Самые возвышенные умы, самые щедрые сердца, проницательнейшие интеллектуалы, благороднейшие души, которых знала земная история, подтверждали продолжение жизни после смерти и давали людям знание о ней. Так неужели я должен позволить предвзятому критиканству со стороны умов и душ гораздо более низкого уровня сбить меня с намеченного курса? Почти полвека моя работа была открыта для ученых, и я лично знал многих из них. Но среди тех, кто отрицает посмертное выживание человека, никогда не было ни одного великого ученого. Но я сомневаюсь, что повизгивание ученых низшего эшелона в такой же степени виновно в неспособности большинства людей принять ясно продемонстрированные факты, подтверждающие продолжение жизни , как интриги мелких функционеров от религии. Слишком долго- в течение многих веков- дубоголовые фанатики с прокисшими душами и властолюбцы, управляли своей паствой с помощью угрозы ада. Радости, свободы и возможности Неограниченной Вселенной были скрыты от взора людей. Страх не притягивает- он отталкивает. Проповеди страха перед адом, я думаю, настолько же ответственны за превалирующий скептицизм, как и все остальное. Кто захочет поверить в жизнь после смерти, если это нечто неприятное?
Иногда бывает даже трудно себе представить, до каких пределов способны доходить и католики, и протестанты в своих проповедях о «геенне огненной». Например, в одном из памфлетов, который мне недавно попался в католической церкви, я обнаружил следующие слова: «Дитя мое, если ты попадешь в ад, рядом с тобой всегда будет дьявол, чтобы бить тебя. Он будет тебя каждую минуту, беспрерывно. От первого удара твое тело покроется нарывами и язвами, как у Иова. От второго удара тебе станет вдвое хуже, чем Иову. А от третьего удара- втрое хуже, чем Иову. Каким же тогда станет твое тело, если дьявол будет бить тебя миллион лет без передышки? Пойди и спроси завтра в семь часов вечера, что происходит с этим ребенком. Дьявол ответит: «Он горит в аду». Спроси то же самое через миллион лет, и получишь тот же ответ: «Он горит». И так всегда- когда бы ты ни спрашивал, ответ будет тем же самым: «Он все горит в аду!»
Протестантство в этом отношении ничуть не лучше. Вот фрагмент, взятый из книги протестантских проповедей: «Когда ты умрешь, твоя душа будет испытывать мучения. Это будет адом для нее. Но в день суда она воссоединится с телом, и ты окажешься дважды в аду: твоя душа будет источать кровавый пот, а тело- мучаться смертными муками. В точно таком же огне как и у нас на Земле, твое тело будет вечно гореть не сгорая, по всем твоим венам будет вечно растекаться боль, а каждый твой нерв станет струной, на которой дьявол будет вечно играть свою мелодию невыразимой адской скорби». Разве могут люди, постоянно подвергаемые подобным проявлениям садизма и мании величия, рожденными беспокойствами и неудовлетворенностью больного ума, смотреть в будущую жизнь иначе как с содроганием?
К счастью, достаточное количество верующих не были подвержены подобному типу психопатологического воздействия. И если они имеют лишь туманные и боязливые представления о жизни в мире ином, на это должны быть другие причины. Я думаю, эти причины легко обнаружить в том образе жизни, который мы ведем- или как нам кажется, вынуждены вести. Необходимость ежедневно добывать средства к существованию, прокладывать себе дорогу в повседневной жизни, неизбежные бытовые дела, оставляют мало сил для духовной работы, которая ведет к стойкой уверенности в жизни, не имеющей конца и уходящей в счастливую бесконечность. Даже ребенок, услышав доброе и вдохновляющее наставление о жизни в ином мире, быстро обнаруживает, что его родители практически не обращают внимания на то, что сами недавно говорили- они заняты другими делами и поглощены другими заботами. Только когда приближается смерть, и только когда она приходит, лишь испытав чувство горечи от пережитой утраты, они начинают понимать, что эти вещи очень важны.
На первой мировой войне я потерял брата. Я сильно горевал по нему. В то время я был еще молодым человеком. За следующие годы много других близких мне людей ушли из жизни, и я скорбел о каждой пережитой потере. Часть моей работы священника и медиума состоит в том, чтобы помогать отчаявшимся людям. Меня нельзя назвать человеком, незнакомым с горем.
Чувство тяжелой утраты- вещь достаточно сложная. Это чувство невозможно преодолеть, просто заверив убитого горем человека, что его ушедшему близкому или любимому хорошо в мире ином. На уровне ума, он, быть может, это и понимает. Вера в новые благоприятные и светлые возможности жизни в потустороннем мире могла бы стать одним из краеугольных камней в формировании человеческого характера. Но все же и в этом случае он мог бы испытывать приступы горя, кажущиеся непреодолимыми. Сначала необходимо выделить и нейтрализовать другие составляющие этой агонии, прежде чем ясное знание о природе новой жизни сможет исполнить свою исцеляющую и восстанавливающую работу.
Наша жизнь, такая какой мы ее проживаем, в большой степени определяется эмоциональными взаимоотношениями-симпатиями и антипатиями, притяжением и отталкиванием. В этом смысле жизнь каждого из нас состоит из жизней других. Когда одна жизнь исчезает в своем видимом проявлении из сети земных взаимоотношений, страдают все участники этой сети, в особенности-те, кто находился ближе всего к ушедшему. Если человек осознает узы, связывающие его с космической и духовной жизнью, и понимает вытекающие из них грандиозные перспективы, это может облегчить его боль, но не устранить ее. На земной плоскости наши духовные тела проходят своего рода инкубационный период, и наши физические тела наделены в ней немалой властью. У них имеются свои привычки, пристрастия, привязанности и стереотипы. Когда одно из этих звеньев в поведении человека должно быть подвергнуто существенной перестройке, это приносит нам неизбежную боль.