Смекни!
smekni.com

Библиотека гимназии ресурс нравственно-патриотического воспитания (стр. 13 из 14)

Мы, словно пни, отупели, ослепли

от крови и пота,

Нас штейнбрух швырнул на колени,

Для многих он стал эшафотом —

Ну, что же! Мы тягостным сном

равнодушья заснули...

Тогда его вывели. А ветер в тот день

был, как нож, нацелен,

И стынь, как сталь, раскалена.

А вода лилась, лилась, лилась, лилась...

И лед схватил его, как пламя

схватило Джордано Бруно.

Вдруг мы опять ощутили муки — его муки,

И волю — его волю, и ярость — ярость бойца.

В тот день, когда ветер был бритвы

острее,

К жизни нас подняла боль Прометея! (Пауза.)

Ведущий (1): Бухенвальд. (Па­уза.) Немецко-фашистский лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. Первоначальное название Эттерсберг. За 8 лет около 239 тыс. человек были узниками Бухенвальда. Вначале это были немец­кие антифашисты, позднее, в годы Второй мировой войны, — предста­вители многих других национально­стей. Много заключенных погибли уже в период строительства лагеря, которое велось без использования механизмов. Заключенных беспо­щадно эксплуатировали также вла­дельцы крупных промышленных фирм, расположенных в районе Бухенвальда — «Дора», где в подзем­ных помещениях изготовлялись са­молеты-снаряды «Фау».

Около 10 тыс. заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тыс. советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тыс. заклю­ченных 18 национальностей.

Со времен основания лагеря в нем стала формироваться подполь­ная организация антифашистов. В 1943 году был создан интернацио­нальный лагерный комитет. К началу апреля 1945 года организация насчи­тывала 178 групп, и в том числе 56 со­ветских.

11 апреля 1945 года в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в ре­зультате которого лагерь был ликви­дирован восставшими.

Ведущий (2): Этот день и стал считаться Международным днем ос­вобождения узников концлагерей.

ЧТЕЦ (2):

Еще железной хваткою за горло

фашистская неволя держит нас,

Но слышу, слышу поступь войска

красного —

А значит, близок избавленья час.

Мне видится тот свет,

который будет,

Сквозь мрак тюремный, тот,

который есть...

Друзья мои! Израненными пальцами

отстукиваю вам свободы весть!

Идут освободители-солдаты, их сила

разорвет наш черный плен. —

Передайте эту весть товарищам

по гулким проводам тюремных стен.

Идут. Идут! Ломайте же решетки

во всех застенках, здесь и вдалеке:

Должны оковы всюду стать оружьем

у нынешнего узника в руке! (Пауза.)

Ведущий (1): Освенцим, (пау­за.) Был создан фашистами на терри­тории оккупированной Польши, около города Освенцим близ Крако­ва. Строительство лагеря началось в 1940 году. Он занимал площадь 500 га. Это был комбинат уничтожения лю­дей с использованием техники. За го­ды существования в нем было унич­тожено свыше 4 млн. человек. Не­смотря на жесточайший террор, в лагере была организована сеть под­польных ячеек и боевых групп. Осе­нью 1944 года руководящий центр ор­ганизации Сопротивления в лагере го­товил вооруженное восстание. Однако некоторые группы узников стихийно выступили раньше назначенного сро­ка. Восстание потерпело поражение. Свыше 200 человек погибло с оружи­ем в руках. С остальными зверски расправились. 27 января 1945 года не­многие из оставшихся узников были освобождены.

ЧТЕЦ (1): «Гестаповец вынимает револьвер и отходит к окну. Черная дырочка дула глядит мне в глаза.

—Я пристрелю тебя, как собаку, ес­ли ты не перестанешь буйствовать, —
шипит он.

—Дурак, — отвечаю я. Мне смеш­но. Я как раз и хочу того, чем он пы­тается испугать: умереть. Я начинаю
рваться изо всех сил. Мне удается ударом ноги опрокинуть стол. Меня хватают за ноги и привязывают их к
ножкам кресла. Я устаю, и мне опять хочется пить. Выжидаю, когда от ме­ня отойдут. Пробую опрокинуться
вместе с креслом — не удается: оче­видно, ножки кресла вделаны в пол. то же еще предпринять, чтобы за­ставить гестаповца сделать выстрел.

—Дай воды, — прошу его.

Он быстро подходит и отвешивает мне оплеуху. Я презираю его за этот удар. Я плюю, стараясь угодить ему в лицо, и ругаюсь. Гестаповец вытирает платочком подбородок и, зеленый от бешенства, садится на стол.

— Приготовить иглы, — кидает он в сторону.

