[29] Большинство этих очерков издано в 1907-1915 гг. в СПб. Они касаются главным образом совершения богослужения в двунадесятые праздники Рождества Христова. Сретения Господня, Богоявления, Преображения, Вознесения и др.
[30] Список учеников приводит Б. И. Сове в своем очерке. БТ 4.
[31] Б. И. Сове. Указ. соч. С. 73-81.
[32] Кекелидзе К., прот. К вопросу празднования Рождества Христова в Древней Церкви. К., 1905; Иерусалимский канонарь VI в. (грузинская версия). Тифлис. 1912 и др. труды. Карабинов И. А., проф. Евхаристическая молитва (Анафора). Опыт историко-литургического анализа. СПб., 1908. Архим. Киприан говорит, что «работы проф. Лисицына по истории славяно-русского Типикона, прот. Кекелидзе по грузинским литургическим памятникам. Карабинова по истории Постной Триоди и Евхаристической молитвы до сих пор считаются лучшими трудами в этих областях». См. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997, С. 15.
[33] Архим. Киприан (Керн). Литургика. С. 16.
[34] Первая книга из этой серии - «Рождество Пресвятой Богородицы» вышла в 1915-м; в том же году кн. 2 - о празднике Воздвижения; в 1916 г. вышли кн. 3-6 соответственно о праздниках Введения, Рождества Христова, Пятидесятницы и Успения. Общая характеристика дана архим. Киприаном (Керном). См.: Литургика, С. 16 и 17.
[35] Рубан Ю. И. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994. 215 с. В отличие от Скабаллановича. который в своих выпусках главное внимание уделял разъяснению богослужебных текстов праздника, автор данного опыта делает акцент на научно-историческом аспекте (см. С. 9 примеч.), а содержание богослужения им рассматривается в приложении 2. Работа написана по первоисточникам на должном научном уровне с критическим подходом к используемому материалу. К каждой из трех глав дан подробный научный комментарий.
[37] Успенский Н. Д., проф. Чин всенощного бдения (агрипния) в Греческой и Русской Церкви. Л., 1948. LXXXII , 902 с. Машинопись. Оценка трудов Н. Д. Успенского дана в БТ, 13 (1975): П. Уржумцев. Профессор Н. Д. Успенский (к 50-летнему юбилею научной деятельности), С. 8-19; П. Дудинов. Список трудов Н. Д. Успенского. С. 20-25; Н. Иванов. Музыковедческая деятельность Н. Д. Успенского. С. 26-39.
[38] Православная вечерня (историко-литургический очерк). БТ, 1. М., 1960. С. 5-54; Анафора (опыт историко-литургического анализа). БТ, 13 (1975), С. 40-147; Литургия Преждеосвященных Даров (историко-литургический очерк), БТ, 15, С. 146-184; Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. БТ 18. С. 5-117; БТ 19, С. 3-70; Византийская литургия (историко-литургическое исследование). БТ 21, С. 5-53; БТ 22. С. 68-114; БТ 23, С. 5-58; БТ 24, С. 5-45; БТ26, С. 5-17.
[40] История Типикона. Рим. 1978, 112 с.; Историческое развитие Божественной Литургии. Рим. 1978, С. 120; Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого Евхология. Л., 1979. 191 с.; Как молились древние византийцы. 1979. 309 с. Впоследствии были изданы и другие литургические работы иером. Михаила Арранца, в частности. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998. 243 с.; Крещение и Миропомазание - Таинства Византийского Евхология. Рим, 1998. 212 с.
[41] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 19.
[43] Архим. Киприан. Литургия. С. 7-8.
[44] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 24-25.
[46] Крины молитвенные. С. IV - V.
[48] Архим. Киприан. Литургика. С. 11.
[49] Архим. Киприан. Евхаристия. С. 21.
[51] Там же. Библиография. С. 5-19.
[52] Там же. С. 339. ср. С. 167-168, а также С. 25-29.
[53] Сидоров А. И. Архим. Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма. Вступит. статья к труду архим. Киприана «Антропология св. Григория Паламы». М., 1996. С. X.
[56] Шмеман А., прот. Водою и Духом. О таинстве крещения. М., 1993. 224 с.
[59] Там же. С. 13, 143-146 и др.
[63] Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992. 304 с.
[64] Указ соч., изд. 2. С. 26.
[66] Шмеман А., прот. Евхаристия. С. 11-16 и далее.
[67] Там же. С. 33-42, ср. с. 298-299.
[70] Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Изд. 9. СПб., 1894; изд. 10. СПб., 1901. Т. 1. XVI. 664 с.; т. 2. 334с.
[71] Дьяченко Г., свящ. Общедоступные беседы богослужении Православной Церкви, приспособленные к живой церковной проповеди, внебогослужебным собеседованием с народом и семейному чтению христиан. Со многими церковно-археологическими, церковно-историческими, догматическими, нравственными и иными приложениями. М., 1898. 1143 с.
[72] Литургические воззрения св. Иоанна Кронштадтского неоднократно издавались в извлечениях из его «Дневника», например, прот. И. Сергиев. Мысли о Богослужении Православной Церкви. М., 1894. Одним из опытов систематизации является работа митрополита Вениамина (Федченкова) «Небо на земле». Св.-Ильинское изд., 1978. Первый раз работа была издана в Париже до возвращения автора в Россию (1948 г.).
[74] Афанасьев Н.. прот. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. IX. 332 с. Рижское изд. 1994 г. содержит 328 с. В книге немало литургического материала. См., например, гл. III. Служение лаиков в области священнодействия (С. 41-60 по рижскому изд.); ср.: Его же: Трапеза Господня. Рига. 1992. С. 46-59.
[75] Для примера можно назвать следующие статьи: митр. Никодим (Ротов). Святая Евхаристия - таинство жизни Церкви. ЖМП, 1974, 4; еп. Дионисий (Лунин). Богослужения Великого Поста как путь души христианской через Голгофу к Воскресению. ЖМП, 1967, 4; свящ. И. Белевцев. Идея мира в Литургии. ЖМП, 1961. 4.
[77] Глубоковский Н. Н. Указ. соч. С. 64.
[78] Глубоковский Н. Н. Указ. соч. Ч. 2. С. 4.
[79] Архим. Киприан (Керн). Литургика. С. 9-10.
[80] Прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие. С. 130, см. также с. 131-139.
[81] Голубцов А. Из чтений по археологии и литургике. Ч. 1. С. 10-12; ч. 2. С. 1-3.
[82] См. его Руководство по литургике. Гл. V (С. 272-319), гл. VI (С. 320-347); гл. VII (С. 348-377).
[83] Прот. А. Шмеман, например, считает искусственным толкование Литургии как символического изображения земной жизни Спасителя. См. его Введение в Литургическое богословие. С. 114, ср. С. 39. Он также говорит, что изобразительно-символическое восприятие Евхаристии «выражает мистериальное перерождение литургического благочестия». Там же. С. 147. При этом в качестве примера делает глухую ссылку на Николая Кавасилу, у которого, между прочим, читаем следующее: «совершаемое при священнодействии Св. Даров все имеет прямое отношение к домостроительству Спасителя, и это с той целью, чтобы созерцание этого домостроительства, находящегося как бы у нас перед глазами, освящало наши души и таким образом мы делались способными к принятию Св. Тайн» - Изъяснение Божественной Литургии. Гл. 1. Писания... Т. III , СПб, 1857. С. 296.
[85] Прот. А. Шмеман. Введение... С. 24.
[86] Св. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения 2, п. 5 и п. 7. Творения. Изд. 2, Сергиев Посад, 1893. С. 287, 288.