Смекни!
smekni.com

Чтения (стр. 28 из 52)

Вечное умирание людей за личные грехи Господь заменил Своею искупительною смертью. Если верующие в Него воспитывают себя по Его законам, то Он устремляет их по кончине к пристани Своего небесного Царства, оправдывает их и прощенных им беззаконий более не вспоминает. По Его благости естество миллионов верующих воздвигается к вечной, светлой жизни в Боге по преставлении в загробный мир [8].

2.

Ходатаицей о прощении грехов христианам, преставившимся к Богу с несовершенной верой и неполным покаянием, является земная и небесная Церковь Христова в лице всех своих членов.

Земная Церковь, или верующие, совершающие подвиг своего спасения на земле, не перестают умолять Христа Спасителя о воззвании к полному очищению от греховной мглы и освящению почивших собратий. Предполагая среди них наличие “овец заблудших и носящих язвы прегрешений,” она испрашивает им у Господа оправдания благодатию помилования и снисхождения во имя того, что усопшие не отступили от веры [9].

По литургическому учению, отображающему веру Церкви, почившие в вере могут и за гробом благодатно возрастать, приобретать умножение Божественного осияния, что составляет насущную пищу каждой человеческой души. Нередки случаи перехода некоторых христиан в загробный мир без чистого покаяния во грехах. Многие из них в бытность на земле не восстанавливали в себе подобия древней красоты и не освобождались от страстных влечений юности. Кончая плавание по мутному морю земной жизни, они иногда засыпают сном смерти среди житейской ночи, не погасив страстей слезами покаяния. Таким лицам земная Церковь находит возможность испрашивать у Господа неосуждения за грехи и прощения во имя Его благости, ради Его искупительной жертвы. Даже низведенные во ад на муки в геенском пламени могут по молитвам Церкви избавиться из ада, получить успокоение от мук в пристани благодатной жизни и в конце концов увенчаться вечным блаженством среди праведных, - сынов невечернего дня. Как родная мать, земная Церковь всегда беспокоится о судьбе своих детей. Она неусыпно молит Господа удостоить всех преставившихся верующих радостного предстояния одесную престола Его в день страшного суда [10].

Замечательна самая фразеология церковной молитвы об усопших:

“Спаситель, - молится Церковь Господу, - вспомни об умерших во благом законе и доброй вере. Упокой их со святыми... Дай им общение света благодати... Избавь их от всякой муки: огня, всего палящего, беспросветной тьмы, скрежета зубов, бесконечно мучащего червя и всякого иного мучения” [11]. “Боже! пощади обнаженных от благодати и откровенно стоящих душою пред Твоим Лицом” [12].

“В день всеобщего воскресения мертвых, при последнем трубном голосе Архангела Ты откроешь дела тьмы и советы человеческих сердец. В этот час, как Человеколюбец, пощади согрешивших, но не отступивших от Тебя (верующих). Очисти их по милости и снисхождению к ним, умоляемый благосердием Своей благости. Удостой их радования в жилище святых” [13]. “Вспомни, Господи, как Благой, Твоих рабов. Прости им согрешения (прошлой) жизни, ибо нет безгрешного, кроме Тебя, могущего дать покой преставленным” [14]. “Очисти их греховную мглу и удостой раздаяния дарования благодатных” [15].

3.

Небесная Церковь святых, подобно земной Церкви, и еще более совершенно молится Христу о блаженном упокоении усопших в вере.

В ходатайствах пред Богом о почивших особенно дерзновение имеют св. мученики. Они на земле проповедали Божиего Агнца Христа пред мучителями, бесстрашно до смерти исповедали Его имя и, разжженные любовью к Нему, были, наконец, закланы, как агнцы [16].

Прилежная молитва за усопших многодейственна. Многим из них она приносит освобождение от греховной мертвости, вечного осуждения на адские муки, возвращает им животворную благодать, обновляет в них благодатную светлость, или дает некоторое ослабление мук и преложение рыдания на радость.

На молитве за усопших святые мученики ходатайствуют пред Господом о прощении им грехов, представляя в основание своего дерзновения перенесенные за исповедание веры свои вязания, биения, раны и язвы [17].

4.

Посмертное состояние православных христиан различно в зависимости от совершенства их веры и покаяния на земле. Христиане, окончившие земную жизнь в совершенном покаянии, подвигах веры и благочестия, удостаиваются посмертного блаженного упокоения в небесной Церкви первенцев, в недрах Авраама, во светлых дворах и селениях неба. Здесь они наслаждаются несказанной радостью и блаженством по причине зрения Лица Христова, сияющего незаходимым или невечерним светом благодати и красоты. Сияние Лица Божия для обитателей неба — таинственная пища, источник вечного веселия и подлинной жизни. Господь Иисус Христос, - Начальник истинной жизни, - есть световиднейшая сладость святых. От Него лики святых почерпают неиссякаемо потоки духовной силы. Говоря образно, они во Христе имеют как бы духовное пастбище, обильное злаками и расположенное при водах покоя. Благодатный Христов свет источает им жизнь и блаженство [18].

