[31] Там же, 2 тр. 4 песни.
[32] Там же, 1 тр. 9 песни.
[33] Там же, 3 тр. 4 песни.
[34] Там же, 2 тр. 9 песни.
[35] Там же, 12 тр. 8 песни и 2 ирмос.
[36] Там же, 3-6 тр. 1 п.; 3, 4 и 5 тр. 2 песни и 2 ирмос.
[37] Там же, 11-15 тр. 2 песни.
[38] Там же, 4 тр. 2 п. и 2 ирмос; 2 тр. 3 песни и 2 ирмос.
[39] Там же, 7 тр. 2 песни и 2 ирмос.
[40] Там же, 9 тр. 2 п. и 2 ирмос; 14 тр. 3 песни и 2 ирмос.,
[41] Там же, 4, 5 и 9 тр. 3 песни и 2 ирмос; 11-12 тр. 4 п.; 12 и 13' тр. 5 п.; 2 и 3 тр. 6 п.
[42] Там же, 3 тр. Блажен., 3 и 7. тр. 7 п.
[43] Там же, 8-15 тр. 7 п.
[44] Там же, 14 тр. 7 п.
[45] Там же, 1 и 3 тр. 3 п. и 1 ирмос; 9 и 15 тр. 3 песни и 2 ирмос.
[46] Там же, 12 тр. 3 п. и 2 ирмос; 6 и 10 тр. 4 п.
[47] Там же, 7 — 9 тр. 4 песни.
[48] Там же, 7-11 тр. 5 п.; 4 тр. 6 п.
[49] Там же, 10-12 тр. 6 п.; 2, 5, 8, 11 и 13 тр. “Блажен.,” 4-6 тр. 7 п.; 2 тр. 8 песни и 2 ирмос; 9-11 тр. 8 п. и 2 ирмос.
[50] Там же, 3, 5 и 6 тр. 8 песни.
[51] Там же, 13-17 тр. 4 песни.
[52] Там же, 3 и 5 тр. 5 песни.
[53] Там же, 4, 16 и 20 тр. 7 песни.
[54] Там же, 4 тр. 9 песни.
[55] Там же, 16 тр. 2 п. и 2 ирмос; 20 и 22 тр. 4 п.; 13 и 18 тр. 8 песни.
[56] Там же, 11-15 и 21 тр. 1 п.; 21, 24 и 26 тр. 2 песни и 1 ирмос; 24 тр. 4 песни.
[57] Там же, 17-20 тр. 5 п.; 14-17 тр. 8 песни.
[58] Там же, 5-9 тр. 9 песни.
[59] Там же, 10-22 тр. 9 песни.
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.
Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы.
История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.
Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.
Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна — из рода Аарона [1].
Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и благодатным целомудрием [2]. При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников [3]. Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь в молитве к Бегу.
Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу [4].
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику жизни [5].
Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос — Богородицу [6].
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: “Мне родился жезл, от которого прорастет цвет — Христос” [7]. Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова “от радости плескать руками” [8] и говорила мысленно: “неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение” [9].
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела [10].
Говоря библейски — от Анны, малого чертога, — родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения [11].
Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества, торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия [12]. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания [13].
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле [14].
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу [15], начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем [16].
Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни [17]. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа [18]. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле [19]. Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное благолепное торжество [20].
Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы [21]. Отлагая печаль, они побуждаются говорить: “Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы” [22]. Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: “Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз” [23]. Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец Ее Давид и объявляет всем: “Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство” [24].
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства [25]. Для склоняющихся к аду Она — мост жизни [26]. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь [27]. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением [28] и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа [29]. От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово [30] и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом [31].
Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа [32].
Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее [33]. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира [34].
После всего сказанного становится понятною причина всемирного почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения [35].
История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание.
В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена их составителей — св. Георгия, Архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю “Введения” с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на его одних существенных моментах.
Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на “Введение” диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Св. Духом пред введением Богоотроковицы во храм. Отсюда диалог был необходим св. Георгию, как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.
Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.