По свидетельству канонов на “Введение” родители Пресв. Богородицы — Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них Чада. Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила Дочь по имени Марию [36]. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу, как непорочную жертву.
Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание [37].
Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле [38].
В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Между прочим они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее [39].
В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу. “Вслед за Ней, — говорит Давид, — приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог” [40].
На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый дорогой дар — единственное дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: “Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом [41]. Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все многоверстное расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках [42].
Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел первосвященник Захария, — отец Предтечи, сын Варахиин [43].
В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: “Прими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания” [44]. “Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я — раба Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева. — Теперь я привожу Дочь Давшему Ее” [45].
Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: “Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. — Приводимая в Божий Дом превосходит Святое Святых” [46]. “Ты вводишь истинную Матерь жизни — Богородицу. Именно о Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм” [47].
На слова первосвященника Анна ответила: “И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм” [48].
Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: “Нам возжглась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме” [49]. “Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово” [50]. “Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца” [51].
Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святое Святых [52].
Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище [53], удивились поступку Захарии.
Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами.
“Ныне, — говорят они, — святая и непорочная Мария Святым Духом вводится во Святое Святых, как одушевленный кивот Христов [54], и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод — Дева” [55]. “Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления” [56].
“Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну” [57]. “Она предызображает Своим явлением и начинающееся исполнение Божьего Промышления” [58].
Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают, что на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатию Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа [59].
Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское предложение о поселении при храме [60].
Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей Жизни [61].
Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению [62].
Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме был так же необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей [63]. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал Ее Троичным Светом [64].
Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию. Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных ангелов [65].
По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей [66].
Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого слова была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного устроения [67].
Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова.
Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову [68].
Богослужение на праздник “Введения,” содержание вышеизложенных тропарей и песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой Девы во храме, но и учит Ее прославлять и Ей горячо молиться [69].
Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся [70].
Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла [71].
[1] Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5 п.
[2] Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.
[3] Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.
[4] Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.
[5] Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.
[6] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная стихира.
[7] Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.
[8] Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.
[9] Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 2 тр. 7 п.
[10] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.
[11] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[12] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[13] Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.
[14] Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.
[15] Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.
[16] Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах, 1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.
[17] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.
[18] Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.
[19] Там же, 3 стихира на Господи воззвах.
[20] Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах; 3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.
[21] Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.
[22] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.
[23] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона.
[24] Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4 п.
[25] Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.
[26] Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.
[27] Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.
[28] Там же, 3 стихира на Литии.
[29] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.
[30] Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.
[31] Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.
[32] Там же, 1 тр. 4 п.
[33] Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.
[34] Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.
[35] Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая вечерня, 5 стихира на Литии.
[36] Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.
[37] Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.
[38] Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.
[39] Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1 стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.
[40] Псал. 44,15 -16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.
[41] Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
[42] Введен, утра, Седален по 1 стихословии.
[43] Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.