Третья третица бесплотных духов — начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу [30] и предстоят Ему служебно [31]. Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле [32] и отдельных верующих во Христа [33] и молятся о вселенной. По Божию повелению, ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения [34]. Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа [35], применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении [36].
Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и чрез себя подающих им Божию светлость [37]. Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием [38].
Приведенное церковно-литургическое указание о св. ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии.
В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества.
Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и св. Григорий Богослов: “Во первых, мыслит Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом.” Надлежало прежде быть созданну мысленному естеству, потом чувственному и, наконец — человеку, одному из обоих [39]. В природе ангелов нет ничего вещественного. Они — светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, но нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания [40]. Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.
Как умы ангелов не описуемы, подобно телам, при чем по естеству своему не имеют вида или образа и трех измерений. Они мысленно бывают присущи и действуют там, где им поведено и не могут в одно и то же время действовать здесь и там [41].
Следовательно, когда ангелы посылаются на землю, их нет на небе. Бывая же на каком-либо месте, бывают не так, чтобы очерчивались какою-либо формою, протяженною в высоту, длину и ширину. Таких измерений они не имеют, не имеют и вида, свойственного телам. “Бестелесное естество, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — не имеет вида, чтобы быть объяту телесно” [42].
В известном месте оно присуще, действует, но не занимает места и не обнимается. “Оно мысленно присуще в известном месте и мысленно представляется там, где действует” [43].
[1] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.
[2] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.,3 тр. 9 п.
[3] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 7 п.
[4] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п.
[5] О. I., 3 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах.
[6] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 1 п.
[7] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[8] O.I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[9] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 5 п.
[10] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.
[11] O. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 7 п.
[12] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.
[13] Там же, 4 тр. 1 п.
[14] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 и 3 тр. 8 п.
[15] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.
[16] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 1 п.
[17] Там же, 3 тр. 1 п.
[18] Там же, 2 тр. 4 п.
[19] О. II., 5 гл. Нед. веч., 4 стихира на Госп. воззвах.
[20] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.
[21] Там же, 6 стихира на Госп. воззвах.
[22] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[23] O.I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[24] О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[25] О. I., 2 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах; 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[26] О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1, 2 и 3 тр. 5 п.
[27] O. I., 2 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 5 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 3 п.
[28] O. II., 7 гл. Понед.утра. Кан. беспл., 1 и 3 тр. 6 песни.
[29] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 5 п.
[30] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п. О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 1 п.
[31] Там же, 2 тр. 3 п.
[32] O. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 3 п.
[33] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 8 п.
[34] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.
[35] Там же, Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.,1 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.
[36] О. I., 2 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах.
[37] О. I., 3 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[38] Там же, 3 тр. 9 п. ср. О. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 9 п.
[39] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
[40] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.
[41] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.
[42] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
[43] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
Для каждого человека нормой бытия является непременное соединение души и тела с благодатной силой Божией. Благодать Божия есть душа человеческой души. Первые люди до грехопадения имели в себе эту невещественносветоносную силу Божиего существа. После же их падения человеческое естество разорвало связь со стихией Божественной силы, утратило полноту своей жизни и в таком испорченном виде передается от предков к потомкам.
Чтобы воссоздать на земле в человеке и человечестве образ Божий, искаженный грехом, потребовалось воплощение Сына Божия и новое излияние Божественной благодати от Его Богочеловеческого Существа кающимся и верующим в Него людям. Сын Божий воплощением и крестной жертвой поднял человеческую природу из состояния падения и загладил первородный грех и искупил грехи всего мира.
Литургическое богословие дает замечательно оригинальное сопоставление моментов крестной жертвы Христовой со всеми следствиями их для спасения людей. Здесь мы находим интереснейшие параллели и соотношения актов крестного страдания Господа с последующей участью спасаемого Им человечества. Крестной жертвой Христовой верующие во Христа спасаются от греха, осуждения на смерть или клятвы Адамовой и от смерти душевной и телесной. Сын Божий Богочеловек в Духе Отчем соединяет существо каждого верующего с Божественной силой и тем спасает его от принудительной силы греха, страха смерти и осуждения и от рабства диаволу.
Излагаемые ниже мысли литургического богословия о Спасителе и спасении не только истолковывают Библию и даже авторитетный, богодухновенный опыт ее понимания, но вместе сообщают ряд прозрений в тайны горнего мира.
Например, поразительно литургическое учение о схождении Господа Спасителя во ад душею и Божеством и о воскресении Его из мертвых.
Христос Спаситель, воскресивший в Себе человеческое естество и обоживший его единением со Своим Божеством, как Владыка мира, царственно дарует всем людям телесное бессмертие, независимо от их нравственного достоинства. После Своего восстания из гроба Он уже вложил в души всех умерших силу нетления, которая в установленное свыше время проявит себя воссозданием тел воскресения пред Страшным всемирным Судом.
В предлагаемом богословском экскурсе мы ставим своей задачей объединение и систематизацию всех идейных сокровищ литургического мышления, относящихся к сотериологии. Чрез это пред христианским сознанием во всей красе предстает жизненно-глубокое умозрение святых песнопевцев православной Церкви о спасении. В порядке постепенного развития идеи спасения скажем прежде о существенной жизни Спасителя мира — Сына Божия и о Боговоплощении.
Человечество имеет своим Спасителем от греха, клятвы и смерти Бога, покланяемого в Троице. Но преимущественно действие в совершении спасения мира принадлежит Единородному Сыну Божию. Существенная жизнь Его имеет свои особенности, известные из Божественного откровения.
По существу Сын Божий и Отчее Слово прежде веков и прежде денницы рождается из Существа Бога Отца. Как Благой, Отец прежде веков отрыгнул Его из Своего существа [1].
Как истинно сущий Бог, — возлюбленный Единородный Сын Всевышнего Отца есть один от Троицы. Он — великоименитая Отчая Премудрость, Содетель и Начало путей Отца, приснотекущий, жизненный и просветительный Источник, Соприсносущная Отцу и Содействующая Личная Сила, Присносущный Свет от Присносущного Света [2].
Он всегда пребывает во Отце, как заря во свете, носит в Себе всего Отца, с Ним всегда царствует, равнодействует, и есть Отчее сияние, недвижимое и неизменное начертание Отчего существа [3]. Св. Духа, соприсносущного Отцу, Он носит в Себе всажденным [4]. Бог Отец составил небо и землю содействием Единородного Слова, Который есть Источник жизни, неприступный Свет, неописанно Сущий по всей твари, всеведущий, всещедрый, премилостивый и преблагой [5].
Человеколюбец естеством, Сын Божий является Ходатаем и Молитвенником примирения человечества с Богом Отцом [6]. По всеведению и вездесущию Он знает полезное каждому человеку, всепремудро предопределяет предел всякой личной жизни, и образ кончины переплывающих мутное море жизни [7].
После грехопадения первых людей человеческое естество уязвилось стрелою греха, разорвало связь с благодатию Бога Троицы и сделалось духовно мертвенным и телесно тленным. О потомках Адама справедливо сказано в Библии, что они как овцы заблудились среди гор греха. Их мучили тирански диавол и смерть.
Триединый Бог, от века предвидевший падение человечества, положил спасти его от вечной гибели воплощением и крестной жертвой Сына Божия, второго Лица Пресвятой Троицы [8].
Сын Божий — Небесный Хлеб жизни — вместе со Отцом и Св. Духом взалкав спасение людей, восхотел обновить в них Свой образ, сжигаемый страстями, и поднять упавших в глубочайший ров страстей — из тления ада. Только Он, Всемогущий Человеколюбец, мог переменить во благо падший человеческий образ в небесный, избавить его от прельщения диавола, обратить к Богу отпавших грешников и возвратить им радость Богообщения и единения с ангельским естеством в раю [9].