В телесном отношении Бог попустил смерти до времени Своего второго пришествия продолжать свое действие среди людей. Но вместе с тем Он определил сообщить действие нетления всему человечеству ради крестной жертвы Христа Спасителя. Божие определение равносильно действию.
Песнопевцы Церкви по этому поводу говорят:
“Христос-Жизнь даровал всем воскресение [110], избавил от истления [111], упразднил его [112], поколебав основание смерти” [113]. Действием креста тление бежит... и мертвые оживают и украшаются славою” [114]. Очевидно, будущее созерцается в песнопениях Церкви как настоящее, в силу непреложности Божиих обетовании.
4.
Наконец, крестом Сына Божия обессилен диавол, мучивший людей страстями до пришествия Спасителя на землю. Уверовавшие во Христа исхищаются Его благодатию из под власти диавольской [115].
Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный — во время приражения его к Спасителю — Богочеловеку и б) второй, продолжающийся — в личном спасении верующих во Христа.
а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту [116], начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным [117]. Спаситель же обложившийся плотью как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою [118], пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны [119]. И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями — заушало злобу диавола [120], обнажение Христово — обнажало диавольскую силу [121], узы Спасителя — связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд [122]. Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца [123], уязвило его и низложило [124]. Распинаясь, Господь как бы натянул лук и на подобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие [125]. Он пронзил врага — борителя [126], разорвал его сети [127], разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец [128].
Крепкий вопль Спасителя на древе ко Отцу крепко поколебал вражию крепость [129], а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом [130]. Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества [131], невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око [132].
Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство [133], низложило сильных с престолов и сокрушило [134], у невидимого врага оскудело оружие [135] и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя [136]. Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада [137], изгнан [138], пленен [139] и посрамлен.
Смирением Своего сердца Господь Спаситель смертельно уязвил и уничтожил прегордого змия [140] с престола величия. Пророк Моисей, некогда воздвигший змия на крест в преобразование Христова распятия, вместе с тем показал этим знамением и падение ядовитого змия силою креста Христова [141].
б) Поражение диавола и его демонического царства крестом Христовым не прекратило против людей диавольских искушений, имеющих целью навеки губить человеческие души.
При вере во Христа не страшны людям ни бесовские мысленные внушения зла, ни разжигаемые влечения ко страстям. Спаситель, Божественно вездесущий, где бы ни призывали Его верующие, является благодатно им на помощь и прогоняет бесов. Сердца христиан, колеблемые вражьими прилогами, Господь утверждает в противостоянии соблазнам [142] и разрушает диавольские козни [143]. Соприкасаясь с силою Спасителя, бесстыдные запинатели — демоны сами запинаются благодатию и в ужасе отбегают от искушаемых [144]. Прельщение их обращается тогда в ничто. Копие греха уязвляет и умерщвляет лишь тех из христиан, которые не прибегают под кров Христовой благодатной силы по нерадению или маловерию и гордости [145]. Змий свободно вонзает в них свои зубы, наполненные ядом, и склоняет их ко страстным падениям [146]. Объединенные же верою, смирением и любовию со Спасителем всегда имеют в Нем Низложителя злых духов и Освободителя от их тиранства [147].
[1] Триодь Постная, Страстн. Пяток вечера, 1 стиховная стихира.
[2] О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитная стихира.
[3] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Кан., 2 тр. 5 п.; 3 хвалитная стихира, Тропарь пророч. по обнесен, плащаницы.
[4] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Кан., 1 тр. 8 п.
[5] Триодь Постная, Страстн. Пяток вечера, 2 стиховная стихира.
[6] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Похвалы 16, 17, 26 стихи.
[7] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 5 п.
[8] О. I., 2 гл. Субб. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постн., Четверг Ваий утра, 2 Трипесн., 2 тр. 4 п.
[9] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., кондак по 6 п. Канона.
[10] Триодь Постная, Пяток Стр. Седм. вечера, 2 стиховная стихира.
[11] О. II.,7 гл. Нед.утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.
[12] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра. Похвал. 1 статья 16 стих.
[13] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 3 тр. 7 п.
[14] Там же, 2 тр. 8 п.
[15] Триодь Постная, Стр. Субб. утра Похвалы, стихи 48, 86.
[16] О. I., 2 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 4 тр. 7 п.
[17] О. I., 3 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тр.; О. II., 8 гл. Субб. веч., 1 и 3 стиховн. стихиры; Нед. утра, 8 хвалитная стихира; Триодь Постная, Стр. Субб. вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах; Стр. Субб. утра, Кан., 1 тр. 7 п.
[18] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.
[19] О. II., 6 гл. Среда утра, Седален по 1 стихословии, 2 тропарь.
[20] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 3 тр. 6 п.
[21] О. II., 5 гл. Субб. веч., 2 и 7 стихира на Господи воззвах, 1 стиховная стихира.
[22] О. I., 1 гл. Нед. утра, 7 хвалитная стихира.
[23] О. II., 8 гл. Нед. утра. Кан. Крестовоскр., 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7п.; 2 гл. Субб. вечера, 4 стиховная стихира.
[24] О. I., 3 гл. Субб. веч., 6 стихира на Господи воззвах; Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., кондак по 6 п.
[25] Триодь Постная, Стр. Субб. утра, Похвалы, стих. 88; О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 7 п.; 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; Триодь Цветная, 5 Нед. по Пасхе утра, Кан., 2 тр. 8 п.
[26] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 6 п,: 8 гл. Субб. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.
[27] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 9 п.
[28] О. I., 3 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 1 п.; 4 гл. Субб. Мал. веч., 2 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 4 п.; Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра, 1 Канон, 1 тр. 5п.
[29] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 9 п.; Четверг Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.
[30] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Четверг 2 Седм. по Пасхе утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п., 3 тр. 1 п.; Пяток 2 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, 1 тр. 5 п.
[31] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 3 тр.. 8 п.
[32] Триодь Постная, Страсти. Субб. утра. Похвалы 98 стих.
[33] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 3 п.
[34] Триодь Цветная, Субб. 4 Седм. по Пасхе утра, Седален на 1 стихосл.
[35] О. II., 7 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.
[36] О. II., 5 гл. Нед. утра, 1 и 2 хвалитные стихиры; 6 гл. Нед. утра, 6 и 7 хвалитные стихиры.
[37] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан.,3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.
[38] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 3 тр. 7 п.
[39] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра, Кан., 1 ирмос 1 п.; Нед. Фомина утра, Кан., 1 тр. 1 п.; Среда 2 Седм. по Пасхе веч., 3 стихира на Господи воззвах.
[40] О. II., 6 гл. Субб. веч., 1 стихира на Господи воззвах.
[41] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, 1 тр. 4 п., 2 тр. 8 п.
[42] Триодь Цветная, Вторник 2 Седм. по Пасхе утра, Седален по 1 стихосл.; Нед. Пасхи утра, Кан., 2 тр. 9 п.
[43] Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Субб. Вел. веч., 5 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, 6 хвалитная стихира; 7 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл.; Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.
[44] О. II., 5 гл. “Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 3 п.
[45] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 1 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; 2 тр. 4 п.; Кан. воскр. 2 тр. 6 п.
[46] О. I., 1 гл. Субб. веч., 1 стиховная стихира; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 5 п.; 2 гл. Субб. веч.,2 стиховная стихира; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 4 п., 2 тр. 6 п.
[47] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 7 п.
[48] О. I., 3 гл. Субб. веч., 2 стихира на Господи воззвах; 4 гл. Субб. веч., 1 и 3 стихира на Госп. воззв.
[49] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п.; 2 гл. Четверг Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.; 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.: О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитная стихира; Триодь Постная, Среда Ваий, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Страстн. Вторник Повечерие, Трипеснец, 5 тр. 3 п.; Страстн. Субб. утра, Похвалы, 71 стих.
[50] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Ипакои по 3 п. Канона; Нед. Пасхи утра, 1 Кан., 2 тр. 3 п.; Стихира хвалитн. на “и ныне”; Субб. Светл. Седм. вечера, Мал. веч., 3 стиховная стихира; Среда 2 Седм. по Пасхе утра, 3 стиховная стихира.
[51] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан., 1 тр. 5 п., 3 тр. 9 п.
[52] О. II., 5 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.
[53] Там же, 1 стихира на Господи воззвах.
[54] О. I., Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 8 п.
[55] О. I., 2 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.; 3 гл. Субб. веч., воскр. тропарь; Нед. утра, Седален по 1 стихосл., 1 и 2 тропари.
[56] Там же, Седален по 2 стихосл., 2 тр.
[57] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
[58] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.
[59] Триодь Цветная, Пяток 2 Седм. по Пасхе утра, 2 стиховная стихира; Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[60] Триодь Цветная, Пяток утра, 2 Седм. по Пасхе, Трипеснец, 2 тр. 8 п.