Смекни!
smekni.com

Жизнь после смерти (стр. 14 из 40)

Кроме моих соприкосновений с несколькими направлениями научной мысли, у меня были и другие встречи. Знакомство с Йоганандой позволило мне свернуть с узкой колеи «деревенского христианства» моего детства. Одной встречи с ним было достаточно, чтобы почувствовать, что ты находишься рядом с великим человеком- человеком глубоких знаний, непоколебимой цельности, абсолютного мужества и бесконечного сострадания. И все же эта грандиозная личность сформировалась полностью за пределами нашей иудео-христианской традиции! Внезапно я остро осознал тот факт, что глубокая и истинная мудрость может возникать и в других местах нашей планеты- отличных от той культуры, в которой мне суждено было родиться- культуры, оказавшейся на удивление узкой в некоторых столь важных моментах. Эти встречи побудили меня более глубоко изучить интеллектуальное наследие других стран и культур. И когда я вновь вернулся к иудео-христианским верованиям моего времени и места, мое понимание невероятно возросло и обогатилось.

Но вернемся к нашей теме- условиям существования в мире после смерти. Внимательно изучив историю, мы можем обнаружить, что евреи времен Ветхого завета не только первыми признали и описали потусторонний мир, но и открыли единого Бога в природе и социальном процессе. За два столетия до прихода Христа палестинские евреи подвергались влиянию со стороны идей греков, зороастрийцев, вавилонян и персов, что внесло свои изменения в их древнюю концепцию посмертного бытия. Прежде у них считалось, что мертвые уходят в Шеол- тусклую и бесцветную обитель, подобную греческому Гадесу. Теперь большинство евреев говорят о посмертной жизни в обновленном теле, с ясным умом и полноценным сознанием. В то время как до этого идея воздаяния за земные поступки практически не принималась в рассчет, теперь они стали говорить о «рае», «Эдемском саде», «Лоне Авраамовом», «Подножии Трона». В древнееврейских писаниях говорится об «Аврааме, помещенном Господом в Райский сад», «Пророке Моисее, попавшем в Эдемский сад», о «Святом Иуде в Лоне Авраамовом». Все эти образы содержат позитивные, жизнеутверждающие элементы: продолжение активной жизни личности,живое сознание, общение и деятельность, окружение, полное радости и красоты.

Среди евреев нет и не было согласия относительно самой природы жизни после смерти,

но эти новые элементы дали им иное, более адекватное понимание ее возможностей.

Древние евреи, несмотря на проклятия их пророков в адрес «колдунов(астрологов) и медиумов», прекрасно знали о взаимоотношениях между миром живых и миром развоплощенных людей, и часто пытались наладить связь между ними при помощи медиумов. Известный пример-это сеанс короля Саула с женщиной-медиумом в Аэндоре, ясно показывает, что евреи времен Саула прекрасно знали о выживании человеческой личности после смерти вместе с ее памятью, способностью узнавания , интеллектом, и другими атрибутами активно действующей персоны. В Библии этот эпизод освещен достаточно подробно:

Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.

И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошёл сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.

Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?

И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело.

Тогда женщина спросила: кого же вывести тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.

И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул.

И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.

Какой он видом? - спросил у неё Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.

И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? [2]

Евреи- почитатели Яхве оставили нам в Библии историю религии в эволюции, в ходе которой представления о посмертной жизни или ее отсутствии постепенно менялись и вытесняли друг друга. Начиная со второго века до н.э. многие евреи стали понимать душу человека как его подлинное «я», существующее до рождения тела и переживающее его смерть. С этими идеями смешивалось учение о воскрешении, согласно которому физическое тело, или же его достаточно точная копия, будут воссозданы заново, чтобы обеспечить человеку приемлемую жизнь после смерти.

