культуры и зарождается рус­ский классический балет.

В тот период начинается широкомасштабное градо­строительство, растет число дворцов, присутственных мест, дворянских усадеб и аристократических особняков.

В области архитектуры царь стал основателем нико­лаевского ампира (помпезного, величественного, мону­ментального), русско-византийского стиля, который должен был, по замыслу царя, запечатлеть силу и мощь императорской России в камне — и на века. Среди об­разцов этого стиля, признанных ЮНЕСКО шедеврами мировой культуры, следует назвать многие памятники: Исаакиевский собор (1819—1858 гг., архитектор А.А.Монферран), Александровский театр (1828—1832 гг., К.И.Росси), здания Сената и Синода (1829—1834 гг., К.И.Росси), Михайловский театр (1831—1833 гг., А.П.Брюллов, К.И.Росси), Большой кремлевский дворец

(1838—1849 гг.. К.А.Тон. Ф.Ф.Рихтер). Храм Христа Спасителя (1839—1883 гг., К.А.Тон) и Мариинский дворец (1839—1844 гг., А.И.Штакеншнейдер), а также известное здание Нового Эрмитажа (1839—1852 гг., Н.Е.Ефимов).

В 1841г. Николай рекомендовал работы К.А.Тона как образцы национальной архитектуры. Следует отметить, что все казенные, общественные и частные дома в сто­лицах могли строиться только после утверждения про­екта лично императором.

Среди шедевров, вошедших в золотой фонд миро­вой культуры, следует назвать Нарвские триумфальные ворота (1827—1834 гг., В.П.Стасов), монументы М.И.Ку­тузову и М.Б.Барклаю де Толли (1829—1837 гг., Б.И.Ор-ловский), сооружение Александровской колонны (1830 г., А.А.Монферран) и памятник И.А.Крылову (1848— 1855гг., П.К.Клодт).

Известно, что царь по-разному относился к ведущим деятелям литературы, искусства и науки. Наиболее сложные отношения у него были с А.С.Пуш­киным. С одной стороны, он предоставил ему полную свободу творчества, регулярно помогал материально, а после гибели поэта на дуэли оплатил его многочис­ленные карточные долги (более 50 тыс. рублей) и уста­новил приличную пенсию для Натали и детей. С другой стороны, Николай обрушил жестокие репрессии на де­кабристов, среди которых было немало близких друзей и поклонников поэта, стал его личным цензором, регу­лярно опекал гения, давал ему многочисленные советы и указания.

За стихотворение «На смерть поэта» царь сослал Михаила Юрьевича Лермонтова в 1837 г. на Кавказ, где он погиб на дуэли (1841 г.).

Император, лично санкционировал репрессии в от ношении Т.Г.Шевченко, которому запретил писать и ри­совать. Царская немилость коснулась также Ф.М.Дос­тоевского, П.Я.Чаадаева, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других.

В тоже время он морально и материально лично под­держивал И.А.Крылова, Н.Е*.Гоголя, А.А.Фета, В.А.Жу­ковского, Н.М.Карамзина; великих художников К.И.Брюл­лова, А.А.Иванова, А.Г.Венецианова; выдающихся ком­позиторов М.И.Глинку, А.С.Даргомыжского, А.Г.Рубин­штейна; знаменитых архитекторов К.И.Росси, К.А.Тона, А.А.Монферрана и многих других.

Патерналистская политика способствовала расцве­ту культуры в самых различных областях. В это время стали широко известны И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.Гончаров, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов и иные ли­тераторы, которые прославились уже в царствование сына царя.

Это была пора становления и процветания русского классического театра, на сцене которого блистали М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин и многие дру­гие. Малый театр называли вторым Московским уни­верситетом. Да и сам государь был заядлым театра­лом и балетоманом: благодаря его увлечению родился русский классический балет, который наряду с русской классической литературой входит, поданным ЮНЕСКО, в первую десятку наивысших достижений мировой куль­туры за всю историю человечества.

