[154] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
[155] О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.
[156] О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
[157] О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
[158] Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 6 п.
[159] О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.
[160] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 5 п.
Верующие во Христа Спасителя приняли от Него в закон личной жизни заповедь о всецелой любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди требует непрерывных упражнений или самособираний в любви. Падшая и падающая в грех природа человека постоянно отъединяется от Бога и людей греховными мыслями, чувствами и делами.
Восстановление слабеющего единения своего с Богом и ближними христиане получают наиболее полно и глубоко переживанием Литургии.
Самый приступ всякого верующего к слушанию литургийных молитв, песнопений и тем более причащение св. Тайн за Литургией требуют от него подготовки. Он прежде обязан примириться с Богом покаянием и с людьми испрошением у них прощения.
Восстановление единения с Богом и ближними покаянием и примирением вводит и вчленяет христианскую душу в мистическое Тело Церкви. После того верующий делается способным устремляться всем умом и всем своим сердцем к Богу, в литургийных хвалениях, благодарениях и благожелательных прощениях о даровании всем членам Церкви и всему человечеству различных Божиих дарований.
Пред началом литургии в храме обычно читаются так называемые “Часы” — третий и шестой. Последование часов состоит из чтения псалмов, тропарей и просительных молитв. Совершенное внимание к данному чтению углубляет личные покаянные чувства присутствующих в храме, поставляет их в благоговейное чувство присутствия Божия и возбуждает в их сердцах сокрушение о грехах и смирение.
По окончании “Часов” начинается Литургия оглашенных. Священник хвалебно и громогласно “благословляет Царство Отца и Сына и Св. Духа ныне и всегда и вовеки веков.” Хор, а за ним весь народ сердечно отвечают “Аминь” то есть “Да будет так.”
После того следует возглашение диаконом “великой ектеньи,” объединяющей всех в храме молитвенно с Богом и друг с другом.
Народ мысленно и сердечно повторяет каждое возглашение диакона и слова “Господи помилуй,” которые поет хор. Переживать слова ектеньи то же, что повторять их внутренне с пониманием, чувством и со всем благожеланием. Эти слова выражают моления о христианах всего мира и о разных существенных потребностях людских.
Заканчивается великая ектения приглашением: молитвенно вспомнить ходатаев о нашем спасении — Пресвятую Богородицу и всех святых и предать или вручить покрову Божию личную жизнь. Священник, продолжая и завершая слова диакона, прославляет затем Св. Троицу.
Вслед за великой ектеньей поются изобразительные псалмы 102 и 145, перемежаемые малыми ектеньями. Псалмы возводят верующие души к умиленному представлению благодеянии Божиих человеку и непосредственного промышления Бога особенно о боящихся Его и предающих себя Его покрову.
Следующее пение за Литургией “Блаженны” изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа Спасителя в Его нагорной проповеди [1]. Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.
В конце пения “Блаженны” совершается вход с Евангелием, знаменующий исхождение Господа Спасителя на общественное служение. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении.
Далее поются разные тропари дня в честь Господа, Божией Матери и святых, читаются Апостольское “зачало,” Евангелие и возносятся моления в ектениях сугубой об усопших, и в малых трех ектениях предваряющих ''Херувимскую песнь.” Херувимской песнью предначинается “Литургия верных.” В пении и чтении литургийных молитв явно струится благодатная Сила Божия, усиливающая у верующих теплоту христианской любви.
Великий вход во время “Херувимской песни” изображает шествие Господа Спасителя на Крестные страдания, Его погребение и смерть.
Затем верующие приглашаются диаконом открыть пред Господом свои духовные нужды, повторяя внутренне возгласы просительной ектений, и “возлюбить друг друга” для единомысленного исповедания Троицы Единосущной и Нераздельной. В древности перед пением Символа веры предстоящие в храме выражали единение любви братским лобзанием. Мужчины обменивались благоговейным сердечным лобзанием с мужчинами, женщины — с женщинами.
По исполнении хором Символа веры начинается, так называемый “евхаристический Канон,” то есть возглашение и пение ряда благодарственных молитв, выражающих напоминание о благах искупления, дарованных человечеству крестной жертвой Воплотившегося Сына Божия. Во время пения песни “Тебе поем” совершается пресуществление св. Даров в Тело и Кровь Христовы действием Св. Духа. Далее верующие приглашаются к призыванию имени Ходатаицы пред Богом Пресвятой Богородицы, поминовению правящего Епископа и принимают благословение священника от имени Господа Иисуса Христа.