Иисус из Назарета говорил о жизни после смерти так, как этого не делал никто другой до него. Он говорил об этих, столь отдаленных для большинства людей реальностях, с такой определенностью и убедительностью, которыми может обладать лишь человек, сам побывавший там. Он умышленно избегал сколь- нибудь детальных описаний сцен жизни за чертой, «поскольку», как он сказал, «вы не смогли бы вынести это». Очевидно, он чувствовал, что простой и прямолинейный ум его учеников не был готов к восприятию всех сложностей, сопутствующих глубокому пониманию жизни после смерти. Также он ясно дал понять, что не желает, чтобы раздумья и предположения о жизни после смерти помешали той важной работе, которая должна быть сделана в настоящем. В его учении всегда подчеркивается важность текущего момента. Он подразумевал, что жизнь, прожитая в любви, понимании, ежедневной работе над собой, приведет к своему удовлетворительному продолжению в мире ином без чрезмерных размышлений о ней.

Однако, Иисус нередко и приподнимал занавес, давая возможность получить мимолетное впечатление о том, что лежит за ним. «В доме Отца моего обителей много, а если бы это было не так, то я сказал бы вам[3]». Таким образом нам дается понимание существования широкого диапазона бытия и состояний сознания, достижимых в более высоких сферах. Он беспрестанно подчеркивал значение текущей жизни как арены для духовного развития. Так, например, в Евангелии от Луки приводится его притча о нищем Лазаре и богаче. В этой притче описывается их состояние в потустороннем мире вскоре после смерти. Братья богатого человека все еще продолжают жить на Земле, и он знает, что они делают. Ему трудно приспособиться к новым условиям существования: он больше не может получать всего, что ему хочется, и деньги здесь не помогают ему проложить свой путь. Лазарю, однако, земные страдания помогли закалить свой характер и достичь духовной зрелости: он оказывается в «Лоне Авраамовом». Интересно отметить, что Иисус не придавал большого значения представлениям об «аде» как о месте пыток и наказаний за грехи, как это было широко распространено у христианских священнослужителей средних веков и вселяло такой ужас в сердца их прихожан. По всей видимости, у того богача были такие же шансы достичь духовного прогресса, как и у любого другого, как только он освободится он фальшивых представлений о жизни, тянущих его назад. Новый «Гадес» предстает перед нами как промежуточное место отдыха- своего рода контрольно-пропускной пункт, где души останавливаются в своем путешествии, чтобы получить помощь и поддержку в дальнейшем развитии начиная с того уровня, которому они соответствуют сейчас. Сам Иисус, согласно раннему христианскому преданию, известному как «Апостольское кредо», спустился «туда» перед тем, как после своего распятия на кресте явиться людям в своем духовном( часто называемом «астральным») теле.

Ради просвещения тех учеников, которые, как он думал, могли «вынести это», Иисус, один из самых великих медиумов, сделал их участниками сеанса, на котором явились Моисей и Илия. Свидетели- Петр, Яков и Иоанн, находились под длительным впечатлением от увиденного- того светоносного состояния, которого достигли эти духовно продвинутые личности после своей биологической смерти. Опять же, когда Иисуса вместе с двумя разбойниками пригвоздили к крестам, в самом преддверии агонии, он смог с уверенностью сказать одному из них: «Нынче же будешь со мной в раю». «Рай» в том смысле, в котором это слово использовали евреи того времени, не подразумевал близости к Создателю, что часто имеют в виду под «раем» или «небесами». Это было всего лишь одно из наименований «места для отдыха» сразу же после смерти. Хорошо засвидетельствованные слова Иисуса служат еще одним подтверждением что в жизни после смерти- во всех ее фазах- люди живут в полном сознании и могут узнавать друг друга. Апостолу Павлу принадлежат несколько комментариев, относящихся к связи между земной и потусторонней жизнью. «Знаю человека во Христе»- писал апостол Павел, « который лет четырнадцать тому назад… восхищен был до третьего неба[4]». Он знал и другого человека, который «был восхищен в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать[5]». Очевидно, и сам Павел был не прочь испытать подобные откровения. Он молился об этом, но получил «терний в плоть мою, посланный сатаной, чтобы я не превозносился сверх меры[6]».Поэтому, сказал Павел, он хотел бы прославиться «слабостью своей», чтобы сила духа явила бы свою мощь еще явственней для всех из столь жалкого сосуда. Здесь я вспоминаю тех работников Анонимной Ассоциации Алкоголиков, которые первоначально «прославились» своей слабостью к пагубному пристрастию, но впоследствии так много сделали для больных алкоголизмом нашего времени.