Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою наготу, повторяя: “Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый! помилуй меня падшего” ... “Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды и как оплачу свою погибель.”
Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: “Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни” [11].
В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.
С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно [12].
Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми [13].
Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч [14].
Настроение благодатной любви у смиренно кающихся грешников до некоторой степени подобно духовному состоянию св. мучеников. Усердные труды в молитвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лишений, принимаемых ради стеснения страстей. Они одного желают: возможно лучше и полнее исполнять Закон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план [15].
Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного христианина, возвышает над соблазнами этого мира и делает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслаждения и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленного огнем [16].
Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей [17].
В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения.
Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.
Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью, поскольку он ежедневно много согрешает.
Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.
Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.
Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.
[1] Триодь Цветная, Среда 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стихира хвалитная на “и ныне.”
[2] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения.
[3] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе веч., 2 тропарь, Блажен, на Литургии.
[4] О. I., 1 гл. Понед. вечера, 1 стиховная стихира.
[5] О. I., 1 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира.
[6] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п.
[7] О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр.
[8] О. I., 4 гл. Нед. вечера, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах.
[9] Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на “слава,” Стиховная стихира на “слава.”
[10] О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.
[11] Триодь Постная, Субб. Сырная вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Стиховная стихира на “слава,” Литийная стихира на “слава”; Нед. Сырная утра. Канон, 1 тр. 3 п., 2 тр. 7 п.
[12] О. I., 4 гл. Понед. утра. Умилит. Канон, 2 тр. 7 п.; Понед. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Вторник утра. Канон покаян., 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[13] О. I., 3 гл. Вторник утра, Канон умилит., 3 тр. 7 п.; Среда вечера, 3 стиховная стихира; Пяток утра, Канон Кресту, 4 тр. 7 п.; 4 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 3 п.; Четверг утра, Канон Апостол., 3 тр. 9п.; Субб. утра, Блажен., 2 тропарь.
[14] О. I., 1 гл. Понед. вечера,3 стиховная стихиpa; Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 1 п., 3 тр. 5 п., 4 тр. 7 п.; Среда утра, 3 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. покаян., 3 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 4 тр. 5 п.; Субб. утра. Канон усопшим, 1 тр. 1 п.; 6 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 4 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 4 п.
[15] О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах: Вторник утра, Кан. умилит., 4 тр. 7 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 5 тр. 6 п.; Субб. утра, Канон Мучен., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 3 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 9 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 1 тр. 7 п.
[16] O.I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. Мучен., 1 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 6 п.; 8 гл. Понед. утра, Блаженны, 4 тропарь.
[17] О. I., 2 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Блаженны на Литургии 2 тропарь; Вторник утра, Канон умилит., 4 тр. 5 п.
По литургическому учению Святый Дух — Третье Лицо Св. Троицы, — 1. единосущен Отцу и Сыну и 2. исходит от Отца, как Божественное лицо. 3. Он подает жизнь, просвещение, освящение и утешение человеческой душе. 4. Святым Духом даруются прозрение св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.
На основе упомянутых догматических положений церковные песнопевцы развивают свои мысли прежде всего о Божестве Третьего Лица Св. Троицы.
1.
Как Бог и Господь всех, учат они. Св. Дух единосилен, единосиятелен и соприсносущен Отцу и Сыну. Что имеет существенно Отец и Сын, то имеет и Св. Дух, кроме нерождения и рождения [1]. Он самовластен, самоповелителен, самосиятелен, самодвижим [2].
2.
Личное свойство Его составляет предвечное исхождение из существа Бога Отца. Нерожденный свет Отец прежде веков изводит из Себя всесильный сияющий Свет Духа [3]. Самовластно исходя от Отца, как некая река Божества, Св. Дух неслиянно почивает в Сыне [4]. Начало похождения Духа Утешителя от Отца безначально. Потому Он древнее всех веков, никогда не начинался, не преставал, всегда был, есть и будет со Отцом и Сыном [5].
В смысле Божественной сообразности и равночестности Отцу и Сыну Св. Дух есть Свет от Света, Огнь от Огня, равнодействен Отцу и Слову [6] и соцарствует Им на небе и на земле [7].
3.
Как благ Отец и благ Сын, так благ и Св. Дух. Он — струя благости Существа Божия [8], Самоблагий Источник благостыни. Он — свет и Податель света, Совершитель обожения верующих, всесильная и всех посещающая Держава, Жизнь и Животворящий.
Все живущее одушевляется Его благодатными подаяниями по изволению Отчему чрез Сына Божия [9]. Жизненачальное достоинство Св. Духа действенно в обновлении лица всей земли, излиянии ангелам и людям благодати высшей жизни и устроении будущего воскресения мертвых [10]. Духодвижимые струи благодати напояют всю тварь, оживляют и таинственно просветляют всякую верующую душу [11]. Чрез Духа, все исполняющего, разумно-свободные твари видимые и невидимые живут высшей жизнью, движутся и соблюдаются во Отце и Сыне [12].
Духу Святому вместе с животворением тварей принадлежит просвещение, освещение и утешение ангелов и людей.
Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он — есть Утешитель людей и кроме Себя указал на бытие у Отца иного Утешителя, Св. Духа [13].