Для почивших христиан с несовершенною верою и покаянием Господь при вечной правде Своей, не перестает быть и бездной милости, препобеждающей их прегрешения ради молитвы Церкви.

Он щадит их, дает им возможность расти и возвышаться благодатно, отмывать их душевную скверну росою Своего осияния и постепенно вводит их в общение с Собою [19]. Принимая молитвы Церкви об усопших в вере. Господь Спаситель дает помощь к развитию в них ростков веры, надежды и любви к Богу, разоряет в их душах твердыни греха, очищает их, успокаивает от страстей и выводит из темницы неведения Бога к наслаждению Богом в дивной скинии неба [20].

Милостью и благоволением Христа Спасителя многие несовершенные верою усопшие со временем получают доступ к созерцанию славы Божией в раю, познают Бога жизненно, успокаиваются от мятежа греха и блаженно переходят от покаяния к славословию Божественной благостыни в стране живых и крове праведных.

Невещественное светолитие благодати в раю от воплотившегося Сына Божия составляет сущность человеческого личного блаженства [21].

Те из почивших с несовершенною верою, которых Спаситель удостоивает за молитвы Церкви осияния благодати и вводит в пристань жизни, бывают свыше окружаемы именно милостию Божией. Господь поставляет их грехи как бы вне Своего Божественного зрения [22] и неизреченно милует.

На основании изложенных литургических суждений со всей очевидностью видна вся необходимость для каждого христианина перехода в загробную область с душой, напитанной православной жизнью, навыками христианской любви, молитвы и покаяния. В ожидании кончины верующему следует испросить заблаговременно у Христа Спасителя прощение своих грехов, получить разрешение от них чрез таинство исповеди и соединиться со Христом в причащении святых тайн Тела и Крови Его.

Каждый искренний христианин сроден Христу и в Нем имеет источник своего просвещения и вечно блаженной жизни.

Раскрытые идеи литургического богословия об усопших в вере превосходны детализацией вопроса о приложении Христом искупления за гробом к личности верующих. В Церкви Христовой непрерывно совершается чудный круговорот любви, возвышенная взаимопомощь и, как солнце, сияет многая и безграничная милость Божия.

[1] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, 7 троп. мертв, на “слава” по 17 кафизме.

[2] О. II., 8 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 5 п., 3 тр. 9 п., 2 стиховная стихира.

[3] Триодь Постная, Субб. Мясопустн. утра. Канон, 1 ирмос 2 п., 1 тр. 6 п., 1 тр. 8 п.

[4] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 4 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.; Триодь Постная, Пяток веч. пред Мясоп. Субб., 2 стихира на Господи воззвах.

[5] О. II., 5 гл. Субб. утра, 3 стиховная стихира; Триодь Постная, Пяток вечера пред Мясоп. Субб., 3 стихира на Господи воззвах.

[6] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., Богород. 4 песни, 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 5 хвалитная стихира, 3 стиховная стихира.

[7] О. I., 2 гл.. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.; 3 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 3 п., 1 тр. 4 ц., 3 тр. 9 п.; 4 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 2 тр. 1 п., 3 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.; Кан. Мучен., 4 тр. 1 п.

[8] О. II., 5 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п., 4 тр. 4 п., 4 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.; Канон усопшим, 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 2 и 3 тр. 9 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, 1 и 2 стиховные стихиры; 7 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 3 тр. 1 п., 2 тр. 5 п.

[9] О. I., 2 гл. Субб. утра, Седален по 1 стихословии; 3 гл. Субб. утра, Седален по 2 стихосл. 3 тропарь; О. II., 5 гл. Субб. утра, Тропари мертв, после кафизмы 1 и 4; 6 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 3 тр. 4 п., 3 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.; 7 гл. Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.

[10] О. II., 8 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 2 тр. 1 п., 2 и 3 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 8 п.; Триодь Постная, Пяток вечера пред Субб. Мясопустн., 1 стихира на Господи воззвах; Субб. Мясоп. утра, Седален по кафизме, Канон, 1, 2, 3, 4 и 5 тр. 1 п., 1, 3 и 4 тр. 3 п.

[11] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, Канон, 1, 2, 3 и 4 тр. 5 п., 1 тр. 4 п.; О. II., 8 гл. Субб. утра, Канон усопш., 3 -тр. 4 п.

[12] Там же, 3 тр. 6 п.

[13] Там же, 4 тр. 6 п.; 2, 3 и 4 тр. 8 п.; 1 тр. 9 п.; Светилен по 9 п. Канона; О. II., 8 гл. Субб. утра, Канон усопш.,3 тр. 3 п.

[14] Триодь Постная, Субб. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 тропарь на Бог Господь на “слава.”

[15] Триодь Цветная, Пяток вечера 7 Седм. по Пасхе, Канон, Повечер., 3 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.

[16] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, 2 тр. по Непорочнах; Триодь Цветная, Пяток 7 Седм. по Пасхе, Повечер., Канон, 1 тр. 9 п.

[17] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 4 п.; 2 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 и 2 тр. 7 п.; 3 гл. Субб. утра, Канон Мучен., 1 и 2 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 6 п.; 7 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 5 п.; О. I., 4 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.