Далее идут сообщения учащихся.
1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
В мае 1940 г. Жуков был произведён в генерал-полковники и назначен командующим Киевским военным округом (в то время самым сильным), а уже 4 июня получил следующий чин — генерала армии. В декабре на совещании высшего командного состава он сделал удачный доклад, а в последовавшей за совещанием оперативной игре, командуя «западными», взял верх над «восточными», которыми руководил генерал Дмитрий Григорьевич Павлов. После игры Жукова назначили начальником Генштаба. Георгий Константинович немного растерялся, поскольку никогда ранее в штабах не служил. «Если не получится из меня хороший начальник Генштаба, буду проситься обратно в строй», — заявил Жуков. «Вот и договорились», — ответил Сталин.
В феврале 1941 г. Жуков доложил, что немцы усилили воздушную и агентурную разведку советской территории. «Они боятся нас», — прокомментировал доклад Сталин. И пояснил: Гитлер предупредил советского посла, что предстоящая концентрация частей вермахта в Польше связана с перегруппировкой войск в Европе для дальнейших действий против Англии. Сталин этому объяснению, однако, не поверил и расценил переброску немецких войск на Восток как реакцию на концентрацию Красной Армии на западе страны. Сам Жуков тогда полагал: «Война с Германией может быть тяжёлой и длительной, но наша страна уже имеет всё необходимое для продолжительной войны и борьбы до полной победы. Мы не думали, что Красной Армии придётся так неудачно вступить в войну, потерпеть тяжёлое поражение и отходить в глубь страны... Ни нарком, ни я не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день компактными группировками на всех стратегических направлениях». Оказалось, что бояться надо было не немцам, а нам.
2. ПЕРВЫЕ БОИ
22 июня 1941 г. Жуков прибыл на Юго-Западный фронт, где помогал командованию организовать контрудар закончившийся провалом. Через четыре дня Сталин отозвал Георгия Константиновича в Москву, чтобы поправить катастрофическое положение на Западном фронте, но было уже слишком поздно. В первые недели войны Генштаб не имел устойчивой связи с фронтами. Когда обстановка прояснилась, Жуков стал испытывать опасения за судьбу группировки в районе Киева, которую противник мог окружить с севера и юга. 29 июля начальник Генштаба предложил отвести войска за Днепр и оставить Киев.
Заботясь о престиже, Сталин не хотел сдавать «мать городов русских» и заявил, что Жуков говорит чепуху. Тот вспылил: «Если вы считаете, что начальник Генштаба способен только чепуху молоть, тогда ему здесь делать нечего». — «Вы не горячитесь, — сказал Сталин. — А впрочем... мы без Ленина обошлись, а без вас тем более обойдёмся». Жукова назначили командующим Резервным фронтом.
У города Ельня он нанёс контрудар по немецкому плацдарму, угрожавшему Москве. В конце августа войска Жукова перешли в наступление и ценой больших потерь вытеснили немцев с Ельнинского выступа. В тот момент вермахт наносил главный удар на юго-западе, и отвлечение советских резервов к Ельне противнику было даже выгодно. Вместе с тем контрудар Резервного фронта имел важное моральное значение, став первой успешной советской наступательной операцией такого масштаба.
3. ЛЕНИНГРАД
10 сентября 1941 г, Ставка направила Жукова в Ленинград, блокированный немцами. Когда Георгий Константинович прилетел в город, Военный совет Ленинградского фронта во главе с Ворошиловым рассматривал планы минирования важнейших объектов на случай сдачи города.
По предложению Ворошилова было принято решение оборонять Ленинград до последнего человека. После этого Жуков вступил в командование фронтом. К тому времени Гитлер решил не брать Ленинград штурмом, а ограничиться блокадой. Георгий Константинович сосредоточил главные усилия на отражении немецкого наступления в районе Пулковских высот. Здесь германская группа армий «Север» продолжала атаки, чтобы сковать основные силы советских войск и сделать невозможным прорыв блокады. Жуков вспоминал: «У нас бывали весьма тяжёлые моменты, когда враг захватил Пулковские высоты и Урицк, а отдельные группы танков противника прорывались даже к мясокомбинату. Казалось, вот-вот случится то, чего каждый из нас внутренне боялся. Но героические защитники города находили в себе силы снова и снова отбрасывать разъярённого противника на исходные позиции».
4. В БИТВЕ ЗА МОСКВУ
5 октября 1941 г. Сталин позвонил Жукову и попросил срочно прибыть в Москву, чтобы ликвидировать прорыв противника на Западном направлении. Георгия Константиновича направили представителем Ставки на Западный и Резервный фронты, главные силы которых были в окружении. Сталин собирался расстрелять генерала Конева, но Жуков спас его. Он сказал Сталину, что «это только произведёт тяжёлое впечатление в армии... Вот расстреляли в начале войны командующего Западным фронтом Павлова, а что это дало? Ничего не дало». 10 октября Жуков возглавил Западный фронт, объединивший все войска на подступах к столице. Основные силы генерал сосредоточил на линии Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Калуга. Обороняться пришлось в основном соединениям, переброшенным из резерва Ставки и с других фронтов. Во второй половине ноября, когда началось новое генеральное наступление немцев, Сталин спросил у Жукова: «Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю с болью в душе. Говорите честно, как коммунист». Тот ответил: «Москву, безусловно, удержим. Но нужно ещё не менее двух армий и хотя бы 200 танков». Сталин пообещал две армии к концу месяца, и слово сдержал.Главные удары маршала Жукова были нацелены на Берлин .Жуков был в своей стихии. Шло наступление. Войска Жукова форсировали Одер и захватили плацдарм в 60 км от Берлина. Георгий Константинович Жуков скончался 18 июня 1974 года и похоронен у Кремлевской стены.
Литература:
1.Энциклопедия для детей: Т.5. История России хх век. Ч. 3.- М.: Аванта +,2002.
2.Видеокассета «Полководец Г.К. Жуков.
Цель:
1. Рассказать об одном из крупных сражений Великой Отечественной войны – Курской битве.
2. Способствовать воспитанию чувства сопричастности к тем, кто защищал собою нашу Родину на фронте.
Организация: урок ведут активные читатели библиотеки, получившие свое задание заранее.
1. Летом 1943 года советские войска победили в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной войны – Курской битве. Эта победа стала переломным моментом в ходе всей войны.
В первой половине 1943 г. военное положение фашистской Германии заметно ухудшилось. Поражение немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (сентябрь 1942 -февраль 1943), ликвидация 330-тысячной окруженной группировки немецких войск (январь—февраль 1943), прорыв блокады Ленинграда (январь 1943), освобождение городов: Воронеж (январь), Курск (февраль), Ржев и Вязьма (март) подорвали военную мощь Германии, моральный дух ее армии и населения.
Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха и предотвратить распад фашистского блока, германское командование решило провести крупную наступательную операцию, надеясь одновременными ударами с севера и юга по направлениям, сходящимся в Курске, разгромить советские войска в Курском выступе линии фронта.
2. Битва на Курской дуге состояла из двух этапов. На первом этапе в оборонительном сражении (5—11 июля) советские войска нанесли крупный удар по немецко-фашистской группировке, пытавшейся перейти в наступление. На втором этапе (12 июля -23 августа) наши войска разгромили ее, перейдя в контрнаступление.
Обе стороны сосредоточили в районе Курского выступа значительные силы. В составе ударных группировок противника насчитывалось свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и самоходных орудий, около 2050 самолетов. С нашей стороны к началу июля в составе Центрального и Воронежского фронтов насчитывалось 1 млн. 336 тыс. человек, свыше 19 тыс. орудий и минометов, 3444 танка и самоходные артиллерийские установки, 2172 самолета. К началу Курской битвы времена превосходства немцев в количестве военной техники уже прошли. Кроме того, с нашей стороны было возведено несколько рубежей обороны протяженностью 1535 км.
На этот раз советское командование своевременно разгадало вражеский замысел и разработало ответный план, рассчитанный на то, чтобы сначала обескровить врага в оборонительных боях, затем перейти в контрнаступление.
3. Важное значение имели сведения о готовившейся операции «Цитадель», получаемые из Британии. Английские криптографы в июле 1941 г. расшифровали код немецкой шифровальной машины «Энигма» («Загадка»), используемый на Восточном фронте. Черчилль приказал сообщать русским сведения, не раскрывая источника их получения. К 1943 г. советская сторона имела возможность не раз убедиться в достоверности сведений английской разведки. Расшифрованные данные позволяли следить за «Цитаделью» начиная с 15 апреля. Для проведения операции немцы сосредоточили в районе Курского выступа свыше 900 тыс. человек, около 100 тыс. орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий, более 2 тыс. самолетов.
4. 5 июля 1943 г. немецкие войска перешли в наступление с целью окружения советских частей в районе Курска. По показаниям взятых накануне в плен немецких солдат, наступление было назначено на 4 часа утра, солдаты уже получили рацион на пять дней. Командующие фронтов К. К. Рокоссовский (Центральный фронт) и Н. Ф. Ватутин (Воронежский фронт) приказали упредить наступление артиллерийской контрподготовкой. Таким образом, внезапность первого удара врага была сорвана. В 5.30 утра 5 июля 1943 г. началось сражение, оказавшееся переломным в ходе всей войны.