Литургическое творчество находит нужным расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у креста Пресвятой Богородицы. Чрез это Церковь получает в литургическом богословии новую, важную и интересную страницу с описанием Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя.
[1] О. I., 3 гл. Вторник Повечер., Канон Б.М.,4тр. 5 п.
[2] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[3] О. II., 5 гл. Среда утра, Богор. Седальна по 1 и 3 стихословии.
[4] О. II., 5 гл. Пяток утра, 5 стиховная стихира на “и ныне.”
[5] О. II., 6 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Пяток утра. Канон Кресту, Богород. 4 п.
[6] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 3. п.
[7] О. II., 6 гл. Среда утра, Крестобогород. Седальна по 2 стихословии.
[8] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 5 и 7 песн.
[9] О. II., 8 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Богород. Седальна по 1 стихословии.
[10] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород. 1 п.
[11] Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон Симеона Лог., 1 и 4 тр. 4 п.; О. I., 1 гл. Вторник вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах.
[12] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах.
[13] О. I., 3 гл. Четверг вечера, 6 и 7 стихиры на Господи воззвах.
[14] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах “и ныне”; 2 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира на “и ныне.”
[15] О. I., 1 гл. Среда утра, Канон Кресту, Богород. 8 п.
[16] О. I., 1 гл. Среда утра, 4 стиховная стихира на “и ныне”; Блаженны 6 стих.
[17] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 5 стихира на Господи воззвах.
[18] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.
[19] О. I., 2 гл. Четверг вечера, 4 стихира на Господи воззвах; О. II., 8 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 7 п.; 7 гл. Пяток утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.
[20] Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечер.. Канон Симеона Логоф., 2 тр. 1 п.
[21] Там же, 4 тр. 3 п.
[22] Там же, 4 тр. 1 п.
[23] Там же, 2 тр. 3 п.
[24] Там же, 3 тр. 3 п.
[25] О. I., Среда утра, 4 стиховная стихира на “и ныне.”
[26] Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечерие, Канон Симеона Логоф., 2 тр. 4 п.
[27] Там же, 3 тр. 4 п.
[28] Там же, 1 тр. 5 п.
[29] О. I., 2 гл. Четверг вечера, 6 стихира на Господи воззвах.
[30] Триодь Постная, Страстн. Седм. Пяток, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п.
[31] Там же, 4 тр. 5 п.
[32] Там же, 1 тр. 6 п.
[33] Там же, 2 тр. 6 п.
[34] Там же, 3 тр. 6 п.
[35] Там же, 4 тр. 6 п.
[36] Там же, 2 тр. 7 п.
[37] Там же, 1 тр. 8 п.
[38] Там же, 3 тр. 7 п.
[39] Там же, 3 тр. 7 п.
[40] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 5 и 7 стихиры на Господи воззвах; 8 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах, на “и ныне.”
[41] Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон, 3 тр. 8 п.
[42] Там же, 4 тр. 8 п.
[43] Там же, 1 тр. 9 п.
[44] Там же, 2 тр. 9 п.
[45] Там же, 2 тр. 7 п.
[46] Ев. Мф. 28, 1-10.
[47] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Канон, 4 припев на 9 п.
[48] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Синаксарь по 6 п. Канона.
[49] Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Канон Б.М., 2 тр. 4 п.
[50] Триодь Цветная, Среда 6 Нед. по Пасхе, Велик. вечерня, 7 стихира на Литии “и ныне.”
История Успения Божией Матери, развертываемая по данным церковно-литургического творчества, имеет свою научную ценность.
Исследование этого исторического факта приходится делать на основании древнехристианского предания и отчасти апокрифов.
Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы произвели именно такие авторитетнейшие песнописцы православной Церкви, как святые:
Анатолий, Патриарх Константинопольский (+V в.), Герман, Патриарх Константинопольский (+VIII в.), Феофан Начертанный, Митрополит Никейский (+IX в.), Косьма, Епископ Майумский (+776 г). и преп. Иоанн Дамаскин (+780 г.).
Церковно-богослужебные творения, приуроченные к изображению события Успения, описывают его в подробностях критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.
Целью настоящей работы является объединение отрывочных замечаний упомянутых великих песнописцев в целостное историческое повествование о Богоматернем Успении. В описании его по возможности сохраняется оригинальный стиль святых авторов.
Богослужебные каноны и песнопения, положенные на Успение, раскрывают ряд следующих моментов данного события:
1. собрание Апостолов в Иерусалим,
2. последнюю беседу их с Божией Матерью,
3. преставление и погребение Богоматери и
4. описание явления Ее Апостолам на третий день после погребения.
Изложение перечисленных исторических деталей мы заключаем определением дидактического значения богослужебных Успенских молитв и песнопений.
В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. По святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее Успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: “Радуйся Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия” [1]
Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью [2].
Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм Апостолов [3].
Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам поднебесной земли, проповедовали всюду святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила Апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках принесла к Иерусалимскому дому Ап. Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь [4]. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых Апостолов из числа 12, еще св. Ап. Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея [5] из числа 70.
По Божию Промыслу очевидцам Господня вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на небо Пречистой Матери Господа [6].
Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.
Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: “Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси” [7], и еще молитвенно сказала: “Сыне и Боже Мой! Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки” [8].
При последней беседе Божией Матери с Апостолами не мог удержаться от плача также св. Ап. Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме.
Исполненный скорби, Ап. Иоанн говорит Пречистой: “Куда отходишь, Мати? Возьми ко Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления проставь и меня, к Родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при кресте страдания” [9].
Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: “Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами, без Твоей матерней любви и попечения. Твое отшествие нам — скорбный плач” [10].
Пресвятая Богородица всем говорила слова утешения, обещая быть их всегдашней молитвенницей и по Успении.
Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печалей. Апостолы и многие из Иерусалимских христиан окружали одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи верующих блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома св. Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный старейшими ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.
Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовию тихо промолвила: “Славлю Тебя, Сын Мой и Твое крайнее благосердие. Покланяюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?” [11].
Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал:
“Приди Ближняя Моя, приди. Прекрасная Моя. Приди Матерь Моя в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый” [12].
Исходившую из тела Богоматерную душу Спаситель принял во Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления [13].
Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для, Апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу [14].
Св. Апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовию лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатию и жизнью, как у мирно спящей и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею [15].
Апостол Петр, со слезами взирая на Тело Богоматери, громко сказал: “О, Дева! В Тебя вселился Господь, — наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой! Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада” [16].
Из сердца прочих Апостолов невольно вырвались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами: