По идейному содержанию богослужение на день Благовещения представляет собою пространное и глубочайшее толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии пред зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие [27]. Чрез этот экзегесис весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает пред сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.
Св. Феофан, Митрополит Никейский, составил канон на Благовещение в форме диалогической беседы Архангела с Приснодевой и искусно ввел в него ветхозаветные пророчества о Боговоплощении. Язык канона испещрен научно-богословскими терминами IX-го века.
В настоящей работе мы, по данным богослужения, воспроизводим беседу Архистратига с Пресвятой Девой и отмечаем догматическое значение праздника.
Библейско-историческое событие Благовещения названо в церковном тропаре “главизной” человеческого спасения и явлением людям тайны превечного Божьего Совета о бывании Сына Божия Сыном Девы.
В этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплощавшегося Бога Слова [28], “поспешившего” вселиться во утробу Девы [29].
Вестником радости на земле о воплощении Сына Божия был “бесплотный раб Господень” и вместе начальник и воевода вышних сил Архистратиг Гавриил. В шестой месяц чревоношения прав. Елисаветою Иоанна Предтечи он, по Божию повелению, слетел с небесных кругов в Галилейский город Назарет, где жила Дева Мария [30]. Бог послал его возвестить Деве о странном образе зачатия Ею Сына Божия [31].
Явившись в Назарете, Архистратиг размышлял в себе о предстоящем чуде, как это вместился в девственную утробу Пречистой непостижимый и невместимый Бог Слово по одному слову Ее согласия на то” [32].
Представ Деве, небесный посланник воскликнул: “Радуйся, Благодатная, Благословенная, Богом радованная, Господь с Тобою!” Не ужасайся меня. Архистратига небесного Царя. Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева. Ты зачнешь и примешь во Твоей утробе воплощаемого Сына Божия. Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству. Благословен бессмертный Плод Твоего чрева, подающий миру очищение” [33]. “Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище. Я — Владычний раб возвещаю Тебе, что Ты родишь Господа и пребудешь нетленна” [34].
Архангельское приветствие смутило Чистую. С удивлением Она сказала Вестнику: “Ты являешься Мне как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мной и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя [35], и пространным местом для Превосходящего херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?” [36]
“Всечистая, — ответил Архангел, — Твое утверждение в чистоте мне радостно. Но приклони Твой слух и внимай мне. Мое вещание — не прельщение. Образ Твоего зачатия выше слова и смысла и словесно невыразим. Святой Дух найдет на Тебя и, осенив творческой силой, совершит зачатие [37]. Ты родишь неродословного Сына, Он сохранит Твое девство неврежденным” [38]
Не оставляя смущения, Пресвятая спросила Явившегося: “Ни одна Дева и никогда не рождала неискусомужне. Бог дал людям закон рождения от общей любви. Ужели ты говоришь о прельщении? Я боюсь Твоего странного приветствия из страха пред греховным склонением. Моя праматерь, некогда приняв образ мыслей змия, была изгнана за это от пользования Божественной пищей” [39].
“Всенепорочная! — продолжал свою речь Архистратиг, — я, предстоящий Богу, послан поведать Тебе слова Божественного Совета. Зачем боишься меня, который более боится Тебя и благоговеет пред Тобою?”
“Предвечное Слово — Создатель сойдет на Тебя, как дождь на руно. Ты примешь Его в утробу и непреложно родишь с плотию. Неопальная купина, по принятии пламени явила тайну Твоего пребывания чистой по рождении. Пусть ныне научит Тебя кров Авраама, вместивший Бога. Он издалека прообразовал Твою Богоприятную утробу. Бог, где хочет, там побеждается порядок естественной жизни человека” [40].
“Я, — молвила Пречистая Архистратигу, — слышала пророка, говорящего в древности о рождении Еммануила некоей священной Девой. Хочу понять, как человеческое естество снесет растворение Божества и как при нетлении Моей чистоты родится с плотью бесплотное Слово?” [41]
“Чистая, — продолжал Архистратиг, — Бог обещал праотцу Аврааму благословить народы в его семени. Сегодня обещание это чрез Тебя принимает конец. Также Твоему праотцу Давиду обещано свыше посадить на престоле его царства плод Твоего чрева. Бог Тебя, красоту Иакова, избрал в селение Слову. Я вижу Тебя, Богоневеста, многосветлой свечой, Богоустроенным чертогом, золотым кивотом. Приими Подателя закона, изволившего чрез Тебя спасти и воссоздать человеческое существо. Веруй этой вести, как вещи. В Тебя вселится вся полнота Божества телесно благословением Присносущного Отца и содействием Св. Духа” [42].
Успокоенная Архангельским объяснением, Пресвятая сказала: “Я принимаю Твои радостные слова, Гаврииле! Пусть будет Мне ныне по Твоему слову. Пусть Бог вселится в Меня и рожду Бесплотного, заимствующего от Меня плоть, чтобы Единый Сильный возвел человека в изначальное достоинство” [43].
“Боже! Душу мою очисти и тело освяти. Сотвори Меня одушевленной церковью и Твоей украшенной скинией, соединив вещественное тело с невещественным светом” [44].
Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах Архангелу: “Вот — Я раба Господня. Будь Мне по слову Твоему,” — было моментом зачатия Ею Сына Божия. Св. Дух наитствовал на Пренепорочную и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу [45].
Какая странная тайна пребывания Невместимого в девических ложеснах и самоограничения временем Сверхвременного [46]. В зачатии воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой Лествицы, на которой утверждался Бог, согласно видению патриарха Иакова [47].
Таким чертами обрисовывает церковное Богослужение причины общехристианской радости в день Благовещения. Этот праздник есть воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с ним и сотворила его Божией церковью.
Христос Бог наш от Обрадованной Богоматери принял естество, подобно нашему, исключая греха, и возвел его к Себе. “Он воспринял,” по выражению св. Феофана, митрополита Никейского, “худшее, чтобы подать лучшее” [48]. Некогда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть Богом и не достиг осуществления своего желания. Но воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом.
В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее из падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество [49], ради спасения людей.
[1] Св. Епифаний Кипр., св. Дамаскин: “ Книга 4 о вере,” гл. 15.
[2] Св. муч. Ипполит; Никифор Каллист.: “Книга 2,” гл. 3.
[3] Св. Епифаний Кипр., святой Каллист: “Слово на Рожд. Пресв. Богородицы”; Маргарит.
[4] Трифолог, сентября 9-го и 9-го декабря.
[5] Св. Евод, Епископ Антиохийский.
[6] Напр. у св. Тарасия, Архиеп. Констант.: “Слово на Введение Пресвятыя Богородицы.”
[7] Архиеп. Болг. Феофилакт: “Слово на Введение.”
[8] Св. Тарасий, Архиеп. Констант.: “Слово на Введение.”
[9] Св. Георгий, Архиеп. Никомид.: “Слово на Введение Пресв. Богородицы,” в передаче Симеона Метафраста.
[10] Поел. 44, 11-12.
[11] Блаж. Феофилакт: “Слово на Введение.”
[12] Св. Тарасий, Архиеп. Конст.: “Слово на Введение Пресв. Богородицы.”
[13] Св. Герман, Патр. Конст.
[14] Блаж. Иероним.
[15] Св. Герман, Патр. Конст.
[16] Св. Герман, Патр. Конст.
[17] Св. Кирилл Алекс., св. Григорий Нисский.
[18] Блажен. Феофилакт, Архиепископ Болгарский.
[19] Блажен. Иероним.
[20] История Иосифа Флавия: “О древностях,” кн. 8, гл. 2-я.
[21] Св. Амвросий Медиол., Георгий Кедрин.
[22] Св. Епифаний, Еп. Кипрский.
[23] Св. Андрей, Архиеп. Критский, св. Герман, Патр. Конст.
[24] Блаж. Иероним: “Послание к Илиодору.”
[25] Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский.
[26] Блажен. Иероним.
[27] Ев. Лк. 1, 26-38.
[28] Благовещ. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.
[29] Благовещ. Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах.
[30] Благовещен. Мал. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; Вел. вечерня, 3 стихира на Литии, Патр. Анатолия.
[31] Благовещен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[32] Благовещен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[33] Благовещен. Мал. вечерня, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах.
[34] Благовещен. Мал. вечерня, 1 стиховная стихира; утра, 1 хвалитная стихира.
[35] Благовещен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, Канон, 3 тр. 1 п.
[36] Благовещен. Вел. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах.
[37] Благовещен. утра, Канон, 2 тр. 3 п., 4 тр. 1 п., 2 и 4 тр. 8 п.
[38] Благовещен. Мал. вечерня, 3 стиховн. стихира.
[39] Благовещен. Канон, 3 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 3 тр. 8 п.
[40] Благовещен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, Канон, 4 тр. 3 п., Седален по 3 п., Богородич. Седальна по 3 п., 2 и 4 тр. 4 п.