[25] О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 4 п.
[26] Триодь Цветная, Субб. 5 Седм. по Пасхе, Вел. вечер., 6 и 9 стихиры на Господи воззвах.
[27] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., 3 тр. 9 п.
[28] О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 3 стихосл.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[29] О. П., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 3 п.
[30] 0. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 7 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира; Блаженны 1 стих; Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.; 8 гл. Нед. утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.
[31] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 3 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 3 п.
[32] Триодь Цветная, 4 Седм. по Пасхе Среда утра, 1 Кан., 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; 2 Кан., 3 тр. 1 п.
[33] Триодь Цветная, 5 Нед. по Пасхе вечера, 2 стиховная стихира.
[34] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 9 п.
[35] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.
[36] О. II., 5 гл. Нед. Повечерие, Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.
[37] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; Понед. вечер, 2 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Вторник Ваий, 1 Трипеснец Богород., 9 п.; Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе, утра, Кан. Богород., 9 п.; О. II., 8 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 1 п.
[38] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п., 1 тр. 8 п.
[39] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр.1 п.; 3 гл. Вторник утра, Кан. Б.М., Кан. Г.И.Хр.,2 тр. 3 п.
[40] O.I., 2 гл. Нед. утра., 1 Антифон-1 тропарь; Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. веч., 2 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 3 п.
[41] Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.
[42] Триодь Постная, Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 и 2 тр. 9 п.
[43] Триодь Постная, Субб. утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Четверопеснец, 6 тр. 9 п.
[44] Триодь Постная, Вторник веч. 4 Седм. по Пасхе, 3 стиховная стихира; Пяток преполовения утра, 4 хвалитная стихира, 4 стиховная стихира; Понед. 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стиховная стихира.
[45] Триодь Постная, Синаксар в Нед. Сырную по 6 песни Канона.
[46] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 5 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, 5 хвалитная стихира.
[47] О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[48] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.
[49] О. I ., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 8 п.
[50] Там же, 1 тр. 4 п.
[51] О. П., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.
[52] Там же, 1 тр. 8 п.
[53] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 1 гл. Среда утра, 3 стиховная стихира.
[54] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.
[55] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан., 4 тр. 4 п.
[56] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 7 п.; О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах.
[57] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира; 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[58] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр. 1 тр. 5 п.
[59] Триодь Постная, Нед. Сырная утра. Синаксарь по 6 п. Канона; О. II., 7 гл. Среда утра. Канон Кресту, 2 тр. 6 п.
[60] О. II., 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 9 п.
[61] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.
[62] О. I., 4 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихословии.
[63] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.
[64] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 3 п.
[65] О. II., Вторник вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[66] О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 7 гл. Среда утра, Канон Кресту, 1 тр. 5 п.
[67] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.
[68] О. П., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.
[69] О. I ., 3 гл. Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[70] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.
[71] О. I., 3 гл: Среда утра, Кан. Кресту Богород., 8 п., 2 тр. 1 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.
[72] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.
[73] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п., 1 тр. 6 п., 2 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.
[74] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.
[75] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан.Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; 3 гл. Пяток утра, 2 стиховная стихира; 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.
[76] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; Вторник вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста Среда утра, 2 Трипеснен, 1 тр. 3 п.
[77] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[78] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.
[79] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Седален по 2 стихословии, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.
[80] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.; Триодь Постная, Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах; О. II., 5 гл. Субб. Вел. веч., 2 стиховная стихира.
[81] О. I., 1 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; О. II., б гл. Нед. утра, Кан. воскр. 2 тр. 9 п.
[82] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.
[83] С I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 3 тр. 1 п., 2 тр. 8 п.
[84] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.
[85] О. I., 3 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. I п.; Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.
[86] О. I., 3 гл. Суб. утра, Кан. усопшим, 3 тр.-1 п.
[87] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; О. П., 5 гл. Вторник вечера, 2 стихира на Господи воэзвах.
[88] Триодь Постная, Нед. Ваий утра, Кан., 1 тр. 1 п.; Страсти. Пяток утра. Блаженны — 5 тропарь; О. П., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 1 п.
[89] О. II., 7 гл. Нед. утра, Блаженны, 2 тропарь.
[90] Триодь Цветная, 6 Нед. по Пасхе утра, Кан,, 1 тр. 1 п.
[91] О. I., 1 гл. Нед. утра, 1 стиховная стихира; 3 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.; О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п.
[92] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 7 п.
[93] Триодь Постная, Страстн. Пяток утра, 15 антифон.
[94] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Блаженны — 2 тропарь; Четверг веч., 1 стихира на Господи воззвах; О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.
Пречистое тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом Аримафейским.
Движимый любовию, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб в собственной гробовой пещере [1]. Ко входу в нее был привален камень и Иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление, что воины стерегут “спящего Царя и сокровище жизни” [2].
Христос — Источник жизни — телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах умерших и избавить человечество от поглощения адом [3].
Трёхдневное погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного множества умерших, заключенных во аде [4].
Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад [5], или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад — царство диавола и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом [6]. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение [7].
И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью [8] и конец своей державной силы [9].
По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них [10], разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились [11]. Темновидные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света [12], “обложились” сиянием Христова Божества [13]. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией [14], воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью [15]. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу [16].
Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: “Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти “Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня” [17].
Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.
Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении [18]. Они с любовию приняли Его явление [19]. Им радостно было слушать Его повеление аду — отдать мертвых [20] и возглашение к Себе: “Покажитесь (из тьмы), откройтесь” [21].
Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге [22] и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола [23].