Последующие просительная ектенья и пение молитвы Господней приготовляют к причащению св. Тайн.
Переживание литургийных молитв и песнопений драгоценно тем, что открывает верующих к восприятию благодати Божией. Под благодатным влиянием сердца как-то невольно согреваются, смягчаются, делаются дружелюбнее.
В Боге любви и люди за литургией делаются любвеобильнее. От Него незримо заимствуют они теплоту своего сердца и износят ее из храма в жизнь домашнюю и общественную.
Черствость и сухость эгоизма сменяется у них на благожелательность и готовность, если не к самоотвержению, то по крайней мере, к братской взаимопомощи.
От частого слушания литургии с сердечным сокрушением верующие незаметно изменяются к лучшему, склоняются и привлекаются к деятельной любви и живому участию в жизни и судьбе окружающих их людей.
Отсюда, как дорога и неоценимо важна в духовном отношении возможность часто бывать за Литургией и как драгоценно счастье износить из храма силу оживающей и расцветающей сердечной любви к Богу и людям.
[1] Мф 5. 1-12; Лк 6. 20-26.
Литургическое богословие в молитвах и песнопениях Церкви между прочим освещает интересный вопрос о загробном состоянии душ православных христиан до времени страшного суда. Загробное блаженство всякого человека проистекает от восприятия даров искупления Христова. Христос Искупитель дарует верующим в Него и кающимся прощение грехов, помилование, воссоединяет их с Богом Отцом в Духе Святом, а по кончине принимает их в вечное благодатное общение.
Спасительная подготовка к переходу в вечность со стороны каждого человека состоит в жизни по вере, непрерывном покаянии и чистом освящении благодатию таинств.
Если при кончине христианина добро и зло в его существе равномерны или зло незначительно превышает добро, то милосердие Божие удостаивает почившего блаженства. Если же зло в нем превышает добро много, то он отлучается от непосредственного общения с Богом. Его душа заключается в мрачных местах невидения Бога. Но и в этом случае земная и небесная Церковь своими молитвенными ходатайствами может со временем восполнить недостаток добра у почивших.
Христос Спаситель, в силу Своей несказанной благости, принимает моления Церкви об усопших в вере, постепенно очищает их и за гробом от грехов и страстей Своею благодатию. Когда же Ему ведомо и угодно. Он вводит их в ближайшее общение с Собою и святыми небожителями.
Церковные молитвы и песнопения, приуроченные ко дням общественного поминовения почивших христиан, связывают:
Прежде всего остановим свое внимание на литургическом оттенении зависимости прощения грехов почившим христианам от искупления человечества крестом Христовым.
1.
Почившие в вере получают личное искупление от рабства греху, смерти и диаволу преимущественно от Единородного Сына Божия в силу Его крестной жертвы за мир, при содействии Бога Отца и Св. Духа [1].
Христос Спаситель каждому верующему человеку являет истинную жизнь. Свою сладкую любовь, несказанную благость, очищение, оправдание и целение немощей [2]. Он в каждом христианине разрушает грех, низлагает диавольскую силу, уничтожает смертные болезни, рассеивает мрак страстей и делает его сыном воскресения [3].
Искупительное воздействие Христа Богочеловека на верующих простирается именно в силу того, что Он некогда священствовал на земле и как Агнец был заклан на Кресте. Своей крестной смертью и воскресением Он изъял людей от вечной смерти, тления и ада и даровал им вечную блаженную жизнь [4]. Ради Христова восстания из мертвых смерть уже не господствует над умершими с верою и надеждою на воскресение. Господь оправдывает и упокоевает после кончины чисто и верно послуживших Ему, прилагая к ним дары искупления мира Своим крестом [5]. Ради страданий и крестной Своей смерти Он и за гробом продолжает отпускать им грехи, целить их от яда смерти и возводит к бесконечной благодатной жизни [6]. Почившие в истинной вере, благочестии и примирении с Ним получают от Спасителя непосредственно по смерти избавление от внешней тьмы, геенского пламени и водворяются в местах покоя и отрады [7].