Сейчас я в третий раз попаду в чу­довищный мир, сотканный из одной боли. Что же... Я познакомлюсь с настоящими пытками. Зарезаться мне не удалось. Умереть от зверских побо­ев не пришлось. Может быть, сердце само догадается разорваться? Сердце, сердце, зачем ты такое сильное? Все говорили, что ты даешь людям счас­тье. Какое счастье ты даешь? Что ты дало мне в мои двадцать лет? Я стис­киваю зубы. Я готов на все... Я чувст­вую острый удар в мозг и длинную ис­пепеляющую боль. Что-то черное, удушливое наваливается на меня и стирает во мне все ощущения" (Ю. Пиляр «Забыть невозможно»). (Пауза.)

ЧТЕЦ (2):

Идет к нам, идет справедливость. Тупую долой терпеливость! Рабы в кабале у машины, Пора уже выпрямить спины. В бараки, землянки, заводы Врывается солнце свободы.

Ведущий (2): Майданек. (Пау­за.) Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фа­шистских лагерей массового уничто­жения людей. Является центральным лагерем, имел филиалы Будздынь (под Краковым), Плащув (близ Кра­кова), Травники (под Веншем), два лагеря в Люблине. В Майданеке было истреблено около 1500 тыс. человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

ЧТЕЦ (1): «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запи­рали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить, Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины, К этому нельзя было привыкнуть. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» —лагерь...» («Ве­нок славы» (т. 10, с. 311)). (Пауза.)

ЧТЕЦ (2):

Нас вывели, и казнь настанет скоро. На пустыре нас выстроил конвой...

И чтоб не быть свидетелем позора, Внезапно солнце скрылось за горой. Вокруг стоят прислужники Черчета, И кровь щекочет обонянье им! Они не верят, что их песня спета, Что не они, а мы их обвиним! Пусть палачи с кровавыми глазами Сейчас свои заносят топоры. Мы знаем, правда все равно за нами, Враги лютуют только до поры.

(Пауза.)

Ведущий (1): Саласпилс. (Пау­за.) Железнодорожная станция на линии Рига—Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отече­ственной войны (1941 — 1945) фаши­стами был устроен концентрацион­ный лагерь, в котором было уничто­жено более 100 тыс. человек.(Пауза.)

ЧТЕЦ (1):

Их расстреляли на рассвете,

когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети, и эта девочка была...

Сперва велели им раздеться и стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский, наивный, чистый и живой

— Чулочки тоже снять мне, дядя? —

не осуждая, не грозя

Смотрели, прямо в душу глядя, трехлетней девочки глаза.

— Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эсесовец обмяк,
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат!

Он словно скован взглядом синим и, кажется, он в землю врос:

— Глаза, как у моей Неминьи, — во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

проснулась в ужасе душа,

Нет! Ее убить, ее не сможет...

и дал он очередь cпеша.

Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла,

Солдат, солдат, что, если б дочка твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.

Ты человек, не только немец,

или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз.

Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд ее светился,

и всюду чудилось опять. И не забудется отныне:

— Чулочки тоже, дядя, снять?

Ведущий (2):

Люди мира, на минуту встаньте. Слушайте, слушайте,

гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон...

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Урок- сообщение для 9 классов. « Подвиг Александра Матросова»

Цель: Показать пример героизма и уважения к славным традициям прошлого.

Ведущий 1: Александр Матросов родился в 1924 г. в г. Днепропетровске. Рано потерял ро­дителей и воспитывался в Ивановском детском доме Ульяновской области и трудовой детской колонии в Уфе. В сен­тябре 1942 г. был призван в ряды Совет­ской Армии и направлен в Краснохолмское военно-пехотное училище. В ноябре 1942 г. вместе с другими курсантами-комсомоль­цами добровольцем ушел в действующую армию. 23 февраля 1943 г. гвардии рядо­вой 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской стрелковой диви­зии Матросов во время боя у д. Чернушки (Локнянского района Псковской обл.), прорвавшись к вражескому дзоту, израс­ходовав все гранаты и патроны, своим телом закрыл амбразуру, обеспечив успех наступающему подразделению. Тело ге­роя было погребено на месте свершения подвига. Матросову (посмертно) 19 ию­ня 1943 г. присвоено звание Героя Совет­ского Союза. Прах героя был перезахоро­нен на площади в Великих Луках в 1948 г.

Приказом народного комиссара оборо­ны от 8 сентября 1943 г. 254-му гвардей­скому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии присвоено наимено­вание: «254-й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросов». Герой Советского Союза гвардии рядовой Алек­сандр Матвеевич Матросов зачислен на­вечно в списки 1-й роты 254-го гвардей­ского полка имени Александра Матросова.

Вот как о подвиге доблестного героя отозвалась военная пресса.

Чтение по ролям: В день юбилея Красной Армии, 23 фе­враля, на привале в большом бору состо­ялось комсомольское собрание батальо­на. Обсуждали, как лучше выполнить бо­евой приказ — взять деревню Чернушки. На собрании выступил комсомолец Саша Матросов — молодой белокурый паренек с автоматом на груди. Оглядев товарищей голубыми и быстрыми, как воды Днепра, глазами, он сказал: