2.
Основные идеи, навеваемые содержанием Успенских канонов и молитв, две:
а) Церковь, в праздник Успения, учит своих детей христианскому отношению к факту телесной смерти и
б) пониманию исключительного значения Божией Матери в деле личного спасения.
Христианин, по мысли песнопевцев Церкви, есть победитель страха смерти. Его настроение должно быть свято, светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб есть лествица к небу, начало вечной радости и славы, преставление к лучшей, совершеннейшей жизни на небо в явно зримом единении с Богом [43].
В подготовке к радостному переходу в загробный мир у христианина в распоряжении два посредства: личное усилие и взыскание молитвою помощи Божией Матери. Пресвятая Богородица, преставившись от земли, никак не отлучается от живущих на земле духом. Она неусыпно молится о них и испрашивает им у Бога помощи в победе над греховностью. Как стена мира и Матерь мысленного света, Она сообщает благоговеющим пред Нею просвещение Сына Своего — Светоподателя. Ее пребывание на небе в нетленном теле не препятствует Ей изливать благодать на все лицо земли. Божия Матерь, подражая благости Сына Своего и Бога, являет Свое теплое промышление о людях их утешением, радованием и попечением об их исправлении, просвещении их ума и сердца и укреплении воли ко всякому добру [44].
Пречистая украшает и животворит верующее человечество Своим благословениями [45].
3.
Ввиду этого Церковь в день Успения Божией Матери призывает верующих славить Ее и молиться Ей. Образчики возношения хвалы Пресвятой Богородице дают богослужебные песнопения. В них глубина богословствования, красота речи и блестящие образы.
“Сегодня, — восторженно восклицает преп. Иоанн Дамаскин, — да возгласят трубы богословов и пусть изрекает хвалы Божией Матери человеческий многоречивый язык” [46]. “Сегодня Царица Неба и земли, как светло украшенная невеста, предстала Царю и Богу для ближайшего предстательства о всех” [47].
Воскликнем Ей: “Благословенна Ты в женах, блаженное Твое чрево, вместившее Христа” [48].
4.
Хвалы Богоматери в день Успения Ее переплетаются у церковных песнопевцев с прошениями к Ней от лица верующих. Основным содержанием прошений является — мольба о благодатном просвещении и душевном спасении.
Примерными обращениями к Божией Матери могут быть названы хотя бы такие: “Благословенная Владычица! Просвети нас-светом Сына Твоего” [49]. “Не переставай на нас призревать” [50]. “Владычица! Не забудь родного Тебе человечества” [51]. “Спаси от всякого бедственного обстояния нас, исповедающих Тебя Богородицею” [52], возвысь силу христиан. Мы с Апостолами поклоняемся Тебе, Молящейся о наших душах [53]. “Пречистая Богородица! Ты всегда..., день и ночь не переставай молиться о сохранении новых Твоих людей невредимыми от всего греховного и о спасении душ наших” [54].
Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресв. Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом.
[1] Чин Похвалы, 1 статья, 8 и 9 стихи. Акафист Успению Б.М., 1 и 4 Икос.
[2] Похвалы, статья 2, стих 86.
[3] Служба Успен., Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 2 тр. 3 п.
[4] Служба Успен., Акафист, 5 конд.; Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах, на “и ныне”; Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах на “и ныне” 1 стихира на Литии; Служба утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п.
[5] Акафист Успению, 2 Кондак.
[6] Служба Успен., Вел. вечерня, 1 стихира на Литии.
[7] Похвалы, статья 2, стихи 112-113, Успен. Утреня, Светилен по 9 -л. Канона.
[8] Успен. Утреня, 1 Канон, 2 тр. 8 п.
[9] Похвалы, статья 3, стихи 146, 149, 150 и 151.
[10] Похвалы статья 3, стихи 137, 138 и 140.
[11] Служба Успению, Мал. вечерня, 2 стиховная стихира, Акафист Успен., 1 икос, 8 кондак; Похвалы, статья 1, стихи 36 и 37.
[12] Похвалы, статья 3, стихи 162, 167, 168, и 169.
[13] Похвалы, статья 1, стихи,36 и 37, Акафист Успению, 2 икос, 3 стихира на Литии; Утреня, 1 Канон, 3 тр. 4 п.; 2 тр. 8 п.; 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 2 тр. 8 п.
[14] Похвалы, статья 2, стих 98; Утреня Успен., 2 Канон, 3 тр. 4 п.; Акафист Успению, 5 икос.
[15] Служба Успению, Утреня, 1 тр. 3 п.; Седален по 2 стихословии; Похвалы, статья 1, стихи 13 и 45.
[16] Успен. Утреня, стихира по 50 псалме.
[17] Похвалы, статья 2, стихи 109, 110 и 114.
[18] Похвалы или Иерусалимское последование на св. Преставление Б.М., Вел. вечер,, 8 стихира на Господи воззвах.
[19] Похвалы, статья 1, стихи 14, 15, 17, 18, 48, 53, 61, 62, 63 и 64, 2 статья, стих 90.
[20] Служба Успению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии; Акафист Успен., Икос 4.
[21] Акафист Успению, 4 кондак и 4 икос.
