До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.
Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста [1].
Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.
Постная Триодь, объясняя слова “животворящий крест,” свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:
Название креста Христова “Животворящим” имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа. “Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется пришествию Духа” [2].
Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, “как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви” [3]. Христоносный крест — древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу [4]. Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает “мысленно созерцаемые лучи,” приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.
По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него [5].
У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви “в видимом знаке и под видимым знаком,” но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста.
Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу “мысленными лучами” или представляемыми только в уме.
При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.
Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение людей разнообразно. Она:
1.
Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из искушаемых в момент подобных страстных приражений полагает на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно нестерпимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых на грехи [6]. Сияние креста уничтожает демонскую крепость и сопротивоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают “темные демонские начала и власти,” сокрушают их мощь и обращают в бегство [7].
2.
Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как воскреситель людей от страстей. Он, — говоря языком Постной Триоди, -всегда сущая печать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеждой жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями [8].
3.
Животворящий крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются, в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста [9].
Животворящее и светозарное крестное древо, — говоря образно, — благоухает миром жизни, произращает усладу от созерцания образа красоты Божества и наслаждение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника, неиссякаемо истекает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напояет, “окружает божественным благословением и запечатлевает небесным блистанием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого верующего во Христа христианского общества” [10].
В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.
Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений:
Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.
Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.
На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы [11], непобедимое оружие [12], источник обновления от страстей [13]. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке свет Лица Христова [14].
Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но “одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение” каждому христианину [15]. “Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение” [16]. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста “светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца [17].
Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом. Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного моря, распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх Иаков крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию благословил их [18]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу [19].
Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблазнительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекращают навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила “разрывает вражий сети” [20]. Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не вынося блистания его [21]. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает вражию силу [22], посрамляет ее, как ничтожную [23], устрашает, опаляет бесов [24] и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию креста [25] и не могут терзать его, как волки [26] добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не боятся его козней и лаяний [27], но прогоняют его крестной силой [28]. Действие благодати креста в личном человеческом спасении непрерывно.