Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня [101] и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям [102]. Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей [103] и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам [104].
Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом [105]. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, — всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие [106], Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла [107].
Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров [108]. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями [109].
Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:
“Я, — восклицает грешник к Богоматери, — впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты — умилостивление за грешников и очищение” [110].
“Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни” [111]. “Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами” [112]. “Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей” [113]. “Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни” [114]. “Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения” [115]. “Ты — мне просвещение, Ты — мне избавление, радование. Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная” [116]. “Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения” [117].
Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати [118]. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений [119].
Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания [120], малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов [121].
До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их [122], требования помощи [123], слышны даже несовершенные “худые” молитвы [124], исповедание “тайн грехопадений” [125].
Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей [126] и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти [127]. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни [128], избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом [129], и соделал храмами Св. Духа [130]. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.
Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву [131].
Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям [132]. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами [133] и одевает световидною ризою спасения [134]. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем [135], благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений [136].
Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает “благопременителен” к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов [137].
По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою [138], но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них [139]. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству [140]. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие [141], являемое кающимся грешникам [142].
В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей [143], от сетей диавольской злобы [144] и из разных состояний гнетущей скорби [145]. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения [146]. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава [147], душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей [148] и связывает любовью к Богу [149]. Вводя грешную душу в общение невечернего света [150], Она отгоняет от нее дремоту уныния [151], разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами [152] от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия [153]. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу [154] и от Него изливает на них елей Божественной благости [155] и сладкое утешение [156].
Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.
Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах [157] и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере [158].
Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении [159]. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла [160]. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.
Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:
[1] Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна по 3 п. Канона.
[2] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.
[3] Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.
[4] Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2 стиховная стихира.
[5] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5 п.
[6] Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.