[22] Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 2 тр. 3 п.
[23] Служба Успен., Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на “и ныне.”
[24] Евр. 9. 11.
[25] Успен. Утреня, 1 Канон, 1 и 2 тр. 4 п.; Исаии 2. 2; Михея 4. 1.
[26] Служба Успению, Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах, 4 стиховная стихира на “и ныне.”
[27] Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на “и ныне.”
[28] Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[29] Похвалы, статья 2, стихи 99, 100 и 101.
[30] Акафист Успению, 2 и 8 икосы; Похвалы, 1 статья, стихи 10 и 39.
[31] Акафист Успению, Кондак 12.
[32] Акафист Успению, Икос 12.
[33] Похвалы, статья 1, стихи 68, 69 и 71, статья 2, стих 74.
[34] Псал. 131. 8.
[35] Акафист Успению, 3 кондак и 3 икос; Похвалы, статья 2, стих 104.
[36] Акафист Успению, 6 кондак.
[37] Похвалы, статья 1, стихи 12 и 66.
[38] Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Утреня, 2 Канон, 1 тр. 3 п., Седален по 2 стихословии.
[39] Похвалы, статья 2, стихи 117, 118 и 92.
[40] Похвалы, статья 2, стихи 120, 122 и 123.
[41] Похвалы, статья 2, стихи 125 и 126.
[42] Служба Успению утра, 2 Канон, 1 и 2 тр. 9 п.
[43] Служба Успению, Велик, вечерня, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах, 2 стихира на Литии; Утреня 1 Канон, 2 тр. 4 п.
[44] Служба Успению, Утреня, Кондак и Икос по 6 песни Канона; Акафист Успен., 7 и 11 икосы. Молитва ко Пресв. Богородице, Похвалы, статья 1, стих 5, статья 2, стих 85.
[45] Служба Успению, Велик, вечерня, 4 и 5 стихиры на Литии.
[46] Служба Успению, Утреня, 2 Канон, 1 тр. 5 п.
[47] Там же, 2 Канон, 2 тр. 1 п.
[48] Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стиховная стихира; Акафист Успению, 10 Икос.
[49] Похвалы, Утреня, Припев на Благословенных тропарях после 3 статьи похвал.
[50] Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 1 тр. 8 п.
[51] Там же. Велик, вечерня, 5 стихира на Литии.
[52] Там же, Велик, вечерня, 2 стиховная стихира.
[53] Там же, Велик, вечерня, 1 стихира на Литии.
[54] Там же. Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах, 3 стиховная стихира; Утреня, Ипакои по 3 песни Канона, Стихира по 50 псалме.
АНТ. — АНТИФОН
ГЛ. — ГЛАС
О. — ОКТОИХ
П. — ПЕСНЬ
ПОЛУН. — ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. — СТИХИРА
ТР. — ТРОПАРЬ
Протопресвитер Иоанн Мейендорф
Светские историки рассматривают христианство как чисто исторический феномен. Христианский подход к истории, не отрицая реальность изменений, предполагает, что Бог, превосходящий историю, и уж, конечно, не обусловленный ее законами, вместе с тем являет Себя в исторических событиях, приобретающих вследствие этого нормативную и поэтому надысторическую значимость. Так, все христиане признают, или, по крайней мере, должны признавать, что в историческом событии Воплощения имело место решающее действие Божие. Но это событие включает в себя как историческую, так и культурную сферы, которые тем самым приобретают нормативный характер. Бог явил Себя в тот момент истории как Мессия для Израиля, и признание исторического Иисуса как Спасителя всего человечества невозможно без принятия ветхозаветного контекста Его жизни и благовестия.
Воплощение произошло раз и навсегда, и ничего не может быть добавлено к его спасительной полноте. Результатом смерти и Воскресения Христовых было основание общины-Церкви, и “дикая маслина” язычников (Рим 11:17) смогла прорасти из первоначальных “корней.” Таким образом, между апостольской общиной и Церковью более поздних времен существует законная преемственность: единство Традиции, которое подразумевает согласованность веры и опыта.
Для становления нашей современной православной Церкви христианская Византия — неизбежная историческая ступень после первоначальной апостольской общины. Начиная с VI в., Константинополь стал бесспорным центром христианской ортодоксии на Востоке, а после великой схизмы между Востоком и Западом он приобрел первенство в православии в целом. Благодаря этим историческим событиям de facto мысль о православной непрерывности и внутренней логичности в истории вне ссылок на Византию невозможна. В других христианских традициях, западных и восточных, также налицо великое процветание христианской культуры, давшее богатые плоды святости, но, — по крайней мере, с православной точки зрения, — именно Византия сохраняла ту вероучительную целостность, ту подлинность, которые сегодня делают наше Православие православным.
Понятно, что литургия играет центральную роль в сохранении Церкви. Византия знала много еретических патриархов и императоров и была сценой многих лже-соборов. Но ни одно человеческое установление, взятое в отдельности от полноты Церкви, не может претендовать на безошибочность. Литургическая традиция всегда оставалась основным выражением жизни в Теле Христовом, свидетельством ее постоянства и согласованности. В этом и состоит один из наиболее существенных аспектов византийского наследия, которое мы сейчас разделяем.