Смекни!
smekni.com

Чтения (стр. 14 из 52)

Ангельские чины с трубным шумом и восклицаниями сопровождали Своего Владыку на небеса, подняли небесные врата при вступлении Спасителя в горние области мироздания. Небо являло свою красоту в отверстые врата. Восшед во святая святых неба, Господь воссел на небесном престоле одесную Бога Отца с плотию. Седение на Отчем престоле человеческого естества, прежде затворенного в преисподней земли, изумило самих ангелов [70]. Бесплотные говорили друг другу: “Кто этот прекрасный муж — Бог и человек” [71].

Вознесение Господне на небо, по мысли богословов литургистов, связано тесным образом с участью всего человечества.

Оно в начатке привело ко Отцу человеческий род и прославило его. Во Своем Лице Господь вознес на небеса падший образ Адамов, — человеческое естество, спосадил его превыше ангелов на Отчем престоле и таинственно обожил [72]. Первый человек за грехопадение был изринут из рая. Спаситель же, принявший образ человека, научил людей послушанию Богу Своим примером исполнения Отчей воли и искупительным крестным страданием. Вслед за Собой Он возводит верующих на небо и водворяет в небесных обителях [73].

Освещением истории Вознесения Господня мы в настоящий раз закончим развитие литургического учения о Сыне Божием, Спасителе мира.

Нам остается только прибавить к вышесказанному несколько следующих ниже пояснений о сторонах личного человеческого спасения во Христе.

Спасение во Христе.

Воплотившийся Сын Божий нередко называется в церковных песнопениях Спасителем человечества. Это имя усвояется Ему потому, что Он каждого верующего в Него христианина лично спасает: 1) От греха, 2) Божественного осуждения на смерть, 3) От смерти и 4) Рабства диаволу.

Литургическое богословие в истолкование перечисленных моментов или сторон личного человеческого спасения приводит интересные замечания. Прежде всего, скажем о том, в чем состоит личное Христово спасение от греха.

1.

Спаситель, по мысли богословов литургистов, воплощением как бы принял на рамена Свои заблудшую овцу, — человеческое естество, — и крестным древом загладил и низложил грех всего человечества [74].

После крестной жертвы Христовой пред уверовавшими во Христа открылась беспредельная пучина Божественной благости в освобождении их от рабства греху и греховного прельщения [75]. Милосердие Спасителя о грешниках всего мира и всех времен разнообразно по множеству промыслительных выражений. Но это разнообразие можно свести к некоторым обобщениям для удобства представления о нем.

Известно, например, что Господь многих блуждающих на путях погибели [76], явно наводит на верные пути спасения, чтобы их не опалял греховный огонь [77] и чтобы внутри их рассеялась греховная мгла [78].

В таинстве крещения и покаяния все грешники благодатию Христовою получают очищение грехов, претворение своего внутреннего безобразия во благообразие и исцеление своей разбитости умиротворением духа [79].

Спаситель несказанно милостив к ежечасно согрешающим людям; дает им время покаяния и возводит их к широте исправления, не желая ни чьей погибели; Он желает всех оживить от греховной мертвости [80], облегчить от тяготы, очистить гноение с их очей, мешающее им видеть свет Божией благодати. Прощенные грехи Он уже никому не вспоминает более (слав. “презирает грехи”) [81]. Его милосердие непрерывно иссушает неизмеримую пучину людских грехов, принимает теплое исповедание заблудших и творит их сынами дня [82]. При виде слезных молитв людей, подвигов чистоты, пощения и говения [83], Спаситель тепло милосердует о кающихся, притекает к ним, как Отец к детям, внимает их воздыханиям и благодатно омывает их греховные струпы и скверну. Налагая на греховные язвы грешных душ как бы пластырь, Он просвещением благодати убеляет их чище снега [84].

Божественное Христово просвещение вводит кающихся в тихую пристань мира и покоя [85]. Бремя беззаконий перестает тяготить прощенных Спасителем [86]. Они присвояются ко Христу. Если у иного грешника вся жизнь оказалась бесплодною для спасения, он может покаяться и в старости и богоугодно послужить Спасителю пощением и теплым умилением.

На искренне кающихся Господь взирает благосердо, дает их бедным душам токи исцелений, принимает малые воздыхания их, как многоценный подвиг и всю их обледенелость и запущенность страстями благодатно уничтожает [87]. Спаситель — неописуемый источник сострадания, Врач душ и телес, дивный просветитель охваченных сквернами страстей. К преклоняющим пред Ним колени Он преклоняется всей благосердой любовью, покрывает их кровом Своих крыл и долго терпит их бесплодие в ожидании полного раскаяния [88].

Благодатное осияние кающихся — явный знак незримого посещения их Спасителем [89].

Изложенные общие мысли о спасении грешников Господом Спасителем литургическое богословие поясняет рядом частных замечаний о Христовом целении: а) ума, б) сердца и в) воли грешного человека.

а) Врачуя человеческий ум, Спаситель влагает в него мысли обращения и слова молитвы к Богу, умерщвляет плотской страстный образ его мышления, соединяет ум с сердцем при слышании евангельских слов [90].

Тайное действие Христово многократно сосредоточивает мышление грешных на молитве и способах оставления порочности [91], утверждает в Боге их помышления, колеблемые завистью диавола [92].

Обычно грешный ум обуревается и уязвляется разными прилогами врага или тонкими набегами диавольских мысленных внушений. Спаситель благодатным просвещением ума рассеивает диавольское омрачение, дает человеку уразумевать истину и прекращает его недоумения [93].

Непонятливости грешных в области спасения Спаситель подает премудрость, безумию — дух разума [94], мысленной неустойчивости — утверждение чрез Владычественного Духа, ослеплению — просвещение [95].

б) Христовы спасительные влияния на умы грешников часто соединены с воздействием на их сердца. Умиление грешных сердец прекращает их бесчувственность и сухость. Оно всецело зависит от влияния благодати Христовой. Прикосновение Господа к сердцу человека смягчает его и сокрушает, как бы оно ни было черство [96].

В богослужебных песнопениях особенно резко подчеркивается мысль, что именно Сладкий Спаситель поит верующих слезами покаяния, очищает тучами покаяния и Сам исторгает плач из умиляемых Им сердец [97].

Со своей стороны верующие, обогащенные от Христа сокрушением духа и чувством духовной нищеты, приносят свои сокрушенные излияния покаяния Ему же как приятную жертву [98]. Благодатные слезы умиления омывают душевную скверну, врачуют болезни сердца, уязвляют его любовию ко Господу и затворяют входы в душу страстям и греху [99].

При свете литургических свидетельств очевидно то, что Христос Спаситель — Единственный Целитель окамененного ожесточения сердца, Воспламенитель сердечной любви к Богу огнем страха Божия и Отсекатель плотской любви и страстей [100], Он отваливает от душ тяжелый камень уныния, печали и отчаяния, поднимает грешных из гроба нечувствия, злобы и всяких страстей и творит в их настроении весну веры [101].

в) Христово просвещение грешной воли имеет свои спасительные выражения. Без Христа воля часто пламенеет всякими страстными похотениями, порабощается страстям и как бы поникает под их тяжкими наплывами. Господь освобождает от оков страстности в таинствах крещения и покаяния. В этих таинствах прощение грехов поднимает человеческую волю к бодрствованию, смирению и целомудрию. Она получает здесь от Христа Спасителя укрепление на борьбу с страстями и подобно кораблю, избитому бурным волнением моря, вводится в тихую пристань удобоносимого борения с грехом [102].

По благодати таинства покаяния в воле появляется крепкая решимость отвергать влечения похотений, непреклонно терпеть восстания страстей и твердо ходить путями заповедей ради неразлучного единения со Христом [103].

Отсюда понятно, насколько грешным необходимо день и ночь припадать ко Господу с мольбой о даровании силы на противление страстям [104] и как важно соединять молитву с постом и милостыней. Сам Спаситель по молитве верующих незримо ослабляет их плотские хотения и направляет их волю к ревнованию по Боге, вдыхает в нее бодрость и решимость определять себя всецело на служение Богу в кратчайший остаток своей жизни [105]. Кто из грешных получил от Христа Спасителя воды жизни и бережет их, тот уже не стремится к тленному и земному, “но мужественно отгоняет страстные искушения и соблазны [106] и все поступки свои совершает в страхе Божием.

2.

О человеческом спасении от греха Христом можно кратко сказать, что оно заполняет все время земной жизни каждого человека. Сравнительно с этим даром реальное спасение человечества от клятвы или от осуждения на смерть и тление отодвинуто Промыслом Божиим до дня всеобщего воскресения мертвых.

Литургическое богословие под клятвой Божией разумеет не проклятие Закона Моисеева нарушителям законных требований и заповедей, а именно Божий смертный приговор человеческому естеству за преслушание воли Божией прародителями в раю.

Своим крестом Спаситель упразднил осуждение праотцев за вкушение плода запрещенного дерева и разрушил страх осуждения. Он снял осуждение за прегрешения со всех грешников, потомков Адама, при условии их веры во Христа и покаяния. Богочеловеческое претерпение крестных мук за грешников всего мира развязало их от древней клятвы или от осуждения на смерть, и источило им благословение, оправдание, нетление и жизнь от Бога Отца ради Преблагого Искупителя [107]. Владыка Христос, окровавив на кресте Свои персты, кровавыми знаками как бы подписал всем людям Царское освобождение от прародительского осуждения [108].

3.

Своею крестною смертью и воскресением Он связал смерть, сокрушил ее, погреб, попрал, сделал бездыханной, упразднил тление во Своем человеческом естестве и предразорил державу смерти в человеческом роде. Верующие во Христа и убитые грехами непрерывно воскресают Христовою благодатию к чистой, святой жизни и самоотверженной любви к Богу и людям [109].