В это время были заложены основы и традиции оте­чественной классики, на которых воспитывались после­дующие поколения россиян.

4. Оценка деятельности Николая 1 во внутренней политике.

Царствование Николая I условно можно поделить на три десятилетия.

Первое (1825—1835 гг.) — период политической реакции, усиления личной власти самодержца, организации III Отделения, жесткого подавления декабризма, польского национального движения, холерных бунтов и волнений в военных поселениях; а также годы кодификации права и подготовки реформ.

Второе (1835—1845 гг.) — время умеренных и эффективных реформ, проводимых министром государственных имуществ П.Д.Киселевым (1838—1841) и министром финансов Е.Ф.Канкриным (1839—1843).

Третье (1845—1855 гг.) — эпоха торжества самодержавия, ужесточения внутренней политики и активизации внешнеполитической деятельности.

В российской истории Николай оставил противоречивое и неоднозначное историческое наследство. От его многочисленных территориальных приобретений (более 1 млн кв. км) в составе Российской Федерации сохранилось только черноморское побережье Краснодарского края, всероссийская здравница от Тамани до Абхазии и российско-китайская граница по Амуру, т. е. менее одного процента от всех его многочисленных завоеваний.

Тем не менее территориальные приобретения сыграли в свое время огромную положительную роль в судьбах многих народов. Так, например, можно отметить, что вхождение в состав империи Армении и Казахстана в немалой степени способствовало сохранению тысяч жизней тамошнего населения, а они ведь запросто могли стать жертвами турецкого и джунгарского геноцида.

Армянский народ избежал полного уничтожения в 1915 г. благодаря тому, что значительная часть Армении находилась в составе Российской империи. В это время в соседней Турции было уничтожено полтора миллиона армян.

Николая Павловича можно по праву считать освободителем государственных и удельных крестьян, которым он дал личную свободу, ликвидировав крепостную зависимость. В целом за период с 1837 по 1841 г. права гражданства получили 9 млн. государственных и удельных крестьян. Они составляли более 45% земледельцев.

Граф Павел Дмитриевич Киселев (1788—1872) предложил в 1835 г. полностью ликвидировать крепостное право, однако царь не решился освободить помещичьих крестьян. Только через двадцать лет после завершения киселевской реформы Александр II пошел на этот решительный шаг. Вот плата за колебания Николая I.

Либеральная и советская историографии преувеличивали ошибки и слабые стороны жизнедеятельности царя. Поэтому Николай Павлович вошел в историю России как самый махровый реакционер, крайний охранитель крепостнических порядков и жестокий гонитель либеральной мысли, как сторонник половинчатых, умеренных, запоздалых и постепенных реформ.

Как реакционер-самодержец он решительно подавил революционное движение декабристов, сослал в Сибирь петрашевцев, удушил польское восстание, уничтожил Королевство Польское и конституцию.

Кроме того, царь с 1839 г. жестоко преследовал униатов, старообрядцев и сектантов, а также упразднил кагалы, ввел институт казенных раввинов и ученых евреев в 1844 г.

Как охранитель Николай I учредил в 1826 г. тайную политическую полицию и корпус жандармов, а спустя два года ввел предварительную и карательную цензуру.

В 1832 г. царь ликвидировал Виленский университет, в 1835-м — университетскую автономию, в 1848 г. он запретил преподавание философии.

Николай в 1845 г. ограничивает возможность получения дворянства при достижении чиновником V класса, вместо VIII, — как было принято еще со времен Петра Великого.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ 1.

В результате победоносной русско-персидской войны 1826—1827 гг. Николай I присоединил к империи в 1828 г. Эриванское и Нахичеванское ханства (общей площадью 27777 кв. км с населением свыше 400 тыс. человек). Во время правления Николая была установлена стабильная граница с Персией, которая существует до сих пор.